ГРУППЫ ВСТРЕЧ
Развитие такой формы групповой работы, как группы встреч, связано с именами К. Роджерса, У. Шутца, Р. Прайса, М. Мэрфи и др. Центром развития движения групп встреч считается Институт Эсален (США, штат Калифорния).
В группах встреч основное внимание сосредоточено на выяснении индивидуальности и развитии каждого человека как личности.
Цель этих групп - осознание и возможно полная реализация того потенциала личностного и интеллектуального развития, который заложен в каждом индивиде.
Один из основоположников движения групп встреч У. Шутц разработал концепцию "открытой встречи", в которой центральным понятием является единство тела и сознания. По мнению Шутца, любое психологическое воздействие, игнорирующее телесные ощущения, будет неполным. Для осознания клиентом длительно подавляемых эмоций им была разработана программа активных телесных упражнений, которые используются наряду с методиками вербальной конфронтации. "Встреча - это способ установления отношений между людьми, основанный на открытости, честности, уверенности в себе, чувстве ответственности перед самим собой, самоконтроле, внимании к чувствам и сосредоточенности на принципе "здесь и теперь"", - пишет У. Шутц.
В этих группа встреча рассматривается как способ ускорения психологического развития и самореализации нормально функционирующей личности.
В группах встреч основное внимание уделяется выбору, который участник делает в текущий момент, и ответственности участника за последствия своего выбора. За каждым участником признается право стремиться к радостной и наполненной жизни, к собственной самоактуализации. Руководитель группы выступает в качестве модели личности, способной к самораскрытию и конфронтации. Подчеркивается важность тела и соматических ощущений. Группа способствует развитию личности и самореализации. Функционирует
она как в регулярном режиме (обычно краткосрочном), так и в режиме марафона.
Членов группы просят соблюдать несколько базовых правил:
· организовывать открытое и честное общение;
· уделять особое внимание телесным ощущениям;
· обращать внимание на чувства, а не на мысли;
· апеллировать (насколько это возможно) к своему прошлому опыту и рассудочным описаниям.
377 Отбор кандидатов в группу встреч
В группу встреч включаются люди, которые, с одной стороны, достаточно толерантны к конфронтациям, эмоциональным встряскам, а с другой - способны перенести групповой опыт в обычную среду. Есть люди, которым встречи противопоказаны, они ухудшают их состояние. Это, как правило, люди, неуверенные в себе, имеющие низкую самооценку, нереалистические ожидания какого-то особого
эффекта от взаимодействия, а также склонные избегать сложных, психотравмирующих ситуаций. Иными словами - это чрезмерно уязвимые люди. Клиенты, которые не умеют строить адекватные межличностные отношения и возлагают чрезмерную надежду на встречи, должны быть отнесены к группе риска.
Большая роль в группах встреч принадлежит психологу, его умению дозировать эмоциональную напряженность в группе, а самое главное - не делать из группы встреч своеобразного психологического "протеза", вовремя и правильно сориентировать членов группы на адаптацию в реальной социальной среде.
Контакт в группе начинается с общего знакомства, с хождения "вокруг да около". Когда выясняется, что члены группы сами должны определить, чем они будут заниматься, наступает период разочарования. Этот период межличностных отношений проявляется сопротивлением самовыражению и самораскрытию.
Сначала члены группы более склонны обсуждать события и переживания из прошлого и только позже переходят к обсуждению настоящего. Когда группа начинает работать по принципу "здесь и теперь" , вначале всегда проявляются негативные чувства. Далее обычно следует этап снятия внутреннего сопротивления каждого участника группы, раскрытия его как личности и переход к спонтанному выражению чувств. Затем следует этап описания событий личной жизни
участников группы и переживаний, имевших место в прошлом. Завершает все это этап открытого выражения отрицательных межличностных эмоций и чувств.
К. Роджерс полагал, что глубокие позитивные чувства выразить гораздо труднее и опаснее, так как они менее защищены, чем негативные. Так, сказать "Я вас люблю" всегда труднее, чем "Я вас ненавижу". Когда этап негативизма проходит и группа при этом не распадается, начинает формироваться климат доверия: члены группы начинают идти на осознанный риск, проявляется лично значимый материал, члены группы начинают доверять друг другу свои истинные чувства - как негативные, так и позитивные.
Реакция группы на искреннее раскрытие одного из клиентов чаще всего бывает неоднозначной, но всегда несет в себе исцеляющий потенциал. То, что опытный психолог делает за долгие месяцы, группа может сделать в течение одной встречи.
По принципу групповой обратной связи человек в ответ на реакцию группы в состоянии лучше осознать свои чувства, свои поступки, свое отношение к окружающим. Постепенно в группе возникает нетерпение к защитам. Иногда деликатно, а то и прямо, группа начинает требовать, чтобы каждый ее член был самим собой, не скрывал своих искренних чувств и намерений.
