Предмет психологии
ВВЕДЕНИЕ. 3
тематический ПЛАН КУРСА. 6
Лекция 1. Полупроводники и полупроводниковые приборы. 8
Лекция 2. Специальные полупроводниковые
и электровакуумные приборы. 21
Лекция 3. Функциональная классификация элементов
систем управления и автоматики. Государственная система
приборов измерения и средств автоматики. 32
Лекция 4. Датчики положения и перемещения. 42
Лекция 5. Датчики скорости, усилия, температуры. 57
Лекция 6. Схемы подключения датчиков. 63
Лекция 7. Усилители. 75
Лекция 8. Реле. 87
Лекция 9. Логические элементы и преобразователи. 97
Лекция 10. Исполнительные устройства, органы управления
и приборы контроля. 114
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 124
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 125
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 131
Библиографический СПИСОК. 135
* – двойная черта означает двойное отрицание
** – общая черта над произведением или суммой означает отрицание полученного результата
* Сочетание РЕ применять не допускается
* Обозначение SF применяется для аппаратов, не имеющих контактов силовых цепей
[д1]
I. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ
Предмет психологии
ПЛАН
1. Понятие о психологии как науке.
2. Житейское и научное понимание психических явлений.
3. Понятие о психике, ее структура и функции.
4. Сознательное и бессознательное в психике.
5. Отрасли психологии.
6. Задачи общей, детской и педагогической психологии.
7. Связь психологии с другими науками.
Возникновение психологии как науки.Исторически первой формой психологии является учение о душе. Существует следующий греческий миф. Эрот, сын Афродиты, влюбился в Психею. Афродита, узнав об этом, проявила неудовольствие: негоже сыну богов любить простую смертную. Для того чтобы помешать влюблённым, она устроила ряд испытаний для Психеи, но та их достойна выдержала. Всё это произвело впечатление на богов, они помогли ей выполнить все требования Афродиты. Эроту удалось убедить Зевса превратить Психею в богиню, сделав её бессмертной. Таким образом, влюблённые соединились навеки. Для греков этот миф – классический образец истинной любви, высшей реализации человеческой души. Именно поэтому Психея – простая смертная, обрётшая бессмертие, стала символом души, ищущей свой идеал.
С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. В философских учениях древности уже затрагивались некоторые психологические аспекты, которые решались либо в плане идеализма, либо в плане материализма. Так, материалистические философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов. Но философ-идеалист Платон понимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть в тело человека, существует обособленно в высшем мире, где познает идеи – вечные и неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения. Идеалистическая теория Платона, трактующая тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала, положила основу для всех последующих идеалистических теорий.
Великий философ Аристотель в трактате "О душе" выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Душа, психика проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, движущей, разумной; высшие способности возникают из низших и на их основе. Первичная познавательная способность человека – ощущение, оно принимает формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи, подобно тому как "воск принимает оттиск печати без железа и золота". Ощущения оставляют след в виде представлений – образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству, по смежности и контрасту, тем самым указав основные виды связей – ассоциации психических явлений.
Термин «психология» впервые появился в научном обиходе в XVIII в. (в книгах немецкого философа Христиана Вольфа «Рациональная психология» и «Эмпирическая психология»). Слово «психология» образовано от греческих слов «психе» (душа) и «логос» (учение, наука).
История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 году в основанной немецким психологом Вильгельмом Вундтом в Лейпциге первой в мире экспериментальной психологической лаборатории. Вскоре, в 1885 году В. М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.
Если первоначально психология относилась к науке, которая изучала душевные или психологические явления, связанные с сознанием, то уже в начале ХХ в. в сферу исследований психологов включались неосознаваемые психические процессы, а также поведение и деятельность.
На рубеже XIX – XX вв. началось быстрое развитие психологии, которое стимулировалось успехами естествознания, в первую очередь развитием эволюционной биологии, физиологии органов чувств, психофизики и физиологии ВНД, а также возросшими требованиями, предъявляемыми к психологии со стороны медицины, педагогики и производства.
Таким образом, в становлении психологии как науки выделяют следующие этапы:
I этап-психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.
II этап – психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.
III этап – психология как наука о поведении. Возникает в XX веке: Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).
IV этап – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.
В развитие психологии внесли свой вклад многие философы. Самостоятельной она же стала в XIX в., когда в данную науку был введён эксперимент и усовершенствованы методы исследования. Основанная Вильгельмом Вундтом в конце XIX в. в Лейпциге экспериментальная психологическая лаборатория (а позже Институт экспериментальной психологии) положила начало новой экспериментальной ветви психологии.
Психология – это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека.
Предметом психологической науки является психика человека: ощущения и восприятие, внимание и память, воображение и мышление, общение и поведение, сознание и речь, способности, свойства и качества личности, деятельность, бессознательную сферу психики и многое другое.
