Организация смысла в драматургическом произведении
Вопросами организации смысла в произведении искусства занимается особый раздел теории - Поэтика. Театральная поэтика, в отличие от других видов искусств имеет свою специфическую особенность. Театр - искусство синтетическое. Но кроме того, что он имеет свою природу, отдельные части театрального представления подчиняются совершенно разным законам (литературы, хореографии, живописи, музыки, архитектуры). К драматургии нужно подходить одновременно с позиций действия (законов пространственной организации) и как к литературному произведению. Поэтому на поэтику драмы одновременно оказывает влияние и теория литературы, и теория театра (связанная с принципами постановки).
На наш взгляд, драма в большей степени подчинена поэтике театра, чем литературы. Именно поэтому одним из первых и наиважнейших законов поэтики драмы будет соотнесение структуры драмы со сценическим воплощением. При этом необходимо помнить, что в процессе развития театра, теория драматургии следовала за уже существующими образцами и это накладывает свой отпечаток на сам процесс теоретического осмысления поэтики драмы. Цель теории драмы - установление общих закономерностей, которым подчиняется драматургическое произведение. Поэтика занимает в ней важнейшую часть, т.к. занимается изучением законов порождающих смысловую организацию в пьесе (сюда же входит и семантика).
Раскрытие смысла пьесы в театре осуществляется путем раскрытия в процессе игры актера художественно-образных возможностей заложенных в драматургии, в музыке (написанной для спектакля), в сценографии и т.д. Под смыслом в театральном производстве обычно подразумевается замысел автора (авторов) спектакля. Но смысл постановки не связывается только лишь с замыслом, так же как и не может лишь им ограничиваться. Смысл является реализацией замысла автора спектакля в процесс его восприятия и осознания зрителем. Смысл - это содержание выражения, которое усваивается в процессе его понимания. Важно отметить, что выражение может иметь смысл, но не иметь объекта выражения. Смыслом выражения является выражаемая мысль, суждение. Смысл в повседневной речи синоним значения. Сам же термин значение языкового выражения в логической семантике разделяется на две части:
· предметное значение - обозначение предмета или класса предметов, которым обозначается выражение;
· смысл - мысленное содержание выражения;
Обычно под значением подразумевается содержание, связываемое с тем или иным языковым выражением. Понять некоторое выражение - означает, что его необходимо усвоить. Если смысл данного выражения усвоен, то мы можем знать к каким объектам относиться данное выражение. Таким образом, смысл выражения задается его предметным значением. Два выражения могут иметь одно и тоже предметное значение (обозначать один и тот же предмет), но быть совершенно разными по смыслу. Например, выражения «Орловская область» и «Родина Тургенева».
Говоря о смысле, мы можем сослаться на мнение П. Пави, который смысл сопоставляет со значением. Смысл - рассмотрение структурных фигур, дает сведения о композиции и организации, описывает сцену как означающую систему оппозиций. Объяснение спектакля вытекает из знания составляющих элементов и «правил функционирования». Значение - интерпретация, она показывает, к чему отсылают элементы спектакля, как поставленное на сцене произведение выходит за структурные рамки, как меняет наше представление о мире. Таким образом, смысл пьесы является структурой будущего спектакля. Он организуется при помощи:
· идейно-тематического замысла;
· фабулы - она задает смысловые рамки;
· композиции - прокладывает ему дорогу;
· системы персонажей и характеров - реализует его в поведении, словах, мыслях и чувствах;
а также предполагаемой:
· игры актеров - материализующей персонажи, делающих их живыми;
· режиссуры - не только порождающей замысел, но координирующей весь процесс реализации смысла;
Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 1427;