Субъект и объект познания
В рационалистической философии проблемы гносеологии рассматривались под углом зрения взаимодействия субъекта и объекта познания. Трактовка субъекта и объекта существенно менялась. В докантовской философии под субъектом познания понимали единично-оформленное бытие, человеческого индивида. Под объектом – то, на что направлена познавательная деятельность и что существует в его сознании в виде идеальных мыслительных конструкций. Кант перевернул отношения субъекта и объекта и в связи с этим дал им другую интерпретацию. Кантовский трансцендентальный субъект – это духовное образование, то, что лежит в основе предметного мира. Объект – продукт деятельности этого субъекта.
В системе Канта была осознана многогранность взаимодействия субъекта и объекта. Представители немецкой классической философии раскрыли онтологические, гносеологические, ценностные, материально-практические стороны этого взаимодействия. Поэтому субъект здесь предстаёт как надындивидуальная развивающаяся система, сущность которой состоит в активной деятельности. У Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля эта деятельность рассматривалась, прежде всего, как духовная активность, которая порождала субъект. У Маркса и Энгельса эта деятельность носила материально-чувственный характер. Субъект и объект выступали у них как стороны практического отношения. Субъект – носитель материального целенаправленного действия, связывающего его с объектом. Объект – предмет, на который направлено действие.
Исходная характеристика субъекта – активность – понимается как самопроизвольное, внутренне детерминированное порождение материальной или духовной энергии. Активность человека носит осознанный характер, следовательно, опосредуется целеполаганием и самосознанием. Таким образом, субъект можно определить как активное, самодеятельное существо, осуществляющее целеполагание и преобразование действительности. Объект – это сфера приложения активности субъекта.
Различия между субъектом и объектом относительны. Субъект и объект – это функциональные категории, которые означают роли различных явлений в тех или иных ситуациях действительности. Например, индивид в одних случаях выступает в роли субъекта, когда он сам активно действует. Когда же на него воздействуют, то он превращается в объект.
Человек становится субъектом познания лишь в той мере, в какой он включён в социальную деятельность по преобразованию внешнего мира. Познание никогда не осуществляется независимым изолированным индивидом, а лишь таким субъектом, который включён в коллективную практическую деятельность. Объектом познания выступает та часть объективной реальности, с которой субъект вступил в практическое и познавательное взаимодействие и которую субъект может выделить из действительности в силу того, что обладает на данной стадии развития познания такими средствами познавательной деятельности, которые отражают какие-то характеристики данного объекта.
В вопросе о характере взаимоотношений субъекта и объекта высказывались различные подходы. Идеалистическая философия источник знаний видит в активной творческой деятельности сознания субъекта. Материализм осмысливал процесс получения знаний как результат отражения субъектом объекта. Отражение – это взаимодействие двух систем, в результате которого особенности одной системы воспроизводятся в особенностях другой системы. В диалектико-материалистической философии свойство отражения распространяется на весь материальный мир. Но на каждом уровне развития материи она обладает своими специфическими характеристиками. Познание на уровне человеческого сознания получает форму взаимодействия объективного мира и человеческого сознания. Объективный мир воздействует на сознание человека своим специфическим образом. Результатом воздействия объективного мира на сознание субъекта являются образы сознания. Эти образы являются копиями реальных вещей. Они объективны по своему содержанию, содержательно воспроизводят особенности отражаемого объекта. Но это воспроизведение происходит в соответствии с особенностями отражающей системы, то есть сознания. Следовательно, образы сознания субъективны по форме, то есть несут в себе определённые характеристики субъекта. Это связано с идеальностью образов, с отсутствием в них материальных свойств (массы, протяжённости и т.д.).
Неклассическая философия и современная наука поставила новые проблемы, касающиеся взаимодействия субъекта и объекта. Возникает проблема влияния субъекта на объект. И дело здесь не в какой-то предвзятости исследователя, в чём постоянно упрекали гуманитарные науки. Любой человек, по словам М. Хайдеггера – это не изолированный субъект, изучающий мир как объект. Человек – это изначальное-бытие-в-мире. То есть он предзадан в своём понимании мира его «предпониманием». Процесс познания не строится от частного к общему или от эмпирических фактов к обобщающим теориям. На каждого исследователя оказывают влияние его предшественники, сторонники и противники тех или иных теорий. Даже в «самой объективной» из наук – физике личность исследователя очень много значит в результатах исследования. Классические определения субъекта и объекта исследования всё более теряют своё значение, в том числе и в связи с широким распространением многообразных методов компьютерного моделирования.
Дата добавления: 2015-03-19; просмотров: 1422;