Если группа поддерживает своего члена даже в том случае, когда он высказывает негативные чувства, то это говорит о ее зрелости. Такая группа в состоянии оказать на своего члена воздействие, изменить его взгляды о себе, лучше осознать себя. В свою очередь, если группа успешно демонстрирует возможности принимать и осознавать негативные чувства, не отстраняя человека, который их выражает, то члены группы становятся более открытыми. У них повышается способность к самоосознанию и саморегуляции.
378 Основные этапы работы групп встреч
1. Установление межличностных контактов.Процедура совместной работы в группах встреч рассчитана на установление атмосферы доверия между участниками, открытости и безусловного принятия и одобрения каждого человека таким, каков он есть в реальной жизни. Открытость в межличностном общении в группах встреч достигается за счет психологического самораскрытия каждого участника перед
остальными членами группы, за счет установления близких доверительных отношений между ними. Иногда для облегчения этого процесса используют вымышленные имена и личностное представление членов группы друг к другу. Нередко в этих целях обращаются к специальным упражнениям, направленным на установление
невербальных контактов: дотрагивание руками друг до друга, зрительное изучение лица другого человека в ситуации лицом к лицу, внимательное рассматривание и исследование рук партнера по общению, держа их в собственных руках и т.д. Началу работы в группе предшествуют физические упражнения, которые призваны зарядить участников энергией и снять имеющиеся психологические барьеры.
2. Установление отношений доверия.Ощущения изолированности от группы характерно для тех ее членов, которые и в реальной жизни испытывают тревогу в общении и не доверяют другим свои переживания. По мере того как взаимное доверие укрепляется, а раскрытие друг перед другом становится более полным, участники начинают лучше осознавать существующее между ними сходство, в то время как раньше замечали только различие. Развитию доверия способствует спонтанный обмен чувствами и впечатлениями, а также множество специальных приемов, например следующие упражнения: падения назад с закрытыми глазами, при котором партнер на лету должен подхватить падающего на пол; упражнение "прорвись в круг" и др.
3. Преодоление возникающих конфликтов.Нередко возникающие в группе конфликты могут быть связаны с лидерством и доминированием, когда на первый план выходит соревнование или соперничество, а также во время того, когда участники делятся своими чувствами и переживания ми. Конфликт разрешается как на вербальном уровне (руководитель может призвать членов группы к его обсуждению, побуждая участников конфликта высказываться откровенно и слушать друг друга), так и на уровне физического взаимодействия.
4. Преодоление сопротивления к самораскрытию.Иногда члены групп оказывают сопротивление или упорствуют в защите своих обычных, ограничивающих их возможности форм поведения. Руководитель группы может предложить исследовать это сопротивление с помощью техники "направленного фантазирования".
5. Выражение сочувствия, поддержки друг другу.Чтобы правильно осознать свое поведение и полностью раскрыться,
каждый участник группы нуждается в положительной поддержке всей группы. Первоначально такая поддержка оказывается руководителем группы, но со временем группа становится способной обеспечить своего участника положительной обратной связью самостоятельно.
У. Шутц выделяет следующие основные признаки групп встреч:
· открытость и честность в общении ее членов;
· осознание самого себя, своего "Я" (психического, физического);
· ответственность за себя и членов группы;
· внимание к чувствам;
· принцип "здесь и теперь".
Открытость и честностьдостигается через реализацию такой групповой ценности, как самораскрытие. В группах встреч поощряют участников к раскрытию самих себя другими, и тем самым дают им возможность установить доверительные отношения друг с другом.
Самораскрытие - сугубо интимный и трудный процесс. Люди, готовые без серьезного повода раскрыть другим свой внутренний мир, либо чудаки, либо психологические эксгибиционисты. Целенаправленное и осознанное самораскрытие является признаком сильной и здоровой личности. Сам процесс самораскрытия заинтересованному эмпатизирующему слушателю приносит облегчение - "эффект исповеди". Самораскрытие осуществляется в пределах, ограниченных сложившимися взаимоотношениями, и тем, что происходит между людьми. Оно реализуется постепенно, при условии сохранения безусловного положительного отношения партнеров друг к другу и их персональной психологической защищенности. Раскрытие чувств, выражающих подлинное отношение членов группы друг к другу, в группах встреч допускается только
после того, как группа приобрела определенный опыт взаимодействия и прошла основные этапы развития группового процесса, т.е. тогда, когда в ней установились определенные отношения и сложилась атмосфера позитивных межличностных взаимодействий.
Существует достаточно обоснованное мнение, что сокрытие и вытеснение значимых для личности внутренних переживаний приводит к неврозам и психосоматическим заболеваниям. Группа встреч поощряет к самораскрытию, к исповеди не перед профессионалом (священник, врач), что намного проще, а перед партнерами по группе. Опыт показывает, что исповедоваться проще совершенно незнакомому
человеку, случайному попутчику и т.д. Однако спонтанное самораскрытие партнеру по группе по многим причинам не всегда приемлемо.
