Общение как познание людьми друг друга (перцептивная сторона)
Для понимания целей и мотивов, установок партнера по взаимодействию и принятия, разделения этих установок большое значение имеет тот факт, как воспринимается партнер по общению. Процесс восприятия одним человеком другого выступает, как обязательная составная часть общения и условно может быть названа перцептивной стороной общения.
Термин «социальная перцепция» был введен Дж. Брунером в 1947 году.
Субъект восприятия: отдельный индивид, группа – восприятие группой своего/чужого члена, восприятие группой самой себя или другой группой.
Понятие «социальная перцепция» несколько отличается от понятия «перцепция», принятого в общей психологии. Поскольку это процесс социальный, то есть протекающий в обществе, постольку его окрашивают и направляют наши эмоции, мнения, отношения, установки. Социальная перцепция – процесс с активной обратной связью, непременно включающий в себя понимание. Образ человека, формирующийся в процессе восприятия, несет информационную нагрузку и играет регулирующую роль в процессах взаимодействия, помогает выстраивать линию поведения по отношению к воспринимаемому человеку.
Содержание, эффекты, механизмы межличностного восприятия.Поскольку человек вступает в общество всегда как личность, то он и воспринимается другими как личность. На основе внешней стороны поведения мы как бы «читаем другого человека», расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые при этом возникают, играют важную роль. Так как, познавая другого, формируется сам познающий индивид и от меры точности прочтения другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий.
Представление о другом человеке тесно связано с уровнем общественного самосознания: с одной стороны богатство представлений о самом себе определяет и богатство представлений о другом человеке, с другой стороны, чем более полно раскрывается другой человек, тем более полным становится представление и о самом себе. Представление о себе через представление о другом формируется обязательно при условии, что этот другой дан не абстрактно, а в рамках достаточно широкой социальной деятельности, в которую включено взаимодействие с ним. Индивид соотносит себя с другими не вообще, а, прежде всего, преломляя соотнесение в разработке совместных решений. Ходе познания другого человека одновременно осуществляются несколько процессов: эмоциональная оценка другого, попытка понять строй его поступков, основанная на этом стратегия его поведения и построение стратегии собственного поведения. При построении стратегии взаимодействия каждому активному субъекту приходится принимать в расчет не только установки, потребности и мотивы другого человека, но и как этот другой понимает мои мотивы, потребности и установки.
Таким образом, анализ осознания себя через другого включает две стороны: идентификацию и рефлексию. Кроме того, туда также включается и каузальная атрибуция.
Идентификация – отождествление себя с другим, один из самых простых способов понимания другого человека – уподобление ему себя. Иногда предположение о внутреннем состоянии человека строится на основе попытки поставить себя на место другого человека. Экспериментально установлена тесная связь между идентификацией и эмпатией (состояние близким по содержанию).
Эмпатия– особый вид понимания другого человека, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Эмпатия противостоит пониманию, она суть аффективное понимание. Ситуация другого человека не сколько «продумывается», сколько «прочувствывается». Механизм эмпатии в определенных местах схож с механизмом идентификации: умение поставить себя на место другого, выглянуть на вещи с его точки зрения. Однако взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения не обаятельно означает отождествить себя с этим человеком. Если я отождествляю себя с кем-то, это значит, что я строю свое поведение так, как его стоит другой. Если же я проявляю эмпатию, я просто принимаю во внимание его линию поведения (отношусь к ней сочувственно), но свою собственную могу строить совсем по-иному. И в том и в другом случае налицо будет «принятие в расчет» поведения другого человека, но результат наших совместных действий будет различным: одно дело — понять партнера по общению, встав на его позицию, действуя с нее, другое дело — понять его, приняв в расчет его точку зрения, даже сочувствуя ей, но действуя по-своему. Процесс понимания друг друга осложняется явлением рефлексии.
Рефлексия – термин в социальной психологии означает осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, «глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается внутренний мир первого исследователя».
Каузальная атрибуция как механизм межличностного восприятия занимает особое место: важно и разработано в многочисленных теоретических и экспериментальных исследованиях. Каузальная атрибуция - это процесс приписывания другому человеку причин его поведения в том случае, когда информация об этих причинах отсутствует. Потребность понять причины поведения партнера по взаимодействию возникает в связи с желанием интерпретировать его поступки. Интерпретация поведения другого человека может основываться на знании причин этого поведения, но в обыденной жизни люди сплошь и рядом не знают действительных причин поведения другого человека или знают их недостаточно. Тогда дефицит информации и приходится заменить приписыванием. Приписывание осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то другим образцом, имевшимся в прошлом опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации (в этом случае может действовать механизм идентификации). Но, так или иначе, возникает целая система способов атрибуции.
Дата добавления: 2015-01-21; просмотров: 2647;