Классический позитивизм; неопозитивизм; постпозитивизм
Позитивизм – это ведущее западное течение философии науки, возникшее как реакция на её бурное развитие. Основатель классического позитивизма – Огюст Конт (1798 – 1857). Историю человечества он разделил на три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную.
На теологической стадии господствует религия. Все явления объясняются действием сверхъестественных сил. На метафизической стадии философия пытается раскрыть тайны сущего, объяснить смысл жизни человека, постичь ход истории и т.д. Положительное (позитивное), то есть новое знание философия, по Конту, дать не может. Это могут лишь отдельны науки или их синтез. Задачами новой позитивной философии Конт назвал классификацию конкретно-научного знания на основе рациональной классификации наук. Он предложил свою классификацию, в которой расположил науки по степени их метафизичности. Самыми «чистыми» от метафизики у Конта являются математика и астрономия, а самой метафизичной – история, которую он предложил заменить социологией – наукой об общих законах развития общества. К классическому позитивизму принято также относить философию Д. С. Милля и Г. Спенсера.
Неопозитивизм предстаёт в нескольких формах. Основной его вариант – аналитическая философия. Представитель её Бертран Рассел (1872 – 1970). В философии он больше всего ценил логику. По Расселу, логика даёт метод исследования философии так же, как математика даёт метод физике. Логический анализ языковых предложений позволяет выявить неадекватность их употребления. В языке Рассел выделил имена собственные и описания. Имена собственные указывают на конкретного носителя. Они значимы сами по себе и не нуждаются в контекстах. Описания обозначают признаки и абстракции и существуют только в целом предложении.
По Расселу, предмет философии – логический анализ наук с целью обнаружения конечных структур их материала в виде атомарных (неделимых) фактов, образующих элементарные предложения. На базе таких атомарных фактов при помощи логически совершенного языка необходимо построить новую научную картину мира.
Также представитель аналитической философии – Людвиг Витгенштейн (1889 – 1951). Он разрабатывал лингвистическую философию. Витгенштейн вводит понятие «языковая игра». Языковая игра – модель коммуникации или создания текста, в которой слова употребляются в строго определённом смысле. Это позволяет точно описать факт или явление, построить модель поведения человека или группы, задать самим построением текста способ его прочтения. Возникает вопрос: как возможна коммуникация различных языковых игр? Для его решения Витгенштейн вводит понятие «семейное подобие». Согласно ему, в основе коммуникации лежит не некая сущность языка или мира, а реальное множество способов описания. Витгенштейн показал, что тому, что в языке обозначается с помощью слова, в реальности соответствует множество сходных, но не тождественных между собой явлений и процессов.
Другая форма неопозитивизма представлена «Венским кружком философии». Его основатель – Мориц Шлик (1882 – 1936). Основной заслугой Шлика считается введение принципа верификации. Данный принцип позволяет, по мнению его сторонников, отделить научное знание от ненаучных положений. Чтобы считаться научным, знание должно быть таким, чтобы его можно было подвергнуть верификации – опытной проверке. Всё, что верификации не поддаётся, к науке не относится. Принцип верификации стал причиной многочисленных споров в философии и даже расколов в философских школах.
В 70-х годах ХХ века возникает постпозитивизм. Его наиболее известные представители – Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд и др.
Как и неопозитивисты, постпозитивисты заняты, в основном, исследованием науки и её языка. Но если неопозитивизм обращал преимущественное внимание на изучение структуры научного знания, противопоставлял эмпирический и теоретический уровни знания, придерживался линейного подхода к истории науки (считалось, что знания накапливаются постепенно), отграничивал науку от философии, то постпозитивизм делает упор на динамику научного знания, взаимопроникновение эмпирического и теоретического уровней знания, исследование роли научных революций, включение в научно-исследовательские программы философских обоснований.
Дата добавления: 2015-03-19; просмотров: 1506;