Развитие речи при ознакомлении детей с художественной литературой
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.
«Программа воспитания в детском саду» ставит задачу — заложить в детях любовь к художественному слову, уважение к книге, определяет тот круг произведений художественной литературы, который надо детям прочитать, рассказать, заучить наизусть.
Репертуар литературных произведений, данный в «Программе» по всем возрастным группам, является обязательным для каждого воспитателя, также обязательно выполнение всех задач, которые ставятся в связи с ознакомлением детей с художественной литературой.
Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение.
Перед воспитателем стоит сложная задача — каждое художественное произведение донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателей эмоциональным отношением к литературным персонажам, их чувствам, поступкам или к лирическим переживаниям автора, т. е. интонационно передать свое отношение к героям и действующим лицам. А для этого необходимо самому воспитателю, прежде чем знакомить детей с произведением, понять и прочувствовать его, суметь проанализировать со стороны содержания и художественной формы. И, конечно, педагог должен владеть техникой чтения и рассказывания — четкой дикцией, средствами интонационной выразительности (правильно расставлять логические ударения, паузы, владеть темпом, умея
ускорять или замедлять его, в нужных местах повышать или понижать голос).
Только при условии выразительного донесения до ребенка литературного произведения каждого жанра можно говорить о правильном его восприятии.
Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности само собой к ребенку не приходит: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста, чтобы сформировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь.
Конечно, это очень сложная задача — донести до ребенка и познавательную, и нравственную, и эстетическую сущность литературного произведения, но это необходимо. При анализе текста очень важно соблюдать чувство меры, избегая прямолинейного морализирования, голого назидания, и правильно сочетать вопросы по содержанию с вопросами о художественной форме произведения.
К. Д. Ушинский писал: «...не педагогически поступает тот, кто, стараясь объяснить маленькому читателю каждое слово, навязывает на небольшой и иногда пустой рассказ целый том разнообразнейших словесных толкований».
Многие положения К. Д. Ушинского о восприятии литературных произведений, о развитии «дара слова» путем упражнений, начиная с раннего возраста, не утратили своего значения и в наше время.
В советской дошкольной педагогике в разработку методики ознакомления детей е художественной литературой большой вклад внесли Е. И. Тихеева, В. А. Флерина, О. И. Соловьева, Л. А. Пеньевская, М. М. Конина, Н. С. Карпинская, В. М. Федяевская, Р. И. Жуковская и др.
При целенаправленном педагогическом руководстве, возможно обеспечить эстетическое восприятие литературного произведения и осознание ребенком и его содержания, и средств художественной выразительности.
В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются своя задаче речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повышается, у детей развивается поэтический слух.
Мы рассмотрим лишь некоторые вопросы развития речи детей при ознакомлении, с художественной литературой но возрастным группам, начиная со второй младшей, потому что здесь эта работа занимает гораздо большее место, чем в предыдущей (в «Программе воспитания в детском саду» выделен специальный раздел «Художественная литература»).
Дата добавления: 2015-01-21; просмотров: 1436;