Глава 3. ЭКЗОТИЧЕСКИЕ ЭФИРНЫЕ МАСЛА

Мое увлечение маслом серьезно «обострилось» во время путешествия в Непал.

Давайте для начала проникнемся духом Тибета. Отправимся, например, на небольшую экскурсию в Катманду. Походим по узким извилистым улицам и, полюбовавшись на холеных священных коров, которые, выполняя роль своеобразных «санитаров», поедают листья, коренья, гнилые овощи и фрукты, выброшенные торговцами, попробуем знаменитый тибетский чай, что варится с молоком, солью и маслом, заглянем в какую-нибудь из многочисленных лавочек, где все, что продается, так или иначе должно приносить пользу. Слова «сувенир» нет в лексиконе непальского торговца. Любая вещица, которую вы сгоряча обозвали бы безделушкой, имеет особый смысл. Можно часами слушать, как почтенный лавочник рассуждает по поводу какой-нибудь ароматической палочки или, например, по поводу ароматических масел.

От одного такого мудреца я много узнала о лечебных свойствах некоторых растений, на основе которых тибетские аптекари готовят удивительные по своим лечебным и вкусовым (понятие «вкуса» чрезвычайно важно в тибетской медицине) качествам препараты.

Звали моего «учителя» Чагпа Чоке, и многое из его рассказов я использовала в качестве материала для этой книги.

Хозяин лавки Чагпа Чоке свои торговые способности успешно сочетает с резьбой по дереву, вырезает статуэтки божеств буддийского пантеона. Но основное его призвание — лекарственные растения. Тонкий знаток гималайской флоры, фармакогност и фармаколог.

Чагпа Чоке обещал показать мне «самое прекрасное место на земле» — цветущую долину Котаманду.

Первое мое впечатление от этой долины — сказочная, почти мультипликационная неправдаподобность. Мы медленно спускаемся в долину. Белые, фиолетовые, ярко-красные цветы и ароматы, заставляющие бредить.

Мой проводник обращает внимание на кустарник, который клонится вниз под тяжестью огромных соцветий, вытянутых наподобие цветов каштана. Это лалигураш. Именем этого цветка назван один из сортов моего любимого чая, который произрастает на плантациях в Иламе.

А вот эфедра, растущая прямо на камнях. Чагпа утверждает, что это растение применяется при болезнях печени, останавливает кровотечение.

Бледные грустные цветы бадана. Лекарство готовят из листьев этого растения. Они хороши при болезнях почек, мочевого пузыря, способствуют заживлению ран. Вот момордика индийская. Она уже, к сожалению, отцвела, мы собираем семена для лекарства. Колсус амбосский еще цветет, берем немного цветов. У можжевельника берем только плоды. Каждое растение аккуратно складываем в отдельный кожаный мешочек.

Чагпа, завязывая очередной мешочек, рассказывает:

— Этим сосудам для хранения трав, наверное, лет сто. Я получил их в наследство от своего Учителя, а тот — от своего. Ни на какую другую торбу их не променяю — буйволиная кожа отлично сохраняет запахи трав, не дает им ни отсыреть, ни высохнуть. Раньше лекари привязывали такие мешки к седлу коня и верхом ездили от улуса к улусу, навещая больных.

Растения требуют осторожного обхождения. Собирая их, следует произносить мантры. Не мните их и не ломайте. Если берутся корни, ветки, стебли, то такое растение рекомендуется собирать в период высыхания соков. Цветы и плоды лучше собирать осенью, когда они созревают. Лучший период для сбора кожицы и смолы — когда распускаются почки. Лучшее время для сбора листьев — после продолжительных дождей. Очень важны правильная сушка и хранение. Сушат обычно там, где нет посторонних запахов.

Те растения, которые излечивают болезни «жара», надо сушить в тени, а те, которые хороши при болезнях «холода», следует держать подольше на солнце.

Здесь важно уточнить, что болезни «жара» и «холода» в тибетской медицине объясняются нарушением трех начал, составляющих основу жизнедеятельности человеческого организма: ветра - «люн», желчи — «тиба» и слизи — «пекэн»... Это одна из причин, порождающих болезни. Таких причин великое множество, они могут быть отдаленными и близкими. Общая причина одна — невежество, возникающее от незнания. Проявление невежества — это три яда: страсть, гнев и глупость. Их плоды — три вредящих начала: ветер, желчь и слизь. Пребывая в равновесии, они не вредят нам. Но как только нарушается равновесие, они становятся источником заболевания.

Чагпа Чоке предпочитает масло всем остальным лекарственным формам, так как, по его мнению, оно обладает свойствами всех трех начал: подвижное и упругое, как ветер, влажное, сильно пахнущее, теплое и легкое, как желчь, и вяжущее, холодное и тяжелое, как слизь. В этом нет никакого противоречия. В зависимости от компонентов, входящих в состав масла, оно может быть теплым, то есть отдавать тепло, или холодным, то есть снимать жар.

Чагпа Чоке так называемых «жестких» процедур — прижигания, иглоукалывания, кровопускания — не практикует. Он «мягкий» целитель - массаж, ингаляции, компрессы, ароматические свечи, фитотерапия. Масло в этом деле незаменимо.

 








Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 665;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.