Осознание самого себя.Выражая свои истинные чувства и мысли, т.е. открываясь другим и используя обратную связь, участники группы могут посредством самоанализа более глубоко осознать самих себя. Самоосознание начинается уже с того, что человек узнает о своих сильных и слабых сторонах. Далее можно попробовать проанализировать свои неудачные отношения с лицом противоположного пола, группой и т.д. Одним из действенных методов, при помощи которого группа стимулирует своих членов к самоосознанию, является конфронтация, выявляющая противоречия между тем, как члены группы воспринимают сами себя, и тем, как их воспринимают другие. Конфронтация возникает не для порождения конфликта, а с целью помощи другому человеку лучше понять и осознать себя самого в конфликтной ситуации. Она стимулирует изучение человеком собственного поведения и процесса его изменения. Для того чтобы быть эффективной, конфронтация должна затрагивать наиболее чувствительные и наиболее значимые стороны человеческого "Я". Однако конфронтация может стать эффективной только в том случае, если между членами группы существует взаимопонимание, основанное на единстве цели. Группа искренне заинтересована помочь своему участнику, а участник заинтересован в исследовании своих чувств и поведения.
Примером групп встреч, основным методом работы которых является конфронтация, могут служить так называемые сайнанон-группы или Общество "Анонимных алкоголиков".
Ответственность.Основной закон группы встреч, по мнению Шутца, заключается в том, что участники должны отвечать за поведение, которое они демонстрируют или от которого отказываются в группе. Понятие ответственности в практике групп встреч означает проявление уважения к человеку, оценку его как способного к саморазвитию. Предполагается, что члены группы должны отвечать за свои действия в группе и за поведение в повседневной жизни. Группа не берет на себя функцию защиты своих членов. Она поощряет их к реализации собственных возможностей, принятию самостоятельных решений и полной ответственности за самих себя.
Однако прежде чем начать действовать ответственно, люди должны научиться осознавать и правильно оценивать свои
чувства. Лидеры групп встреч выступают для остальных участников группы в качестве образцов самораскрывающихся личностей. Они создают атмосферу межличностного доверия и психологической близости, демонстрируя собственным поведением способность самораскрываться и доверять другим людям.
Внимание к чувствам.Подлинная психокоррекция предполагает напряженный труд, требующий от обеих сторон не только высокой эмоциональной включенности в процесс, не только активности и искренности, но и большого эмоционального мужества. Все это предполагает готовность клиента пережить радость общения с доброжелательными членами группы и осознать собственное, порой сложное чувство, возникающее в трудных ситуациях при встрече с неприятными людьми.
А осознать свои эмоции - значит более глубоко осознать самого себя. Одной из задач психолога является создание в группе оптимального уровня эмоционального напряжения. Однако необходимо помнить, что групповая напряженность из мощного психокоррекционного потенциала может быстро трансформироваться в деструктивный заряд и развалить группу. Чаще всего осознание эмоций ведет к сближению людей, к сплоченности группы. Осознанная эмоциональная реакция апробируется в группе, затем переносится на повседневную жизнь и способствует лучшей адаптации личности в социальной среде.
"Здесь и теперь".Этот принцип актуален для всех психокоррекционных групп и особенно для групп встреч. Он ориентирует участников группы не на те события, которые происходили с ними когда-то в прошлом, а на те, которые происходят сейчас, и не только в группе, но и за ее пределами.
В результате работы в группах встреч у ее участников возникают следующие изменения:
· усиливается чувствительность к различным оттенкам межличностных отношений;
· повышается самооценка;
· увеличивается самопринятие;
· уменьшается отчужденность;
· возникают положительные изменения в представлении участника о самом себе.
Обращаясь на практике к методам личностной психокоррекции типа групп встреч, следует помнить о том, что их способность генерировать у человека сильные эмоции не
всегда и не для всех людей является благом. Члены таких групп, снимая социальные условности и устанавливая друг с другом необычно близкие личные взаимоотношения, нередко испытывают существенные затруднения, возвращаясь после этого в обычный мир повседневных, закрытых, не всегда искренних и доверительных отношений, богатых условностями. Кроме того, разные люди по-разному переносят сильные эмоции и ситуации острых межличностных психологических конфликтов.
384 Техника занятий группы встреч
Основными техническими приемами в группе встреч являются установление контактов, построение доверительных отношений, изучение конфликтов, анализ сопротивления, соучастие и поддержка.
1. Установление контактов, или знакомство.На первых этапах группового процесса усилия членов группы направлены на установление доверительных межличностных контактов. Первое занятие группы посвящено представлению друг другу с помощью псевдонимов, что облегчает межличностный контакт. Знакомство начинается с контактов в мини-группах или в парах. Поощряются физические контакты: исследование рук, лица партнера.
2. Построение доверительных отношений.В группе всегда есть несколько участников, которые на первых порах испытывают чувство одиночества из-за трудностей установления контактов. Не каждому легко сразу доверить свои чувства, переживания малознакомому человеку. Существует несколько упражнений, помогающих осознать свое чувство одиночества и преодолеть барьер недоверия друг к другу.
