Борьба креолов против испанских колонизаторов. Образование независимых республик
В начале XIX в. в испанских колониях Латинской Америки возникло патриотическое движение креолов, стремившихся к отделению от Испании и созданию независимых государств. В колониях креолы создали тайные организации, которые нелегально издавали и распространяли Декларацию прав человека и гражданина и другие документы Великой французской революции. Разгром наполеоновской армией монархии Бурбонов в Испании создал благоприятные условия для подъема освободительного движения в испанских колониях. В результате успеха национального движения креолов в Венесуэле в 1811 г. она была объявлена независимой республикой. Руководитель и организатор освободительного движения С. Боливар издал декреты, в которых обещал вступившим в революционную армию рабам предоставить свободу, а крестьянам – землю. В результате активных действий С. Боливара была создана боеспособная армия. Во главе этой армии С. Боливар совершил переход через Анды сцелью оказания помощи соседней стране – Новой Гренаде. В ходе ожесточенного сражения испанские войска были разгромлены. Венесуэла и Новая Гренада были объединены в 1819 г. в единое государство – Великую Колумбию. В этот же период времени росло и набирало силы освободительное движение в Мексике, где еще в 1810–1811 гг. и 1811–1813 гг. вспыхивали антииспанские восстания под руководством Идальго и Морелоса. В этих восстаниях активное участие принимали индейцы. После долгой освободительной войны Мексика стала в 1821 г. независимой республикой.
Генерал Симон Боливар боролся за создание демократической республики, где цвет кожи ее граждан не влиял бы на их положение в обществе. Но попытки Боливара объединить новые независимые государства, имевшие общий язык и религию, оказались безуспешными. Установление его личной диктатуры вызвало сопротивление, которое выразилось в многочисленных заговорах и восстаниях. В результате власть Боливара была свергнута в Перу и Боливии, затем от Колумбии отделились Венесуэла и Эквадор. Постепенно влияние и популярность Боливара понизились до критического уровня, и в начале 1830 г. он ушел в отставку.
В результате освободительной борьбы в Латинской Америке образовались государства: Перу, Чили, Уругвай, Парагвай, Аргентина (Соединенные провинции Ла—Платы), Бразилия, Боливия, Венесуэла, Колумбия, Соединенные провинции Центральной Америки, Куба, Мексика. Во всех независимых государствах, кроме Бразилии, установился республиканский строй. Бразилия вначале была империей, а в 1889 г. стала республикой. В течение XIX в. в молодых независимых государствах был установлен парламентский строй и приняты конституции, было уничтожено рабство. Политическая независимость позволила покончить с многочисленными ограничениями, сковывавшими экономическое развитие колоний. Создались более благоприятные условия для развития капиталистического хозяйства и вхождения в мировой рынок, но сохранение многих черт традиционного общества, его ценностей замедляли этот процесс. В независимых латиноамериканских государствах в ходе освободительной борьбы была уничтожена инквизиция, а также ликвидирован сословный строй и упразднены дворянские титулы. Затем были отменены подушная подать и принудительная трудовая повинность коренного населения в пользу частных лиц, государства и церкви, но владельцы латифундий сохранили огромные поместья и политическую власть, а крестьяне землю не получили.
87. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ
Конец XIX – начало XX вв. было временем изменения социального состава общества и острых противоречий между различными его слоями, временем формирования новых ценностей и норм поведения, явилось поворотным этапом в мировой культуре. В искусстве шел напряженный поиск иных художественных форм, методов, приемов, способных запечатлеть картину нового мира.
Изменения в обществе создают условия для возникновения нового творческого направления в искусстве – критического реализма. Реалисты пытаются понять общество этой эпохи, вскрыть причины уродливых явлений жизни, отобразить окружающее во всей неприглядности и остроте конфликтов. В конце XIX в. в художественных произведениях сильнее звучат обличительные мотивы, под огонь критики попадает вся общественная система. Искусство стремится выявить законы развития общества. Для анализа действительности привлекаются методы научного познания, открытия медицины, биологии, социальных наук. Реалисты углубляют представления творцов культуры первой половины XIX в. о формирующем влиянии на человека общества, среды, с одной стороны, и биологического начала, наследственности – с другой. Некоторые реалисты механически переносили законы, существовавшие в природе, на общество людей. Сторонники таких взглядов называли себя натуралистами. Натурализм поднял темы, считавшиеся неприличными и запретными: уродливые стороны бытия, жизнь «людей дна».
Весной 1874 г. малоизвестные живописцы, отвергнутые академическим Салоном художеств и назвавшие себя независимыми, представили на суд публики свои произведения. Но их живопись встретила лишь глумливый смех посетителей, а газеты заполнились статьями с заголовками: «Комическая выставка», «Издевательство», «Мазня» и т. д. За художниками закрепилось прозвище, данное в насмешку одним журналистом – импрессионисты. Поводом послужило название картины К. Моне «Впечатление. Восход солнца» («впечатление» по—французски impression). Импрессионистов объединяло стремление запечатлеть изменчивость красоты окружающего мира. Выдающимся импрессионистом был К. Моне. Широко известны его картины «Скалы в Бель—Иль», «Стога», «Тополя», «Руанский собор», «Поле маков». В конце XIX – начале XX вв. создавали свои полотна французские художники: К. Писсаро (1830–1903), О. Ренуар (1841–1919)и др. В этот период творили известные писатели: Э. Золя (1840–1902), Дж. Р. Киплинг (1865–1936).
Развитие музыкальной культуры конца XIX в. связано с творчеством композиторов, увлеченных открытиями импрессионистов. Широко известен французский композитор того времени Клод Дебюсси (1862–1918),стремившийся воссоздать переменчивый облик природы.
Появление кинематографа – важное событие в культурной жизни конца XIX – начала XX вв.
Конец XIX в. ознаменовался важным событием – появлением кинематографа. Первый показ немого кино состоялся 28 декабря 1895 г. в одном из парижских кафе. Изобретателями кино считаются братья Огюст и Луи Люмьеры, которые назвали свой аппарат для демонстрации кинофильмов «синематограф». Первые ленты были похожи на бытовые фотографии. В первое десятилетие XX в. большинство фильмов делалось для балаганов, причем ленты снимались без подготовки, звук отсутствовал.
В целом конец XIX—начало XX вв. характеризуется как период модернизации в области культуры с быстрым ростом научных знаний, формированием в умах людей новых представлений о развитии природы и общества, обмирщением сознания и приданием светского характера школьному образованию.
Дата добавления: 2015-03-19; просмотров: 994;