Мышление и сознание. Мышление– это процесс познавательной деятельности человека, проявляющийся обобщённым отражением явлений внешнего мира и своих внутренних переживаний
Мышление– это процесс познавательной деятельности человека, проявляющийся обобщённым отражением явлений внешнего мира и своих внутренних переживаний. Сущность мышления состоит в способности мысленно моделировать события в любом временном направлении. Мышление имеет два аспекта: распознавание (принятие решения) и устойчивая стратегия выполнения поставленной задачи.
Выделяют три формы мышления: наглядно-действенное, образное и абстрактно-логическое или вербальное. Наглядно-действенное проявляется в реализации действий. Слово имеет лишь вспомогательное значение. Образное мышление – это оперирование образами. Наибольшее значение оно имеет у детей 6-8 лет. Абстрактно-логическое мышление пользуется понятиями, суждениями, умозаключениями, построенными с помощью абстрактных символов – слов, формул и т.д. Оно возможно лишь при наличии речи. Этот вид мышления наиболее эффективен при достаточном объёме накопленной памятью информации.
Полушария головного мозга выполняют разные мыслительные функции. Каждое полушарие обладает собственными ощущениями, восприятием, мыслями, воспоминаниями, эмоциональной оценкой событий. В определённом смысле каждое полушарие имеет собственное мышление. Правое обеспечивает наглядно-действенное и образное мышление. Левое абстрактно-логическое. Однако в целом процессы мышления осуществляются согласованно.
Сознание – это высший уровень психического отражения действительности, присущий человеку как общественно-историческому существу. Иметь сознание – это иметь возможность осознавать себя как личность, анализировать свою психическую деятельность, а также передать своё знание другой личности.
В настоящее время процесс сознания связывается с модульными колонками коры головного мозга. Кора состоит из множества вертикальных колонок, проходящих через все её слои. В этих колонках нейроны связаны между собой синаптическими контактами. Несколько вертикальных колонок объединяются в крупную модульную. Такая колонка способна обрабатывать большой объем информации. Колонки формируют так называемые распределительные системы. Эти системы получают сенсорную информацию и информацию из памяти. В результате её обработки обеспечивается обучение. Когда происходит обработка всей имеющейся информации, возникает осознание собственного «Я» и положения в окружающей природной и социальной среде.
Считается, что сознание человека является результатом эволюции форм отражения – способности материальных объектов фиксировать воздействие на них других материальных объектов. Выделяют отражение в неживой природе (например, под воздействием воды изменяется форма камня) и в живой природе (его этапы: возбудимость, раздражимость, психика, сознание). В отличие от форм отражения животных, имеющих биологический характер, сознание человека – это результат биосоциального развития.
Структуру сознания составляют мысли, эмоции, ценности и воля, благодаря которой все выше названные компоненты превращаются в поступки.
Основные свойства сознания:
– универсальность – способность отражать всё многообразие мира;
– объективность – отражение мира таким, каков он есть на самом деле;
– субъективность – отражаемая действительность всегда оценивается человеком;
– целеполагание – предварительное создание идеального проекта будущего результата;
– интенциональность – сознание всегда направлено на что-то;
– идеаторность – потенциальная «заряженность» творчеством;
– неразрывная связь с языком.
Сознание контролирует лишь часть психики. Большую роль в жизни человека играет бессознательное. Бессознательное – совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Теорию бессознательного выдвинул Фрейд.
Современная философия выделяет уровни бессознательного:
1) неосознанный психический контроль человека за жизнью своего тела;
2) процессы и состояния, до определённого момента остающиеся неосознанными (рождение мысли, различные переживания)
3) интуитивное решение проблем в разных сферах жизни.
Важную роль для человека играет самосознание. Выделяются три его основные формы: самочувствие – осознание своего тела, его положения в пространстве; осознание себя как представителя социально-этнической общности; осознание собственного «Я» в чём-то похожего на других людей, но и имеющего качественные от них отличия.
Выделяются индивидуальное и общественное сознание. Индивидуальное сознание – это неповторимый духовный мир конкретного человека. Общественное сознание – идеи, теории, взгляды, социальные чувства, привычки и нравы людей, отражающие объективную действительность и обратно воздействующие на неё. Разделяют общественную психологию и идеологию. Общественная психология отражает поверхностную сторону действительности, не поднимаясь до научных обобщений. Она включает в себя чувства и настроения людей, сопровождающую любую общественную идею. Идеология – это система взглядов, идей в которой осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели и программы деятельности, направленной на закрепление или изменение данных общественных отношений.
Рекомендуемая литература
1. Антропологическая проблематика в западной философии. – М., 1991.
2. Брюнинг, В. Философская антропология. Исторические предпосылки и современное состояние / В. Брюнинг // Западная философия: итоги тысячелетия. – Екатеринбург; Бишкек, 1997.
3. Бубер, М. Проблема человека / М. Бубер // Два образа веры / М. Бубер. – М., 1995.
4. Вишневский, М.И. Философия: учеб. пособие / М.И. Вишневский. – Минск, 2008.
5. Вязовкин, В.С. Бытие и мышление / В.С. Вязовкин, Т.М. Тузова. – Минск, 2000.
6. Гуревич, П.С. Философская антропология / П.С. Гуревич. – М., 1997.
7. Калмыков, В.Н. Философия: учеб. пособие / В.Н. Калмыков. – Минск, 2010.
8. Мамардашвили, М.К. Сознание как философская проблема / М.К. Мамардашвили // Вопр. философии. – 1990. – № 10. – С. 3–19.
9. Марков, Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории / Б.В. Марков. – СПб.,1997.
10. Маркузе, Г. Одномерный человек / Г. Маркузе. – М.,1994.
11. Михайлов, Ф.Г. Сознание и самосознание / Ф.Г. Михайлов. – М., 1991.
12. Проблема сознания в философии и науке. – М., 1996.
13. Проблема человека в западной философии. – М., 1988.
14. Сознание в социокультурном измерении. – М., 1990.
15. Стёпин, В.С. Философская антропология и философия науки / В.С. Стёпин. – М., 1992.
16. Структура общества и массовое сознание. – М., 1999.
17. Философия: учеб. для высш. учеб. заведений / отв. ред. В.П. Кохановский. – Ростов на/Д., 1999.
18. Философия: учеб. пособие / В.К. Лукашевич [и др.]; под общ. ред. В.К. Лукашевича. – Минск, 2001.
19. Философия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.С.Степин [и др.]; / под общ. ред. Я.С. Яскевич. – Минск, 2007.
20. Философия: учеб.-метод. комплекс / А.И. Зеленков [и др.]; под ред. А.И. Зеленкова. – Минск, 2003.
21. Философия: учебник / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной.– 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2004.
22. Философия: учебник / под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 2001.
23. Философия: учебник для высш. учеб. заведений / под ред. Ю.А. Харина. – Минск, 2007.
24. Фрейд, З. Психология масс и анализ человеческого «Я» / Г. Фрейд // Психоаналитические этюды. – Минск, 1990.
25. Фролов, И.Т. Этика науки / И.Т. Фролов, Б.Г. Юдин. – М., 1986.
26. Человек. Философско-энциклопедический словарь. – М., 2000.
27. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения. – М.,1991.
28. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. – М.,1995.
29. Энгельс, Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства / Ф. Энгельс // Сочинения: в 50 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. – 2-е изд. – 1965. – Т.21.
30. Это человек: антология. – М., 1995.
31. Юнг, К. Коллективное бессознательное / К. Юнг. – М., 1995.
Дата добавления: 2015-03-19; просмотров: 675;