3. "Прорвись в круг".Участники группы берутся за руки - образуют замкнутый круг. Один из членов группы, испытывающий одиночество, получает от психолога задание -прорвать круг и проникнуть внутрь него. Участники группы, образовавшие круг, сначала сопротивляются намерениям и действиям своего одинокого партнера, а потом "пропускают" его в свою компанию. Участник, проникающий в круг, должен осознать, что для преодоления одиночества нужно приложить определенные усилия.
4. "Доверяющее падение, или страховка".Участники делятся на пары. Один из партнеров становится с закрытыми глазами спиной к другому и падает назад, будучи
уверенным, что его поймают. Второй партнер ловит падающего, не давая ему коснуться пола.
5. "Изучение конфликта".Очень часто конфликтные ситуации возникают на той стадии группового процесса, когда на первый план выходят соревнование, соперничество, борьба за лидерство. Чаще всего конфликты изучаются на вербальном уровне.
Психолог поощряет членов группы, вступивших в конфронтацию, способных внимательно выслушать друг друга, прямо и откровенно высказываться, пытаться осознавать не только свои чувства, но и чувства соперника.
Э. Митц для исследования конфликта рекомендует физические упражнения. По рекомендации психолога два вступивших в конфликт участника садятся друг против друга, сжимают друг другу кисти рук и продолжают диалог (упражнение "Сжимание рук"). Чем больше высота эмоционального накала, тем крепче конфронтируемый участник сжимает руку своего партнера. Часто чувство злобы, выраженное в крепком рукопожатии, сменяется чувством успокоения. Кроме того, это упражнение дает конфликтующим возможность устанавливать своего рода физическую обратную связь. Присутствие других членов группы должно создавать атмосферу поддержки, облегчать и поощрять процесс осознавания поведения каждого из конфликтующих партнеров.
Упражнения
"Встреча".Группа садится в круг. Руководитель коротко определяет суть встречи: открытая, честная беседа, внимание к своим партнерам, стремление осознать самого себя, принцип "здесь и теперь". Исключаются беседы на абстрактные темы и рассказывание анекдотов. Через 10-15 мин руководитель прекращает встречу и обсуждает вместе с группой, как она происходила.
"Впечатление".Один из участников садится напротив другого, смотрит ему прямо в глаза и громко, чтобы слышала вся группа, рассказывает, какое впечатление он на него производит. Так поступают все участники группы по очереди. Когда наступает очередь слушать - нельзя затевать дискуссий, необходимо постараться узнать что-то полезное из впечатлений о себе. Важно не превратить это упражнение в фарс или гротеск.
"Мудрец".Руководитель предлагает закрыть всем глаза, представить зеленый луг и старое развесистое дерево. Под деревом сидит седовласый мудрец, готовый ответить на любой ваш вопрос. Подойдите к нему, задайте вопрос и внимательно выслушайте ответ. Задавать вопрос и выслушивать
ответ можно несколько раз. После этого откройте глаза и поделитесь своей фантазией с группой. Постарайтесь не утаивать и не искажать смысл вопросов и ответов.
"Последняя встреча".Руководитель предлагает членам группы закрыть глаза и представить, что занятие в группе заканчивается, предлагает подумать, чтобы вы хотели, но не успели сказать в группе. Через 5-7 мин предлагает открыть глаза и честно рассказать о своих сомнениях.
"Вдвоем".Группа делится на пары. При этом в качестве партнера необходимо выбрать наименее знакомого человека. Необходимо сесть на пол - спина к спине. После этого постараться вести разговор. Через несколько минут необходимо повернуться друг к другу и поделиться своими ощущениями.
"Вдвоем2". Один партнер сидит - другой стоит, ведут разговор. Через несколько минут они меняются местами, чтобы каждый испытал при разговоре ощущение в позиции "сверху" и "снизу". После проведения упражнения партнеры делятся своими ощущениями.
"Вдвоем3". Пара садится друг напротив друга, смотрят друг другу в глаза, устанавливают контакт, разговаривая только глазами. Через несколько минут делятся
своими ощущениями. Во время разговора глазами необходимо задавать вопросы, пытаться отвечать на них, сомневаться, используя только выражения глаз.
"Живые руки".Необходимо расставить стулья в два ряда так, чтобы расстояние между ними было примерно 60 см, с рук снять кольца и часы, завязать глаза. Руководитель подводит клиентов к стульям так, чтобы они не знали, кто сидит напротив. Не надо разговаривать. Затем клиенты вкладывают в свои руки всю выразительность чувств.
Знакомство с партнером, касаясь руками друг друга - 3 мин, борьба руками - 3 мин, необходимо помириться руками - 3 мин, прощание друг с другом - 3 мин. После этого с глаз снимаются повязкой клиенты обмениваются друг с другом и с группой своими ощущениями.
Балинтовские группы
В 50-х годах в лондонской клинике Тэвисток под руководством М. Балинта стали проводиться дискуссионные исследовательско-обучающие групповые семинары для практикующих врачей. Свой обобщенный опыт Балинт изложил в книге "Врач, его пациент и его болезнь".