Таким образом, одним из фундаментальных научных понятий психологии является психика. Психика является субъективным (т.е. внутренним, в виде психических процессов), сложным и многообразным отражением объективного мира.
Итак, душа, психика – это внутренний мир личности, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающим внешним миром, в процессе активного отражения этого мира. Психика присуща не только человеку, она имеется и у животных. Значит, психологию не следует понимать только как науку о человеке, в ней всегда учитывается общность психики животных и человека.
Житейское и научное понимание психических явлений.Понятие «психология» имеет как научный, так и житейский смысл. В первом случае оно употребляется для обозначения соответствующей научной дисциплины, во втором — для описания поведения или психических особенностей отдельных лиц и групп людей. Житейские психологические знанияочень приблизительны, расплывчаты и во многом отличаются от научных знаний. Основное отличие научной психологии от житейской заключается в том, что для последней поле исследовательской деятельности практически бесконечно, то с появлением научной дисциплины происходит резкое сужение, ограничение, зафиксированное в специальном языке. Научный психолог теряет для изучения (не всегда безвозвратно) целые пласты житейского опыт, однако вводимые ограничения создают новые преимущества. Так, у Вундта точное предметное определение сложного для изучения объекта связано с умением операционально, с помощью простых методических процедур в специальной экспериментальной ситуации выделять его элементы, воспроизводить их в заданных условиях, измерить (и, следовательно, привлекать количественные методы для обработки полученных данных), выявлять связи этих элементов и, в конечном счете, устанавливать закономерности, которым они подчиняются.
С ограничением предмета и появлением специальных методов его исследования связаны и остальные, также существенные различия научной и житейской психологий: 1) откуда и каким путем приобретаются психологические знания; 2) в каких формах они сохраняются и 3) благодаря чему передаются, воспроизводятся.
1. Опытом житейской психологии является индивидуальный опыт со всеми его нюансами. Приобретается он случайным образом, и психологические знания, необходимые человеку для жизни, извлекаются из него, как правило, интуитивно и несистематически. Научная психология базируется на опыте, который с самого начала является абстрагированным от многих деталей, понятийно оформленным. Отличны и пути, методы познания - целенаправленного, систематизированного, инструментально оснащенного. Для научного психолога удачная догадка становится гипотезой, допускающей экспериментальную проверку. Конечно, эксперимент возможен и в житейской психологии, и люди часто прибегают к этому эффективному средству получения необходимой информации (не ожидая подходящего случая, а активно организуя его). Однако научно-психологические эксперименты отличаются не только большей строгостью своих гипотез, но и условиями проведения. В современной психологии эти условия нередко отделены от жизненной конкретности и даже могут искажать ее.
2. Обширный опыт житейской психологии сохраняется и существует в соответствии с теми видами практики, из которых он получил и которые он обнаруживает. Он может быть упорядочен в традициях и обрядах, народной мудрости, афоризмах, однако основания таких систематизаций остаются конкретными, ситуативными. Если ситуативные выводы противоречат один другому (например, едва ли найдется пословица, к которой нельзя подобрать другую, обратную по значению), то житейскую мудрость это не смущает, ей нет нужды стремиться к единообразию.
Научная психология систематизирует знания в форме логических непротиворечивых положений, аксиом и гипотез. Знания направленно аккумулируются, служат базой расширения и углубления найденных закономерностей, и происходит это именно благодаря наличию специального предметного языка.
3. Обыденные психологические знания, казалось бы, легко доступны. Советы бывалых людей, отточенные афоризмы мыслителей содержат сгустки житейского опыта. Однако воспользоваться этим опытом не просто: обыденные знания не фиксируют реальные условия, в которых они были получены, а эти условия являются решающими при попытке использовать известное другим человеком и в новой ситуации. Поэтому так часто ошибки отцов повторяются их детьми. Собственный опыт, соразмеренный со своими возможностями и специфическими условиями, приходится переживать и накапливать заново.
Иное дело - опыт научной психологии. Хотя он и не столь обширен как житейский, зато содержит информацию об условиях, необходимых и достаточных для воспроизведения тех или иных явлений. Полученные знания упорядочены в научных теориях и передаются путем усвоения обобщенных, логически связанных положений, которые служат основанием для выдвижения новых гипотез. Благодаря развитию экспериментального подхода научный опыт содержит факты, недоступные житейской психологии.
Итак, научная психология является системой теоретических (понятийных), методических и экспериментальных средств познания и исследования психических явлений (донаучных), она представляет собой переход от неограниченного и разнородного описания этих явлений и их точному предметному определению, к возможности методической регистрации, экспериментального установления причинных связей и закономерностей, обеспечения преемственности своих результатов. "Психология и очень старая, и совсем еще молодая наука, - пишет один из основателей советской психологии С.Л. Рубинштейн (1889-1960) - она имеет за собой 1000-летнее прошлое, и, тем не менее, она вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины исчисляется лишь десятилетиями, но ее основная проблематика занимает ее философскую мысль с тех пор, пока существует философия. Годам экспериментального исследования предшествовали столетия философских размышлений, с одной стороны, и тысячелетия практического познания людей - с другой" (Рубинштейн С. Л. М., 1940, с.37).
