Трагикомедия
Этот жанр является не просто механическим соединением трагедии и комедии в рамках одного произведения. Это сложное жанровое произведение с присущей ему оригинальной структурой. Термин «трагикомедия» появляется уже в комедии римского комедиографа Тита Макция Плавта «Амфитрион» (III в. до Р.Х.) для того, чтобы объяснить допущенную им вольность (боги Юпитер и Меркурий в комедии действуют на уровне бытовых сцен). В прологе Меркурий так говорит об этой комедии:
«Сплошную дать комедию никак нельзя:
Цари и боги в действии участвуют
Так как же быть? А роль раба имеется:
Вот и возможно дать трагикомедию».
Этот термин, употребленный Плавтом, впоследствии испытывает различную модификацию. В эпоху Возрождения им называли любое произведение, которое отступало от классических канонов. В 1636 г. Корнельназвал трагикомедией «Сида». Теоретики классицизма определяли этот жанр по четырем критериям:
· социальные классы действующих лиц;
· пафос и язык персонажей;
· предмет изображения;
· принцип завершение пьес;
Существовало также четыре типа трагикомических форм:
· смещение драматических персонажей всех слоев общества:
· совмещение стилей трагедии и комедии, повествования о трагической сути вещей на фамильярном языке;
· совмещение комических и серьезных происшествий;
· счастливое завершение серьезной, даже трагической пьесы;
Эти приемы оказались наиболее свойственными жанру трагикомедии и стали ее основным отличительным признаком. Трагикомический эффект возникает в тех узлах пьесы, где события или герой, выступают в комическом и трагическом свете. Оба эти полюса, взаимно активизируясь, осуществляются друг через друга, тогда обнаруживается и трагизм комического, и комизм трагического («смех сквозь слезы»). Трагикомическое начало может проявляться в самых различных и разнообразных формах: фантастическая сказка, притча и т.д. Сам Шекспир- сообщает театральная энциклопедия - «развивал жанр трагикомедии в последний период творчества»[124].
Амбивалентная природа трагикомедии вызвана тем, что события и характеры, которые зритель воспринимает как трагические, вдруг оборачиваются комической стороной и наоборот. Эта постоянная смена восприятия и ориентации изложения заставляет зрителя быть постоянно во внимании по отношению к происходящему, не позволяет ему «успокоиться». В «Учебнике трагической поэзии» Жана Батиста Гваринидается следующее правило: «тот, кто пишет трагикомедию, берет из трагедии действующих лиц, но не действие, ее правдоподобное содержание, но не действительность, развитие чувств, но не переживание, удовольствие, но не грусть, опасность, но не смерть. Из комедии взят умеренный смех, умеренное развлечение, мнимые трудности, счастливый поворот судьбы и комическое протекание действие». В трагикомедии используются как приемы пародии, эффект ожидания, использование гротеска, приемы фарса, буффонада, ироничность и др.
Драма
Исторически наиболее молодой жанр. Уже в самых первых теоретических обоснованиях нового жанра появляется попытка противопоставить его прежним жанровым системам. Он понимается как жанр, выражающий объективный способ художественного воссоздания жизни.
Дидро: | «… я повторяю: честность! честность! честность! Она трогает нас более задушевно и сладостно, чем то, что возбуждает наше презрение и смех» |
Бомарше: | «… для того чтобы жанр серьезной драмы обладал всегда той правдивостью,… автор… должен перенести меня так далеко от кулис… заставить исчезнуть из моих глаз выходки и шутки актеров и все театральное окружение, что бы воспоминания о них не вернулись ко мне ни разу за время представления его драмы». |
Эти требования, впоследствии стали основополагающими в достижении на сцене «правды жизни». Свое высшее достижение драма впервые находит в творчестве Ибсена и Островского, а затем она становиться ведущей драматической структурой конца XIX-XX вв., активно разрабатываемой Тургеневым, Чеховым, Горьким и т.д. Постепенно драма начинает доминировать в театре, вытесняя с подмостков трагедию и тесня комедию. Почему столь молодой жанр вдруг набирает такую силу, что становиться ведущим в мировой театральной практике - этот вопрос остается открытым и по сей день? Нам кажется секрет ее успеха в том, что она сочетает в себе трагические моменты, комические, мелодраматические. Драма является неким синтезом из различных жанров, т.е. некой драматургической полифонией. Она так же полифонична, как и вся культура ХХ века. Поэтому можно считать драму самым «высшим» (на сегодняшний день), самым сложным и самым ярким в истории театра драматургическим жанром. Рассматривать драму более подробно, значит писать о ней отдельное исследование, выходящие за рамки данной работы, поэтому мы ограничимся сказанным.
В ХХ веке возникают одновременно десятки новых жанров: от «мистерии-буфф» до «пьесы-параболы». Во многом это объясняется процессом разложения единого течения в искусстве на составляющее элементы. Эту тенденцию можно наблюдать с самого начала ХХ века. Затем он получает мощный импульс в 20-е годы (модернизм, кубизм, футуризм и т.д.) и последний «классический» жанр драма (как «драматургическая полифония») рассыпается на отдельные части. Но тем не менее, перед любым, даже немыслимым определением жанра, стоит один и тот же вопрос: каковы принципы его определения?
Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 2228;