Вклад русских ученных в египтологию
Значительный и ценный вклад в египтологию сделали русские учёные. Интерес к восточным странам и к культуре восточных народов пробудился на Руси довольно рано. Многие путешественники и паломники, а впоследствии купцы и послы посещали Палестину, Персию, Индию, далёкий Китай, Турцию. Некоторые из них побывали в Египте и описали то, что удалось им там повидать. Около 1493 г. образованный человек своего времени, великокняжеский казначей Михаил Григорьев посетил Египет и описал дворец султана в Каире. В 70-х или 80-х годах XVII в. было написано интересное «Описание Турецкой Империи», автор которого (возможно боярский сын Ф. Ф. Дорохин) некоторое время пробыл в Египте и описал Каир и Александрию отчасти по собственным наблюдениям, отчасти по собранным сведениям. В 1727 и в 1730 гг. некто В. Г. Барский, объездив целый ряд восточных стран, посетил Египет. Побывав в Каире, в Розетте и в Александрии, Барский подробно описал в своём «Странствовании» один из знаменитых обелисков, который в то время стоял в Александрии. К этому описанию Барский приложил рисунок, на котором он тщательно и поразительно для того времени точно начертил гиероглифические надписи, высеченные на этом обелиске[16].
Первые опыты в деле дешифровки египетских гиероглифических надписей вызвали ещё больший интерес к египтологии среди русских востоковедов и различных иных учёных. И. А. Гульянов, посвятивший ряд работ вопросу о значении египетских гиероглифов, вёл полемику с Шампольоном. Труды Гульянова, посвящённые египетским древностям и главным образом дешифровке египетской письменности, остались мало известными и не оказали заметного влияния на дальнейшее развитие египтологии. Однако большие знания Гульянова, собранные им материалы и его оригинальные мысли привлекли внимание талантливого историка того времени Т. Н. Грановского, который считал исследования Гульянова «в высокой степени любопытными и значительными». Президент Академии художеств и директор Публичной библиотеки академик А. Н. Оленин оценил большое научное значение открытия Шампольона и вёл с ним по этому вопросу оживлённую переписку. Больше того, Оленин посвятил специальную работу одному из вопросов египетской письменности. Этот интерес к египтологии нашёл свое отражение и в путешествиях на Восток. Один из образованных людей своего времени, А. Норов, посетивший в 1834—1835 г. Египет и Нубию, в своём интереснейшем описании этого путешествия, напечатанном в 1840 г., подробно описал виденные им в долине Нила памятники древнеегипетской культуры. В этой книге он попутно затронул ряд важных исторических вопросов, как, например, вопрос о влиянии египетской культуры на греческую или вопрос о пережитках древней культуры в обычаях жителей современного Египта. А. Норов неоднократно встречался и беседовал с Т. Н. Грановским и побудил его начать работу над составлением учебника всеобщей истории. В очень сжатой, но для того времени очень интересной «Записке к программе всеобщей истории» Грановский дал предельно краткий, но яркий план истории древнего Востока, обратив особенное внимание на историю Китая и Индии, а также Финикии, выделив в данном случае вопрос о «характере торговли у древних». За несколько месяцев до смерти, в 1855 г., Грановский написал раздел учебника, посвящённый истории древневосточных народов. Крупный русский историк искусства А. Прахов, лично посетивший Египет и собравший на месте коллекцию египетских древностей, посвятил ценный для своего времени труд «Зодчество древнего Египта» (1880 г.) вопросам происхождения архитектурных форм древних египтян[17].
Крупнейшим русским египтологом, обладавшим большими научными знаниями, был академик Б. А. Тураев (1868—1920 гг.). Главным итогом его научной деятельности было составление обширной и прекрасно документированной «Истории древнего Востока», в которой весь древневосточный мир рассматривается как единое культурно-историческое целое. Оригинальным вкладом Тураева в египтологию явилось изучение культурного наследия древнего Египта в связи с позднейшей культурой Египта и Абиссинии. Заслугой Б. А. Тураева является организация отдела древневосточных памятников в московском Музее изящных искусств и тщательное изучение египетских собраний в русских музеях. Крупное научное значение имеет труд Тураева «Египетская литература», равного которому по охвату материала нет в мировой египтологической литературе. Огромные знания и подлинная любовь к науке дали возможность Б. А. Тураеву создать целую школу египтологов (Волков, Коцейовский, Струве, Флиттнер, Франк-Каменецкий, Гесс).