Таким образом, основные отличия житейской психологии от научной психологии заключаются в следующем:
1. Они привязаны к конкретным ситуациям, людям, задачам, а научные психологические знания стремится к обобщению, используя соответствующие понятия.
2. Житейские психологические знания носят интуитивный характер, так как они получены на основе случайного опыта и его субъективного анализа на бессознательном уровне, а научные - базируются на эксперименте, и носят рациональный и осознаваемый характер.
3. Знания житейской психологии передаются с большим трудом, часто эта переда просто невозможна, научные же знания аккумулируются и передаются намного легче.
4. Научная психология располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем объеме ни одному носителю житейской психологии.
Таким образом, положение психологической науки определяется ее двумя разнонаправленными традициями. Первая из них - стремление стать естественнонаучной дисциплиной, вторая - занять место житейской психологии. Обе эти цели непостижимы, но каждая из них порождает свои конкретные задачи.
С одной стороны, по сравнению с житейской психологией, научная представляет собой специальную дисциплину, обладающую понятийным и методическим аппаратом для изучения психической жизни человека, законов ее организации и развития. Точность и регулярность фиксации получаемого опыта, возможность строгой проверки и направленного воспроизводства сближают ее с естественными науками.
С другой стороны, психологическая наука имеет особенности, связанные со спецификой объекта изучения - его способностью к внутреннему отражению своих состояний. Обыденные представления человека о себе, являясь средствами и результатами разрешения реальных жизненных задач, могут быть устойчивыми и существовать независимо от их научных объяснений. Гуманитарный аспект психологии заключается не только в изучении, но и в практике создания этих представлений как способов преодоления конфликтных ситуаций, осмысления и продуктивного развития жизненного опыта.
Научная и житейская психология, сохраняя принципиальные различия, вступают в необходимые взаимные связи. Житейское осмысление разнообразной психологической реальности не исчезает с появлением специальной науки, и является, напротив, постоянным источником ее жизнедеятельности. Вместе с тем, научные достижения активно проникают в обыденную жизнь, предлагая новые, эффективные средства запоминания ее законов, воспитания и развития личности.
Научная психология в целом - это попытка осознать, регулярно осмыслить, воспроизвести и усовершенствовать существующий и постоянно развивающий опыт психической жизни современного человека.
Понятие о психике.Современная психология рассматривает психику как свойство особым образом организованной материи, как субъективный образ объективного мира, как идеальное отражение воздействий предметов и явлений реальной действительности.
Однако это свойство головного мозга не является материальным, хотя оно реально, т.е. действительно существует. Психика всегда имеет определённое содержание, т.е. то, что она отражает в окружающем мире.
Психика многообразна в своих формах и проявлениях. Психика человека – это его чувства, мысли, переживания, намерения, т.е. всё то, что составляет его субъективный внутренний мир, который проявляется в действиях и поступках, во взаимоотношениях с другими людьми.
Таким образом, психика – это внутренний мир, который складывается и функционирует под воздействием внешнего мира и познать её возможно только через анализ деятельности, поведение человека.
Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно:
1) психические процессы, 2) психические состояния, 3) психические свойства.
Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.
Все психические процессы подразделяются на:
познавательные (когнитивные) – обеспечивают отражение мира и преобразование информации. К ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение;
эмоциональные – осуществляют избирательное отношение человека к воздействиям, идущим из внешнего мира и изнутри человека, на основе этого осуществляется оценка явлений окружающей действительности и результатов поведения и деятельности, которая проявляется в форме эмоциональных переживаний;
волевые – обеспечивают произвольную регуляцию поведения и деятельности человека посредством принятия решения, выбора варианта действия, контроля, что позволяет достичь наилучшего результата.
Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.
В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.
Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности. Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом – трудно и неэффективно.
Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки (социальной среды), физиологических факторов (физическое состояние), хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.), индивидуальных особенностей человека.
Наиболее изученными являются: 1) общее психическое состояние, например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности, 2) эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное и т.д.). Интересные исследования имеются об особом, творческом, состоянии личности, которое называют вдохновением.
Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности.
Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности. Достаточно устойчивы, хотя и могут изменяться под влиянием условий жизни. Характеризуют человека в системе его субъективных отношений к себе, к людям и к миру в целом. Проявляются в поступках, действиях, поведении, стилях жизни, способах общения и взаимодействия.
Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:
- жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека);
- темперамент (систему природных свойств личности – подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности, – характеризующую динамическую сторону поведения);
- способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности) и, наконец,
- характер как систему отношений и способов поведения.
Дата добавления: 2015-01-21; просмотров: 1058;