Теоретическая база зарубежной юридической педагогики
Зарубежная сравнительно-юридическая педагогика базируется, с одной стороны, на педагогическом наследии и традициях, а с другой — на новейших исследованиях и технологиях.
О широкой ориентации современной зарубежной юридико-педагогической теории и практики на национальные традиции свидетельствует, в частности, практика сохранения исторических названий правоохранительных органов ряда стран, что повышает их престиж: Нью Скотланд Ярд — Великобритания, Метрополитэн Полис — Столичная полиция Лондона, институт Шерифа — США, Королевская Канадская Конная Полиция. Наиболее ярко историческая атрибутика присутствует в деятельности судов и правоохранительных органов Соединенного Королевства, главные компоненты которых мало чем изменились со времен средневековья. Парики, мантии, чулки судейских чиновников, шлемы полицейских, функции констеблей и детективов Скотланд Ярда сохранили в целом черты давно минувших дней. И это не мешает обеспечивать достаточно высокий уровень профессиональной работы, отвечающий современным требованиям[354]. Этимология названий многих полицейских реалий может уже не прослеживаться в функциях, но она вызывает в массовом сознании необходимую ассоциацию, представление о высоком благородстве представителей закона и поддерживает их имидж. Так, слово «констебль» происходит от латинского comes stabuli, что означает «всадник», «шериф» — от словосочетания shire reeve — хранитель (reeve) графства (shires or counties)[355]. Соответственно, и у граждан, и у самих стражей порядка формируется и поддерживается чувство уважения к полицейской профессии и правосудию.
Существенное влияние на развитие теории и практики зарубежной юридической педагогики, особенно в части, касающейся воспитания личного состава правоохранительных органов, правосознания граждан, оказала и продолжает оказывать религия, являющаяся высшим авторитетом для большинства граждан западного общества, исламского мира, стран Латиноамериканского региона и т.д. Во время опросов иностранных служащих полиции на вопрос «Чего вы боитесь?» (в службе или в жизни вообще?) многие из них давали неожиданный ответ: «Бога», выражая тем самым свои мировоззренческие убеждения, созвучные вечным заповедям Библии, Корана, Талмуда. Великобритания, например, до сих пор формально является теократической республикой[356], так как со времен Генриха VIII монарх (в наши дни королева Елизавета) возглавляет англиканскую церковь, которая конституционно признана государственной. В некоторых учебных заведениях полиции Великобритании проводят обучение с прямым участием духовенства. Считают, что отчуждение полиции от общества связано с тем, что церковь до сих пор недостаточно принимала участия в делах полиции[357].
Государственной религией признаны: лютеранская церковь в Скандинавских странах, иудаизм в Израиле, мусульманство в странах Ближнего и Среднего Востока, которые напрямую охватывают правосознание населения и идеологию судебной и правоохранительной деятельности. В странах Запада во время судебного заседания все допрашиваемые и свидетели клянутся на Библии, что будут говорить правду и только правду. В странах арабского мира, где почти 100% граждан — верующие, религиозное воспитание является существенным фактором, воздействующим и укрепляющим взаимодействие полиции и населения страны. Согласно исламу, религия и право — едины. Предписания Корана, сунны и шариата обязательны для исполнения всеми мусульманами и воспринимаются в массовом обыденном сознании как образ жизни. Поэтому, когда гражданин оказывает помощь правоохранительным органам в борьбе с преступностью, он считает, что выполняет не только свой гражданский, но и религиозный долг[358].
Даже в тех странах, где закреплено равенство религиозных конфессий (ФРГ, Япония, Италия), все же одна из религий обладает некоторыми привилегиями и оказывает самое непосредственное влияние на формирование правосознания граждан, в том числе и самих сотрудников правоохранительных органов. Такое положение сложилось в этих странах исторически, оно отражает глубокие убеждения народа в благотворном воздействии религии на политику и общественную мораль, правосознание граждан и принципы судебной и полицейской деятельности. Впрочем, во всех указанных странах, кроме исламских, гарантируется свобода исповедания и наряду с государственной существуют другие конфессии[359].