Первоначально балинтовские группы были ориентированы в основном на врачей общесоматической практики (позднее - для врачей-психиатров, психотерапевтов) и ставили перед собой исследовательские и обучающие (тренинговые) задачи, делая упор на отношения "врач - больной". Впоследствии на первый план выступила обучающая и повышающая квалификацию цель. Сам Балинт проводил семинары со студентами-медиками и ассистентами врачей для того, чтобы сориентировать их на "пациент-центрированную" медицину, противопоставляя ей "болезне-центрированную".
Метод Балинта оказался полезным не только для повышения квалификации врачей, но и для обучения и развития представителей других профессий, основанных на взаимодействии с человеком. В настоящее время существуют варианты балинтовских групп для психологов, учителей, социальных работников, семейных консультантов, юристов и др. Это вызвано, с одной стороны, растущей потребностью в помощи при анализе отношений, складывающихся в диаде "специалист-клиент", и, с другой -адекватностью метода для этих целей. Работа ведется как индивидуально, так и в группах.
Центральный объект исследования в классической балинтовской группе -отношения "специалист-клиент". Они являются объективными, поскольку клиент переносит на специалиста определенные отношения (эмоциональные и поведенческие стереотипы), сходные с его отношением к объектам своей реальной жизни (значимым лицам ближайшего окружения). Анализ этих отношений дает возможность более полно понять клиента во всем многообразии его связей и взаимодействий с реальным миром. В то же время специалист в своей практике нередко сталкивается с фрустрирующими ситуациями. Поэтому ему необходима проработка указанных феноменов в кругу коллег под руководством квалифицированного руководителя, что также дает возможность пройти обучение и приобрести новый опыт. В балинтовской группе специалист может прояснить свои чувства и отношение к клиенту и то, как он на самом деле воспринимает клиента.
Наряду с классическим вариантом проведения балинтовской группы существуют ее экзистенциальные и другие варианты. Так, бельгиец А. Моро, описывая экзистенциальную систему ведения балинтовской группы, подчеркивает необходимость участия в ней руководителя как активного участника обсуждения. Он отвергает психоаналитический метод интерпретации материала, выявляемого в ходе обсуждения, и считает
задачей участников группы лишь выражение своих переживаний, в чувствование в переживания других членов группы, рассчитывая, что в этом отразятся отношения "специалист-клиент", помогающие лучше понять последнего.
Если, по Балинту, "больного следует осмыслить одновременно в интеллектуальном и эмоциональном плане", то Моро требует отказа от интеллектуальных объяснений, поскольку для него важен не диагноз, а субъективное бытие клиента, постигаемое не рациональным путем, а чутьем. Для того чтобы научить этому специалистов, участникам группы следует говорить не о том, что они думают, а о том, что чувствуют во взаимоотношениях "специалист-клиент". Специалистов учат быть с клиентами непринужденными, призывать последних говорить меньше о своей проблеме, а главным образом - о своем эмоциональном отношении к ней. Созданию эмоционального настроя служат специальные приемы, например, метод встречи - проигрывание ролей попарно участниками группы, в которых один из них представляет клиента.
Экзистенциальный вариант балинтовской группы, согласно Моро, не только способствует улучшению эмоционального контакта специалиста с клиентами, но и учит его отвечать на вопросы, от которых специалисты в своей практике обычно уклоняются, например на вопросы неизлечимо больного клиента о неизбежной смерти.
Балинтовская группа - эффективная форма подготовки и профессионального роста психологов. При этой форме работы речь идет не об изменении личности психолога, а о необходимой трансформации его профессионального "Я". В такой группе психолог может прояснить собственные чувства, стереотипы профессионального поведения, выявить те пробелы, которые мешают ему в понимании и разрешении сложных ситуаций с клиентами.
Можно выделить следующие особенности работы балинтовских групп:
· акцент на практическом использовании результатов обсуждения;
· в центре внимания находятся не эмоциональные потребности участников, а проблемы их отношений с клиентами;
· в основе работы группы лежит прием сензитивного слушания, что способствует более глубокому восприятию собственной личности специалистом;
· акцент в работе делается на живом, связанном с практикой взаимном обучении.
387 Задачи, стоящие перед участниками и решаемые в ходе работы балиитовской группы
1. Повышение компетентности в профессиональном межличностном общении.
2. Осознание личностных "слепых пятен", блокирующих профессиональные отношения с клиентом.
3. Расширение представлений о коррекционном процессе.
4. Психопрофилактика участников группы, основанная на возможности проработки "неудачных" случаев в ситуации коллегиальной поддержки.
В группу входят 6-15 человек (оптимально 8-10), работающих в одном или различных учреждениях, но (по возможности) не связанных служебно-иерархическими отношениями.
Группа может объединять людей с различным стажем работы, но наиболее эффективно участие в группе лиц со стажем более трех лет. Основным принципом формирования группы является добровольность объединения профессионалов, готовых к пересмотру стереотипов в своей работе и заинтересованных в коллегиальной взаимопомощи.
