Парфюмерные страсти
Начнем с человека. В жизни этого зазнавшегося млекопитающего запахи играют далеко не последнюю роль. Мы любим использовать дезодоранты, лосьоны, духи, одеколоны, туалетную воду, эликсиры, кремы и т.д. и т.п. Мы нюхаем и если запахи хороши, с удовольствием предаемся этому занятию.
Но человек не исключение: все живое, от моли серой до жирафы пятнистой, пахнет, нюхает и принюхивается.
Почему мы все пахнем? Потому, что запах — одно из свойств живого и не очень живого, причем чрезвычайно специфическое и практически неизменное свойство.
Для чего пахнем? Прежде всего, для имиджа. К тому же запах особи — это визитная карточка вида и индивидуума. Паспорт, по-нашему. Трудно подделать, хотя можно.
По запаху можно определить своего и чужого, опасного и не очень. При этом можно и не подходить близко. Носом потянул, и тому, который в кустах спрятался, кошкин хвост, а не завтрак.
Запах можно использовать и как штакетник для изгороди. Прошел по периметру своей территории, накапал кое-где, никто и носа не сунет.
И кричать можно при помощи запаха. Оказывается, есть такой запах тревоги или стресса.
В любви объясниться? Пожалуйста! Вспомните собачьи свадьбы. Да что там говорить, пахнуть нужно!
Животные так разговорчиво пахнут друг с другом, что даже наука специальная появилась, изучающая язык запахов или хемокоммуникацию. Оказывается, некоторые животные очень болтливы, особенно те, у кого имеются собственные пахучие железы. А как болтают наши кобели на прогулках? Правда, болтовня эта заочная — понюхал, узнал новости, сообщил свое мнение и побежал дальше, до следующего столба.
А если душистых слов не хватает? Человеку проще: к его услугам целая парфюмерная промышленность. Пахни — не хочу. Собаке сложнее. Ведь шампуни, которые создал для нее человек, придуманы с точки зрения его носа. Вот и приходится после мытья таким шампунем, от которого воротит нежную душу собачью, искать падаль на ближайшем пустыре. В качестве духов могут подойти и селедочная голова, и шкурка от колбасы, и шелуха от рыбы, и окурки и даже экскременты.
Повалявшаяся собака становится веселей
Мой знакомый миттельшнауцер, поймав в лесу лягушонка и придушив его, всегда тщательно поваляется на нем.
Всего известно более 160 различных запахов, которые вызывают у зверей желание подушиться. С наибольшей охотой они валяются на предметах, на которые попали выделения запа-ховых желез других животных. На следующем месте по притягательности для них идут продукты выделения организма и лишь в последнюю очередь в качестве парфюмерного средства они выберут пищевые и растительные продукты. Среди них особенно "хороши" запахи разложения продуктов, содержащих белки.
Итак, собаке нужно пахнуть по многим причинам.
Во-первых, для "подделки паспорта". Это называется за-паховой мимикрией. Нанесение на себя чужого запаха снижает бдительность животных-жертв или служит приманкой для них.
Во-вторых, применение таких духов — какой-никакой, но способ борьбы с паразитами или с другими животными, которым этот запах не нравится.
В-третьих, для удаления со шкуры неприятного для собаки запаха.
В-четвертых, как считают некоторые, собаки душатся потому, что это им просто нравится. Повалявшаяся собака становится веселей.
Помимо запаховых целей, падаль или экскременты могут использоваться в качестве вазелина для смазывания шерсти и кожи, если не хватает собственного жиропота или он смыт мылом.
Бороться с такой привычкой трудно. Скорее всего, несколько заблудившихся "диких" генов время от времени дают о себе знать в наших давно домашних собаках. Наказание эффективно только для маленьких щенков. Если за вашей собакой известен такой грешок, просто будьте скорее внимательны, нежели жестоки.
Сами вы... "фу!"
