СОБАКА КАК ОБЪЕКТ КУЛЬТА
Собаки настолько прочно вошли в жизнь человека, что в некоторых странах стали объектом культа. Так, в Египте умершим псам ставили надгробия, на которых писали скорбные эпитафии. Человека, убившего собаку, подвергали жестоким телесным наказаниям, а за некоторые проявления жестокости по отношению к этим животным полагалась смертная казнь. У персов убийство собаки также считалось преступлением. В законах Персии собака определялась как «сторож стад и защитник человека».
Греки считали, что собаку выковал Вулкан. Чтобы понять, какую роль она играла в мифологии этой страны, достаточно обратиться к греческим изделиям из глины, к скульптуре и литературе.
В доколумбовой Америке после смерти человека его верного четвероногого друга убивали и хоронили вместе с хозяином.
Однако древние иудеи, которые, как известно, не занимались охотой, к собакам не проявляли особой симпатии. В Ветхом Завете о собаках говорится как о низших существах, питающихся отбросами на дорогах.
В Библии они упоминаются около сорока раз, почти всегда уничижительно.
На Востоке к собакам относились не лучше. Правда, существовали «карманные» собачки, которых держали как декоративных и носили в рукавах кимоно. Однако известно, что в III в. до н. э, собачье мясо считалось деликатесом и не сходило со столов аристократов. Эта традиция дошла и до наших дней.
Статуя египетского божества Анубиса, наполовину собаки, наполовину шакала, связанного с культом мертвых (Египетский национальный музей Каир). Собаки нередко фигурируют в религии и мифологии различных народов.
ПЕРВЫЕ ОПИСАНИЯ СОБАК
Везде, где, чтобы выжить, приходилось охотиться или необходимо было обезопасить себя от непрошенных гостей, человек использовал собак, постоянно совершенствуя и создавая новые породы и обеспечивая им правильное питание.
Еще до классического периода грекам служили волкообразные и египетские собаки, а также персидские молосские доги. Греческий философ и зоолог Аристотель упомянул в своих трудах существовавших при нем собак, разделив их на породы по названию мест, откуда они произошли. Благодаря ему мы знаем, что в 300 г. до н. э. уже существовали собаки из Индии, Египта и Эпира (северо-запад Греции). Однако автор не оставил нам более или менее точных описаний, поэтому мы не можем представить себе, как они выглядели.
Охотничьи собаки также высоко ценились в Древнем Риме. Овидий писал о том, как убедиться, что у суки будут хорошие щенки. А писатель Варрон давал первые советы начинающим собаководам. В частности, он писал, что не стоит доверять собакам, питающимся объедками. Он считал, что от этого они привыкают к вкусу крови и потом могут нападать на живых животных. Грек Оппиан, автор книги «Кинегетика» («Охота»), сам занимался разведением собак небольшого размера, которые, по его мнению, больше подходили для охоты в лесу.
Таким образом, можно утверждать, что уже две тысячи лет назад у людей существовал интерес, а может быть, и любовь, к собакам. В Помпеях на домах висели таблички с надписью «Cave Canem» («Осторожно, злая собака»), что доказывает, что здесь было принято держать сторожевых собак. Обычно для этого использовали свирепых молосских догов огромного размера и с устрашающими зубами. Днем они сидели на цепи, ночью их отпускали, и они бегали по территории, принадлежащей хозяину. Было модно держать свирепых животных в доме или в саду.
ОТ ДРЕВНЕГО РИМА К СРЕДНЕВЕКОВЬЮ
С древнейших времен собак использовали на войне. Так, у римлян были связные и боевые собаки. Для обороны и нападения использовались молосские доги, обладавшие мощными клыками. Им на шею надевали металлические ошейники с торчавшими во все стороны лезвиями. При виде таких собак враг часто бежал, даже не вступив в бой. Но хуже всего приходилось так называемым связным собакам. Военные приказы помещали в небольшой медный цилиндр, который проглатывала собака. Когда она прибывала по назначению, зачастую не было времени ждать, пока цилиндр выйдет естественным путем, поэтому ничего не подозревающего гонца приходилось убивать.
Гипсовый слепок собаки, погибшей при извержении Везувия 79 г. н. э., безуспешно пытавшейся освободиться от своей цепи. Лава и пепел навечно сохранили ее последнюю конвульсию.
В первые десятилетия после падения Римской империи во время нашествия варваров о собаках забыли, и они вернулись в первобытное состояние. По городам и деревням стали рыскать свирепые стаи голодных собак, сопровождавших завоевателей.
Правда, в средние века собак, в отличие от кошек, никто не обвинял в колдовстве и связях с дьяволом. Однако в этот период они внушали людям отвращение. Возможно, именно тогда появились такие выражения, как «устал как собака», «собачья жизнь», «сукин сын» и «собаке собачья смерть». И все же в средние века собаки остались на службе у человека благодаря охоте. Когда наступал голод, человеку, чтобы хоть как-то разнообразить свой стол, ничего не оставалось, как охотиться. И богатые, и бедные, вооружившись луками, арбалетами, копьями, всевозможными ножами, а также сетями и ловушками, начинали охотиться. Чем больше человек занимался охотой, тем больше понимал, что ему необходим помощник — собака, способная охотиться в дремучих лесах и болотах, которых так много было в то время. В этот период в Англии хорошая охотничья собака ценилась так же, как и раб.
Дата добавления: 2015-03-19; просмотров: 1012;