СОБАКА КАК ОБЪЕКТ КУЛЬТА

Собаки настолько прочно вошли в жизнь человека, что в неко­торых странах стали объектом культа. Так, в Египте умершим псам ставили надгробия, на которых писали скорбные эпита­фии. Человека, убившего собаку, подвергали жестоким теле­сным наказаниям, а за некоторые проявления жестокости по от­ношению к этим животным полагалась смертная казнь. У пер­сов убийство собаки также считалось преступлением. В зако­нах Персии собака определялась как «сторож стад и защитник человека».

Греки считали, что собаку выковал Вулкан. Чтобы понять, ка­кую роль она играла в мифологии этой страны, достаточно об­ратиться к греческим изделиям из глины, к скульптуре и лите­ратуре.

В доколумбовой Америке после смерти человека его верного четвероногого друга убивали и хоронили вместе с хозяином.

Однако древние иудеи, которые, как известно, не занимались охотой, к собакам не проявляли особой симпатии. В Ветхом Заве­те о собаках говорится как о низших существах, питающихся от­бросами на дорогах.

В Библии они упоминаются около сорока раз, почти всегда уничижительно.

На Востоке к собакам относились не лучше. Правда, существо­вали «карманные» собачки, которых держали как декоративных и носили в рукавах кимоно. Однако известно, что в III в. до н. э, собачье мясо считалось деликатесом и не сходило со столов ари­стократов. Эта традиция дошла и до наших дней.

 

Статуя египетского божества Анубиса, наполовину собаки, наполовину шакала, связанного с культом мертвых (Египетский национальный музей Каир). Собаки нередко фигурируют в религии и мифологии различных народов.

ПЕРВЫЕ ОПИСАНИЯ СОБАК

Везде, где, чтобы выжить, приходилось охотиться или необходимо было обезопасить себя от непрошенных гостей, человек исполь­зовал собак, постоянно совершенствуя и создавая новые породы и обеспечивая им правильное питание.

Еще до классического периода грекам служили волкообраз­ные и египетские собаки, а также персидские молосские доги. Греческий философ и зоолог Аристотель упомянул в своих трудах существовавших при нем собак, разделив их на породы по назва­нию мест, откуда они произошли. Благодаря ему мы знаем, что в 300 г. до н. э. уже существовали собаки из Индии, Египта и Эпира (северо-запад Греции). Однако автор не оставил нам более или менее точных описаний, поэтому мы не можем представить себе, как они выглядели.

Охотничьи собаки также высоко ценились в Древнем Риме. Овидий писал о том, как убедиться, что у суки будут хорошие щен­ки. А писатель Варрон давал первые советы начинающим собако­водам. В частности, он писал, что не стоит доверять собакам, пита­ющимся объедками. Он считал, что от этого они привыкают к вку­су крови и потом могут нападать на живых животных. Грек Оппиан, автор книги «Кинегетика» («Охота»), сам занимался разведе­нием собак небольшого размера, которые, по его мнению, больше подходили для охоты в лесу.

Таким образом, можно утверждать, что уже две тысячи лет назад у людей существовал интерес, а может быть, и любовь, к собакам. В Помпеях на домах висели таблички с надписью «Cave Canem» («Осторожно, злая собака»), что доказывает, что здесь было принято держать сторожевых собак. Обычно для этого ис­пользовали свирепых молосских догов огромного размера и с устрашающими зубами. Днем они сидели на цепи, ночью их от­пускали, и они бегали по территории, принадлежащей хозяину. Было модно держать свирепых животных в доме или в саду.

ОТ ДРЕВНЕГО РИМА К СРЕДНЕВЕКОВЬЮ

С древнейших времен собак использовали на войне. Так, у рим­лян были связные и боевые собаки. Для обороны и нападения использовались молосские доги, обладавшие мощными клыками. Им на шею надевали металлические ошейники с торчавшими во все стороны лезвиями. При виде таких собак враг часто бежал, даже не вступив в бой. Но хуже всего приходилось так называе­мым связным собакам. Военные приказы помещали в небольшой медный цилиндр, который проглатывала собака. Когда она при­бывала по назначению, зачастую не было времени ждать, пока цилиндр выйдет естественным путем, поэтому ничего не подозре­вающего гонца приходилось убивать.

Гипсовый слепок собаки, погибшей при извержении Везувия 79 г. н. э., безуспешно пытавшейся освободиться от своей цепи. Лава и пепел навечно сохранили ее последнюю конвульсию.

В первые десятилетия после падения Римской империи во время нашествия варваров о собаках забыли, и они вернулись в перво­бытное состояние. По городам и деревням стали рыскать свире­пые стаи голодных собак, сопровождавших завоевателей.

Правда, в средние века собак, в отличие от кошек, никто не обвинял в колдовстве и связях с дьяволом. Однако в этот пери­од они внушали людям отвращение. Возможно, именно тогда по­явились такие выражения, как «устал как собака», «собачья жизнь», «сукин сын» и «собаке собачья смерть». И все же в средние века собаки остались на службе у человека благодаря охоте. Когда наступал голод, человеку, чтобы хоть как-то разнообразить свой стол, ничего не оставалось, как охотиться. И богатые, и бед­ные, вооружившись луками, арбалетами, копьями, всевозможны­ми ножами, а также сетями и ловушками, начинали охотиться. Чем больше человек занимался охотой, тем больше понимал, что ему необходим помощник — собака, способная охотиться в дре­мучих лесах и болотах, которых так много было в то время. В этот период в Англии хорошая охотничья собака ценилась так же, как и раб.








Дата добавления: 2015-03-19; просмотров: 1012;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.