Группы могут быть краткосрочными (3-7 дней). Если группа сформирована из слушателей краткосрочного учебного семинара, занятия могут быть ежедневными или с интервалом в несколько дней, но общее количество занятий должно соответствовать числу участников. Работа краткосрочных групп может проходить в режиме марафона.
Группы могут быть длительно действующими (2-3 года). В этом случае занятия могут быть еженедельными (продолжительность одной встречи 1,5-2 ч) или ежемесячными (с продолжительностью встречи 4-5 ч).
Для того чтобы профессиональная подготовка в группе, работающей в режиме марафона, была успешной, необходимо соблюдение следующих условий:
· высокая мотивация обучения членов группы;
· четкое видение ближайших и отдаленных перспектив применения полученных знаний и умений в практической работе;
· освобождение от забот и хлопот повседневной жизни;
· смягчение личностных защит участников группы;
· открытость и готовность к личностному росту
· стремление к осознанию и отреагированию собственных личностных проблем;
· открытость и возможность очищения от гнетущих переживаний и эмоций.
По желанию группы занятия могут фиксироваться с помощью видеокамеры или магнитофона.
Руководитель балинтовской группы специально приглашается для этой работы или избирается участниками.
Предметом анализа в группе являются случаи из практики ее членов. Это могут быть "трудные" или "неудачные" эпизоды из прошлого, продолжающие беспокоить специалиста, вызывающие у него дискомфортные воспоминания, остающиеся для него "непонятыми"; текущие случаи, вызывающие у специалиста тревогу; так называемые фантастические рабочие ситуации, даже гипотетическая возможность которых волнует специалиста.
Этапы работы балинтовской группы
1. Воспроизведение конкретного случая.
2. Постановка вопросов.
3. Обсуждение возможных вариантов решения ситуации.
4. Этап обратной связи.
1. Воспроизведение конкретного случая.Каждое занятие посвящается конкретному случаю, о котором докладывает участник группы. Рассказ строится в абсолютно свободной форме, говорящего не ограничивают во времени и не перебивают.
Рассказ о трудном случае может быть весьма насыщенным информационно, многосторонним, трудно систематизируемым, избыточным по объему. Важная проблема балинтовской группы заключается в выработке приемов компактного, структурированного и достаточно содержательного изложения исходных данных о конкретном случае. Здесь весьма полезны вспомогательные материалы и методы: магнитофонная или видеозапись, стенограмма беседы с клиентом или группового занятия и др.
Более продуктивными являются спонтанные рассказы, так как анализ забытых важных деталей часто дает ценную информацию для выявления "слепых пятен".
В заключение ведущий помогает сформулировать вопросы рассказчика по изложенному материалу таким образом, чтобы они были центрированы на взаимоотношениях специалиста и клиента, а не на технических деталях коррекционного процесса. В задачу ведущего входит удержать группу от "сползания" к личностно-безопасному клиническому разбору с его центральным вопросом "Что надо делать с клиентом?", с одной стороны, и от смещения
направленности работы группы в сторону личностной психокоррекции, вызванного эмоциональной вовлеченностью участников группы и созданного атмосферой доверия и
безопасности, - с другой. По мнению ряда авторов, уклонение группы в ту или иную сторону может носить защитный характер и являться манифестацией избегания обсуждения собственного профессионального опыта, и ведущему приходится "возвращать" группу к обсуждению взаимоотношений "специалист-клиент".
2. Постановка вопросов.После доклада всем участникам предлагается задать по кругу уточняющие вопросы. Ведущий следит за тем, чтобы вопросы не подменялись советами, перерастающими в групповую дискуссию.
Нередко уже на этом этапе докладчик отмечает, что вопросы, поставленные членами группы, оказываются более существенными для прояснения описанной им ситуации, чем его собственные. Такие вопросы могут выноситься на групповое обсуждение наряду с его собственными.
3. Обсуждение возможных вариантов решения ситуации.На следующем этапе всем участникам группы по кругу предлагается дать свои ответы на все поставленные вопросы. В отличие от права задавать вопросы рассказчику на предыдущем этапе, ответы на его вопросы являются обязанностью всех членов группы. Каждый из ответов или суждений участников расширяет видение ситуации, стимулирует самопознание, ценными являются свободные ассоциации "аналогичного случая", высказывания коллег, которые сознательно или неосознанно идентифицируют себя с клиентом. Ведущий внимательно следит за сохранением центрированности обсуждения на взаимоотношениях "специалист - клиент", оказывает эмоциональную поддержку рассказчику, предотвращает блокирующие дискуссии.
При критической установке группы возможно использование психодрамы, в процессе которой советчику и критику предлагается реализовать собственные советы. Роль клиента отводится рассказчику. Обычно это нейтрализует критический настрой группы и эмоционально поддерживает рассказчика.
В хорошо работающей группе высказывания отдельных участников побуждают к продолжению дискуссии в виде второго, третьего кругов обсуждения, предметом которого становится творческое коллективное развитие предложенных неожиданных точек зрения, развитие обсуждения от поверхностного к углубленному видению проблемы.