Наряду с Б. А. Тураевым крупнейшим русским специалистом в области египтологии являлся В. С. Голенищев (1856—1947 гг.), который во время своих частых путешествий по Египту предпринял целый ряд раскопок, собрал большую и ценную коллекцию египетских древностей. Эта коллекция впоследствии стала ядром организованного Б. А. Тураевым отдела древневосточных памятников московского Музея изящных искусств. B.C. Голенищев на месте в Египте тщательно исследовал хаммаматские надписи, а также обнаружил важные в историческом отношении надписи царицы Хатшепсут в Стабль-эль-Антар о реставрации храмов и надписи Дария в Тель-эль-Масхуте, около Суэцкого канала. Больше всего трудов В. С. Голенищев посвятил изданию, переводу и комментированию различных памятников древнеегипетской письменности, как, например, «Стэлы Меттерниха» с религиозно-магическим текстом, «Сказки о потерпевшем кораблекрушение» (Эрмитажный папирус № 1115), «Путешествия Уну-Амона в Сирию» (текст Московского папируса). Заслугой В. С. Голенищева является первоклассное издание текстов и транскрипции нескольких гиератических папирусов ленинградского Эрмитажа и некоторых гиератических папирусов Каирского музея с религиозными текстами позднейшего периода египетской истории. В. С. Голенищев и Б. А. Тураев, а также подавляющее большинство их учеников и последователей были типичными буржуазными востоковедами. Ограничивая свои исследования изучением культуры древнего Египта и его политической истории, они почти совершенно обходили вопрос о социально-экономических отношениях в древнем Египте. Эта проблема впервые стала широко разрабатываться на основании изучения египетских документов только после 1917 г. советскими учёными[18].
Советские египтологи провели большую работу по собиранию, изучению и изданию египетских древностей, хранившихся как в государственных музеях Советского Союза, так и в частных собраниях. В результате этой собирательной работы египетские коллекции московского Музея изобразительных искусств и ленинградского Эрмитажа превратились в богатейшие собрания памятников египетской культуры и письменности. Многие из этих памятников ныне всесторонне изучены советскими египтологами и изданы как в СССР, так и за границей. Наиболее ценным из таких изданий является издание академиком В. В. Струве «Московского математического папируса», текст которого был впервые изучен и транскрибирован ещё покойным академиком Б. А. Тураевым. Особенно внимательному изучению подвергли советские египтологи два важных документа: «Поучение Ипувера» и «Поучение Ноферреху», в которых описывается крупное восстание бедняков и рабов, происшедшее в Египте в XVIII в. до н. э. Тщательно изучив социально-экономические корни классовой борьбы, происходившей в конце Среднего Царства, советские египтологи впервые установили, что восстание, описанное в этих поучениях, было вполне реальным историческим фактом, и даже нашли возможным его датировать. Достижением советской науки является углублённое изучение военно-политической истории древнего Египта и установление грабительского характера тех завоевательных войн, которые в течение тысячелетий вели египетские фараоны в Палестине, в Сирии и в Нубии. Большое внимание уделяют советские египтологи изучению культуры древнего Египта, в частности литературы, мифологии, религии, искусства. Важнейшей задачей советских египтологов была критика буржуазных концепций о развитии общественного строя, истории и культуры древнего Египта в свете учения основоположников марксизма-ленинизма о прогрессивном развитии социально-экономических формаций. Советские египтологи в своих научных трудах не только показали, что древнеегипетское общество было древнейшим рабовладельческим обществом, но также подвергли научной критике и разоблачению лженаучные попытки фальсификаторов истории идеализировать рабовладельческую деспотию древнего Египта.
Таким образом, древний Египет оставил огромное культурное наследие для мировой цивилизации, произведения его искусства ещё в древности вывозились в различные уголки мира и широко копировались мастерами других стран. Своеобразные архитектурные формы — величественные пирамиды, храмы, дворцы и обелиски, вдохновляли воображение путешественников и исследователей в течение многих столетий. Египетскими мастерами создавались прекрасные настенные росписи и статуи, были освоены способы производства стекла и фаянса, поэтами и писателями созданы новые формы в литературе. В числе научных достижений древних египтян было создание оригинальной системы письма, математика, практическая медицина, астрономические наблюдения и возникший на их основе календарь. Интерес к памятникам, артефактам и археологическим раскопкам в Древнем Египте, возникший на рубеже XVIII—XIX веков, привел к созданию науки Египтология и возникновению некоторых тенденций в моде. Изучая исторические источники, человек пытается найти свои истоки, быть может, ответ на вечный вопрос о том, кто же мы такие, как начиналась «заря человечества» и в чем его предназначение.
Дата добавления: 2015-03-23; просмотров: 2285;