Возможности совершенствования правовоспитательного влияния народной педагогики
Проблема прежде всего заключается в том, чтобы реализовать в теории и практике правового воспитания силу ее воздействия в системе других средств формирования правовой культуры и правовоспитания граждан в нынешней ситуации. Анализ современных правовых документов показывает, что в основу многих из них заложены вечные постулаты народной педагогики: признание природного равенства людей, самоценности и уникальности каждого индивида; отрицание излишеств, извращений, истязаний и самоистязаний в любой сфере; равенства всех людей перед Богом и законом; бережное отношение к ценностям, созданным трудом человека, природой и др. Для народной педагогики естественно и органично абсолютное неприятие негативных действий в природе: будь то сорванный цветок, посаженная в клетку певчая птица или другое живое существо. Любоваться и наслаждаться их красотой следует там, где они растут и обитают. Сегодня многие из названных положений получили развитие в нормах экологического права и сознательно используются в экологиче-ско-правовом воспитании.
В то же время законотворческий процесс в современных условиях имеет существенные резервы, связанные с более целенаправленным и творческим использованием историко-правовых аспектов Народной педагогики. Народная педагогика, аккумулируя такие, например, нравственно-правовые категории, как ответственность, долг, честь, совесть, терпимость, сопереживание ближнему, потребности к добротворческой созидательной деятельности и др., являющиеся Необходимым условием воспроизводства общества и самоутверждения человека, обеспечивает особую педагогическую среду, выступая Важнейшим средством гражданско-правовоспитательного влияния на людей. Нравственно-правовое развитие личности в данном случае Происходит путем присвоения ею общественно-исторического опыта Человечества и своего народа в процессе предметно-практической Деятельности и усвоения норм правовых отношений. Эти нормы выступают как образцы, где в концентрированном виде сосредоточены нравственно-правовые эталоны, принятые в народе. Конечно, данные закономерные зависимости используются в широкой практике правовоспитательной деятельности, но, как показывает опыт, их учет и реализация зачастую осуществляются стихийно, безотносительно к технологии формирования и развития правовой культуры.
Особо следует подчеркнуть роль и значение народной педагогики в решении усложнившихся задач межнациональных отношений. Практика показывает, что знание традиций духовной культуры своего этносоциума способствует зарождению интереса к традициям и культуре других народов, что является основой формирования как социально-этических, так и правовых норм поведения с высокой культурой межличностного общения и межнациональных отношений. В современных условиях этим вопросам должно быть отведено более значимое место в системе использования правовоспитательного потенциала народной педагогики.
Особую роль в современных условиях приобретает правовоспитательное влияние религиозных конфессий. Не случайно задачу духовного преображения человека, которой служит религия, нередко сравнивают с задачей реставратора икон: темный лик надо очистить от наслоений и явить миру изначальную красоту и слияние красок и линий, гармонию лика. Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II подчеркивает, что свою восстановительную работу в душах людей церковь совершает человеческой проповедью и Божией благодатью, таинствами и беседами, явлением добрых дел и воспоминанием о светлых жизненных примерах подвижников духа[232]. Влияние религии на формирование и развитие правосознания граждан осуществляется посредством пропаганды и реализации естественного нравственного закона. Во все времена общечеловеческий нравственный опыт освящался верой в высшую правду, в мировой объективный закон, благодаря которому всякое совершаемое в мире зло подлежит возмездию. Даже не будучи знакомыми с наиболее общими философскими законами развития природы, общества и мышления, люди всегда интуитивно приходили к пониманию того, что быть нравственным — это значит предпочитать и избирать достойный способ существования, т.е. осуществлять принцип, гарантирующий порядок и гармонию в собственной душе и в окружающем мире по образцу того порядка, который мы видим в устройстве и закономерностях физической Вселенной. Данное обстоятельство весьма наглядно отражено в послании апостола Павла к римлянам:
Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах.
Правовоспитательная сила влияния этого закона в том, что он является общим достоянием всех людей; это закон разума, ориентирующий каждого человека в выборе добра; знание добра имеет не просто теоретический характер, но и внутренне обязывающую силу; все люди ответственны за выполнение этого нравственного закона И знают, что неповиновение ему влечет за собой будущее возмездие от Всевышнего.
Изучение мировых религий говорит о том, что содержание духовных нравственных требований к человеку и обществу, исповедуемых различными конфессиями, зачастую ассоциируется, обладает сходством с десятью заповедями Ветхого завета. Именно в большей части из них излагаются требования, которые впоследствии из нравственных стали правовыми. Например, «не убий», где раскрываются все тяжести данного действия и ответственность за него; «не прелюбодействуй», предостерегающего от нарушения супружеской верности, от возможности всякой незаконной и нечистой любви; «не укради», внушающего человеку такие добродетели, как честность, бескорыстие, трудолюбие, милосердие, правдивость и т.п.; «не произноси на другого ложного свидетельства», характеризующего различные виды лжи И призвание не допускать их и др.
Кроме того, реализация многих принципов религиозного воспитания отвечает задачам правовоспитания. Например, принцип обеспечения свободы и послушания; принцип сочетания вселенского и местного; принцип меры; принцип соподчинения телесного духовному и др. Специфичны и правонаправлены и его воздействия, адресатами которого являются стыд, совесть, долг, обязанность, ответственность, воздаяние. Воздействие на них достигается с помощью методов религиозного воспитания: таинства, молитвы, постов, примеров благочестия старших, духовной среды и духовного чтения.
Правовоспитательное влияние религии на сознание граждан прежде всего основывается на глубоких исторических корнях ее идей, основанных на вере человека в существование нравственного свода . Законов, установленного Всевышним, осознанной необходимости следовать нормам этого закона и обязательной ответственности за его любое нарушение. В обыденной жизни многие постулаты данного рода прочно вошли в жизнь и быт наших граждан как моральные жизнедеятельности и, являясь таковыми по сути, в то же время выступают фактором формирования правосознания верующих.
В итоге можно сказать, что перед нашим обществом и государством стоит задача коренного перелома в отношении к правовому воспитанию населения, к преодолению стихийности этого процесса, осознанию влияния реальных условий жизнедеятельности граждан на их правовоспитанность (последствия которых придется долго и трудно преодолевать), создания целостной и педагогически эффективной системы правового всеобуча и правового воспитания. Без решения этой задачи создание правого общества затянется на многие десятилетия, что не обещает и заметного улучшения жизни граждан в те же сроки.
Дата добавления: 2015-03-26; просмотров: 1035;