На этом этапе запрещаются критика ведущего, высказывания о рассказчике, базирующиеся на ситуациях "там и тогда".
4. Этап обратной связи.В конце обсуждения ведущий предоставляет слово рассказчику для обратной связи. Эта обратная связь первого порядка (от докладчика к участникам обсуждения) может быть дополнена обратной связью второго порядка (от членов группы к докладчику), предоставляющей всем членам группы информацию об эффективности их корригирующей деятельности.
Задачей балинтовской группы является не создание некоего конечного продукта, абсолютно истинного видения предложенной ситуации, а расширение сознания участников группы и стимуляция самопознания.
391 Общество АА
Общество АА (анонимных алкоголиков) возникло после встречи в г. Акроне, штат Огайо (США), двух "безнадежных" - биржевого маклера Билла (Уильям Гриффит Вильсон, 1895-1971) и хирурга Боба (Роберт Хальбрук Смит, 1879-1950). Билл прошел курс лечения в десятках наркологических заведений, а Боб не мог больше оперировать. Благодаря Обществу АА, оба они отказались от алкоголя до конца жизни.
Датой рождения Общества АА считают 10 июня 1935 г. В 1953 г. Общество АА насчитывало 111 000 членов, объединенных в 5000 групп (в основном в США и Канаде), в 1988 г. оно охватывало уже 1,7 млн. человек (свыше 83 000 групп) практически во всех странах мира. Гербом Общества АА является круг и вписанный в него треугольник, где круг означает всемирное значение Общества АА, а стороны треугольника символизируют выздоровление, единство и помощь.
Основная существенная информация об Обществе АА содержится в так называемой "Преамбуле АА": "Анонимные алкоголики являются обществом мужчин и женщин, которые делятся друг с другом своим опытом, силой и надеждой с целью решить общую проблему и помогать другим выздороветь. Единственным условием членства является желание бросить пить. В сообществе АА нет членских взносов и билетов. Оно само обеспечивает себя путем добровольных взносов Общество АА не связано ни с какой сектой, с вероисповеданием, партией или организацией; оно не вступает ни в какие полемики, не занимает никакой точки зрения в каких бы то ни было спорах. Нашей первейшей
целью является сохранение трезвости и помощь другим алкоголикам в ее достижении".
Основная задачаОбщества АА - помочь нуждающимся в преодолении алкогольной зависимости. Основу программы общества составляет программа "12 ступеней".
Это мощное средство в борьбе с алкогольной зависимостью. Первые ступени помогают осознать свою зависимость от алкоголя и признать утрату самоконтроля, последующие - побуждают к самоанализу. В итоге патологические защитные механизмы уступают место зрелым формам реагирования.
Общество "Анонимные алкоголики" предлагает многие действенные практические советы. Например, на ранней стадии выздоровления рекомендуется избегать существенных жизненных перемен и новых интимных связей.
План освобождения от зависимости
1. Не пить.
2. Посещать собрания общества.
3. Найти себе куратора.
Особо подчеркивается роль отрицательных эмоций в срывах. Нужно избегать чувства голода, злости, одиночества и усталости, так как эти состояния побуждают к употреблению алкоголя.
Человек, следующий программе "12 ступеней", постепенно избавляется от чувства вины и, помогая товарищам по несчастью, учится альтруизму.
Общество "Анонимные алкоголики" проводит разного типа собрания.
· Открытые.На них допускаются все желающие. Во время собраний проходят выступления докладчиков.
· Закрытые.Проводятся в небольших группах и предназначены для того, чтобы присутствующие на них могли поделиться мыслями и переживаниями личного характера.
· Для новичков.Специальные собрания, где новичкам помогают выбрать куратора - члена Общества "Анонимные алкоголики" с длительным стажем воздержания. В задачи куратора входит:
o дружеское общение с новичком;
o разъяснение ему принципов программы организации;
o практические советы по воздержанию от спиртного;
o психологическая поддержка на начальных этапах воздержания;
o личный пример.
392 В свою очередь, для самого куратора эти задачи становятся важным психокоррекционным фактором. Он наглядно видит последствия пьянства и лишний раз убеждается в эффективности программы Общества "Анонимные алкоголики".
· По программе "12 ступеней".Обычно такие собрания закрытые и четко
регламентированные. Каждое занятие посвящено одной из ступеней. Сначала зачитывается глава из "Двенадцати ступеней и двенадцати заветов", затем члены группы ее обсуждают. Иногда занятие проходит в более свободной форме.
Программа "12 ступеней" общества "Анонимные алкоголики"
1. Признаем, что оказались бессильны перед алкоголем и полностью попали под его власть.
2. Верим, что только высшая сила способна нам помочь.
3. Вверяем свою жизнь и волю Богу, как каждый из нас понимает Его.
4. Без страха и самообмана пытаемся разобраться в себе.
5. Полностью осознаем свои пороки и признаем их перед Богом, собой и другими людьми.
6. Готовы к тому, чтобы Бог избавил нас от пороков.
7. Смиренно просим Бога помочь нам исправиться.
