Трагедия
Этот жанр можно определить как разновидность драматического произведения, действие, которого развивается на основе трагедийного конфликта. Античные драматурги видели в трагедии «прообраз мира», отсюда и проистекает космогоническая и вселенская трактовка трагической судьбы. Дальнейшее развитие шло по линии развития трагического конфликта, реализовавшегося через физическую гибель героя. Она вызывает в зрителе боль, скорбь и сострадание для последующего очищения этих и подобных им страстей.
Классическое определение сущности трагедии дал Аристотель: «трагедия есть подражание действию важному и законченному, имеющему [определенный] объем [производимое] речью… [производимое] в действии, а не в повествовании и совершающее посредством сострадания и страха очищение (katharsis) подобных страстей»[115]. Далее Аристотельопределяет 6 частей присущих всякой трагедии «ответственно которым она бывает какова-нибудь»:
- сказание - характеры - речь - мысль - зрелище - музыка | mythos ethe lexis dianoia opsis melos |
Первоначально, в античные времена, видов трагедии было 4.
· трагедия сплетенная;
· трагедия страданий;
· трагедия характеров;
· трагедия чудесного;
Дальнейшее развитие драматургии добавило еще несколько. Назовем лишь некоторые:
* трагедия ужасов (XVI в. Италия);
* трагедия рока (XIX в. Германия);
* трагедия домашняя (буржуазная) (XVIII в. Франция);
* трагедия политическая (Бюхнер, Корнель и др.);
Существенным изменением в структуре трагедии явилось упразднение хора, что вовсе не избавило ее от одного из главных признаков - «эффекта публичности». По этому поводу Аникст писал, что «жизнь Шекспировских героев все время на виду -… за редким исключением важнейшие, поворотные моменты в действии и судьбах героев происходят не келейно, а на людях публично»[116]. Сюжет трагедии оформляется таким образом, что у зрителя создается установка эмоционального предчувствия трагической развязки. Но цель трагедии не в том, чтобы подчеркнуть трагичность, но чтобы преодолеть трагизм. «Каждая трагедия - писал А. Мюллер - есть изображение какого-нибудь возвышенного предмета, действия лиц, события, которое описанным здесь путем их снова пробуждает, возвышает и придает им вечность, возвышенность до небес»[117]. Трагический герой, по мнению Мюллера, преодолевает смерть.
Опираясь на Аристотеля, П. Павидал, на наш взгляд, очень точное выражение типично трагической последовательности в минимальной формуле: «mythos есть mimesis praxis’a через pathos вплоть до anagnoris’a. Короче говоря, трагическая история подражает человеческим поступкам, совершенным под знаком страдания персонажей и сострадания вплоть до момента взаимного узнавания персонажей или до момента осознания источника зла»[118].
Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 1144;