Тенденция привнесения религиозных ценностей в процесс формирования правосознания граждан объясняется еще и тем, что церковь стояла у истоков общей системы образования многих стран, например в Канаде, а первыми учителями были священники. В 1789 г. на деньги церкви было открыто первое высшее учебное заведение страны — Университет королевского колледжа (University of King's College) в Уинсоре (Новая Шотландия).
Зарубежные теоретики профессионального образования сотрудников правоохранительных органов также взяли на вооружение многие религиозные нравственные начала: идеи, принципы, формы и методы воспитания. В правоохранительных органах западных стран существует институт капелланов, объединяющийся в МФПК (Международный форум полицейских капелланов).
В основе многих базовых педагогических понятий теории зарубежной юридической педагогики, касающейся деятельности полиции, лежат аналогичные понятия военной педагогики[360]. Это родство объясняется историческими корнями полиции, чьи исторические корни связаны с армией. На это прямо указывает военизированная милитаристская экипировка полицейских служб подавляющего большинства стран мира, ранжирование званий, строевая, боевая и физическая подготовка личного состава, дисциплина и субординация по армейскому типу, название отдельных «силовых» служб и подразделений полиции: жандармерия[361] (имеется во Франции, Бельгии, Голландии, Италии, Испании, Португалии, Китае, Индии, Турции, всех странах Латинской Америки), карабинеры (Италия и Чили), военизированные отряды специального назначения (повсеместно), конная полиция (Франция, Бельгия, Канада, Германия и др.), полиция готовности (Германия), Вооруженная Народная полиция в Китае, Корпус Пехотной гвардии в Аргентине, Вооруженная полиция в Индии и др.
Развитие теории и практики юридической педагогики происходит под направляющим и определяющим воздействием законодательной политики стран в области судебной и правоохранительной деятельности. Ярким примером здесь служит применение правил Миранды в уголовном процессе США[362], суть которых заключается в праве подозреваемого хранить молчание на допросах до суда. Однако, как показывает двадцатилетняя практика применения правил Миранды, они разрушительно влияют на доверие граждан к закону, так как нередко не учитывают интересы жертв преступления[363]. Опыт законодательного регулирования ряда зарубежных стран (США, Канады, Великобритании, Германии, Франции, Японии, Польши и др.) показывает, что там для сбора доказательств можно пользоваться информацией, получаемой с помощью научно-технических средств — электронного наблюдения, прослушивания телефонных переговоров, видеозаписей и пр. Однако использование этих методов сложно с точки зрения баланса интересов частной жизни и потребностей правоохранительных органов. Кроме того, эти действия могут скомпрометировать процесс отправления правосудия в глазах общества[364], формируя у граждан законопослушание, основанное не на доверии, а на чувстве страха.
Теоретической базой юридической педагогики за рубежом, обусловившей ее специфику и профессионализацию, служат, как правило, работы по философии правоохранительной деятельности, праву, полицейским наукам, политологии, социологии, психологии и этике
правоохранительной деятельности[365]. Широко привлекаются общетеоретические и прикладные работы ученых и практиков в области обучения, воспитания и образования взрослых[366].
В осуществлении подготовки судей, прокуроров, сотрудников полиции и результативности правоохранительной деятельности используются хорошо зарекомендовавшие себя социально-экономические и управленческие теории, авторами которых являются: Дж. Роу[367], СР. Кон-вей[368], М. Хаммер и Дж. Чампи[369], В.Давидов и М.С. Малоне[370]. Особой популярностью пользуется теория «Менеджмента полного качества» (МПК), которая была развита Эдвардом Демингом[371], работавшим консультантом сяпонскими менеджерами после Второй мировой войны. В частности, один из четырнадцати принципов успешности любой деятельностной или производственной структуры, по теории МПК, сформулированных Демингом, гласит:
В любой организации (на фирме, в офисе или на производстве) должно поощряться образование и самоусовершенствование каждого сотрудника. Для продолжения усовершенствования члены организации должны непрерывно учиться и развиваться, чтобы быть готовыми работать в будущем[372].
Все эти теории в том или ином виде проецируются в странах Запада на деятельность судов, прокуратуры и правоохранительных органов, а также юридических и профессиональных правоохранительных вузов[373].
Дата добавления: 2015-03-26; просмотров: 945;