Многие владельцы собак слишком часто применяют команду "Фу!". И уже с ясельного возраста начинают терроризировать своих щенков этим звукосочетанием. Словно полагая, что они рождаются уже со знанием этого самого "Фу!" Однако присмотритесь на очередной прогулке к реакции собак на этот сигнал.
Одни не обращают на него внимания и продолжают делать то, что начали делать — лаять, кусать, доедать или догонять. Другие, хоть и обращают внимание на окрик, но лихорадочно заканчивают начатое, чтобы потом с кислым видом подойти к хозяину. Третьи, принимая виноватый вид, доделывают свое дело, а затем долго кокетничают с хозяином на расстоянии. Четвертые, поджав хвост, панически уле-петывают. Пятые сразу подходят к хозяину. И только шестые на самом деле, все бросив, продолжают прогулку. Почему они так поступают?
Звукосочетание "Фу!" является просто сигналом-предвестником боли или других неприятностей. Боль или неприятные воздействия используются в дрессировке как отрицательное подкрепление, хотя можно обойтись и без них. Звуковой сигнал, предшествующий натуральному подкреплению (удару, например), приобретает его свойства и становится условным отрицательным подкреплением. Если, конечно, становится. Чтобы сигнал был значимым, то есть чтобы собака обращала на него внимание и учитывала последствия, он должен сопровождаться достаточно сильным натуральным отрицательным подкреплением — болью.
В связи с этим отметим три негативных обстоятельства. Во-первых, сигнал обычно подкрепляется недостаточно и потому не становится значимым. Во-вторых, команда произносится так часто и подкрепляется так редко, что быстро теряет свое значение. И в-третьих, что самое печальное, подкрепление бывает нередко чрезмерной силы, и собака начинает бояться как сигнала, так и человека, подавшего его. Он становится для собаки источником отрицательного подкрепления.
Если собака воспитана, она не будет подбирать с земли без каких бы то ни было дополнительных воздействий с вашей стороны. Если же она нарушает ваши требования, сигнал "Фу!" не поможет отучить ее от вредной привычки. Он научит собаку не делать этого в связи с сигналом. А если сигнал не подан? Значит можно? Так оно и бывает.
Сигнал "Фу!" не учит собаку правильно себя вести. И это самый главный его недостаток,
Воспитанная собака в принципе не должна подходить к посторонним, бросаться на спокойно проходящих мимо людей, бежать с лаем за машиной, велосипедистом, спортсменом, собакой или кошкой. Если вы не воспитали ее, отработайте до автоматизма команду "Ко мне!", "Стоять!" или "Сидеть!". Это более полезно и важно.
Если собака отвлекается при работе, достаточно повторить рабочую исполнительную команду и при необходимости подкрепить ее. Например, во время отвлечения при движении рядом с владельцем лучше подать дополнительную команду, подкрепив ее рывком поводка, чуть более сильным, чем всегда. Пользуясь сигналом "Фу!", мы наказываем собаку за то, что у нас не хватило времени и желания воспитать и отдрессировать ее.
Можно ли при воспитании собаки обойтись без условного отрицательного подкрепления? Можно! И давайте обойдемся. При правильных взаимоотношениях с собакой, тем более со своей, роль отрицательного подкрепления выполняет отсутствие положительного. Кстати, это с успехом применяется при цирковой дрессировке и при нелегком обучении дельфинов.
Частое применение отрицательного подкрепления в воспитательном и дрессировочном процессах замедляет научение и делает его непривлекательным для собаки. Тем более, что и так многие команды приобретают значение условного отрицательного подкрепления. Например, команда "Сидеть!" предупреждает о возможных неприятных воздействиях в области крестца. Чтобы их избежать, необходимо сесть. Команда "Рядом!" говорит о том, что избавиться от неприятного рывка можно, лишь возвратясь к левой ноге дрессировщика.
Отрицательное подкрепление, как известно, не вызывает положительных эмоций и тот, кто надеется на установление сотрудничества с собакой и на ее заинтересованность в работе, должен помнить, что она совсем не мазохист.
Дата добавления: 2015-03-14; просмотров: 818;