8. Вспоминаем всех, кому причинили зло, и готовы покаяться перед ними.
9. Просим прощения у всех, кому причинили зло, и пытаемся исправить содеянное, если только эти наши попытки не будут новым злом.
10. Продолжаем раздумья о себе и своих поступках, признавая все ошибки.
11. Через молитву и размышления пытаемся приблизиться к Богу, моля Его научить нас Своей воле и дать силы ее выполнить.
12. Придя через эти ступени к духовному преображению, во всех делах своих будем следовать им и поделимся своим знанием с собратьями по несчастью.
1-й шагявляется началом всех действий, способствующих прекращению алкоголизации. Подчеркивается необходимость признания собственного бессилия по отношению к алкоголю и неизбежность своей капитуляции, без чего не может начаться процесс выздоровления. Это очень важный шаг, ибо только осознание своего бессилия и потери контроля над собственной жизнью, а также убеждение в окончательном
поражении могут вызвать у алкоголика потребность обратиться за помощью.
2-й шагпризывает к умалению своего "Я", ибо вера в "Высшую силу" несовместима с чувством собственной исключительности, своего всемогущества. Опора на "Высшую силу" осуществляется посредством как признания существования Бога, так и обращения за помощью к другому человеку (супругу, куратору Общества АА) или коллективу. Любой член Общества АА сам определяет свою "Высшую силу", т.е. Бога, "как он Его понимает", и никто из остальных членов не вправе что-либо диктовать. Один из основателей Общества АА, Билл, в книге под названием "АА достигают зрелости" по этому вопросу писал: "Атеистам и агностикам скажи четко, что они вовсе не обязаны принимать Бога в нашем понимании. Пусть вместо Бога признают какую-либо свою разумную правду. Самое важное, чтобы все они поверили, что существует какая-то сила более великая, нежели они сами". 2-й шаг позволяет алкоголику избавиться от чувства "центра мироздания" и связанных с ним гнетущих обязанностей.
3-й шаг- это начальный шаг, поскольку он опирается на действия, ограничивающие собственную волю и чувство силы. В трудные моменты жизни поддержкой для лиц, прорабатывающих этот шаг, может служить молитва о душевном покое римского императора Марка Аврелия: "Господи, дай мне силы, чтобы изменить то, что я не могу вынести, дай мне смирение, чтобы вынести то, что я не могу изменить, и дай мудрость, чтобы отличить одно от другого".
4-й шагпризывает взглянуть на себя честно, без обмана, отмечая как свои недостатки, так и достоинства, осознавая причины происшедшего. Добросовестный и искренний анализ ситуации, вызывающей страх и чувство вины ("с нравственной точки
зрения"), дает верный диагноз ситуации, что, в свою очередь, позволяет предпринять меры, направленные на достижение желаемых изменений.
5-й шагможно сравнить с исповедью, освобождающей человека от чувства одиночества, позволяющей надеяться на прощение со стороны другого человека и тем самым примирение с самим собой. Избавление от чувства изоляции и вины и вместе с тем обретение реалистичного образа самого себя - вот очередные действия по пути к достижению состояния внутреннего покоя, дающего возможность освобождения от зависимости выздоровления (трезвости).
6-й шагпредлагает приготовиться к дальнейшим изменениям. Готовность к избавлению от всех своих слабостей
является условием совершенствования. Однако совершенство для большинства людей недостижимо. Тем не менее можно стремиться к заданной цели, постоянно самосовершенствуясь.
7-й шагсоздает фундамент полной капитуляции, подготовка к которой проводилась ранее. Особо подчеркивается необходимость смирения (не смешивать с унижением) и изменения жизненных условий. Многолетний опыт показывает, что ни один алкоголик не способен сохранить трезвость, забывая о чувстве смирения.
8-йи 9-й шаги- - это шаги конкретных действий, которые позволяют упорядочить свои отношения с окружающими. Предлагается провести огромную работу в эмоциональной сфере, без чего невозможно собственное перерождение и изменение отношений с другими людьми. Составление списка тех, кому мы причинили зло, и возмещение причиненного ущерба позволяет в конечном счете избавиться от чувства вины и согласиться с последствиями имевшей ранее место несправедливости.
10-йшаг учит подводить итоги, ежедневно отмечать свои как хорошие, так и слабые стороны характера, признаваться в них, исправлять их "на ходу". Шаг предохраняет от возврата к старым представлениям и поведению, которые могли бы затормозить процесс освобождения и спровоцировать возврат к употреблению алкоголя. 10-й шаг- это совет систематического повторения 4-го и 5-го шагов для сохранения эмоционального равновесия, что обеспечивает непрерывность процесса выздоровления.
11-й шагв очередной раз укрепляет смирение и довершает капитуляцию, а также подчеркивает "духовный" аспект программы.
12-й шагявляется допингом для тех, кто, будучи трезвым, живет "новой жизнью". Они понимают, что для закрепления временного успеха необходимо делиться своим опытом с другими. "Нести послание" путем оказания помощи другим - это дает удовлетворение и одновременно воспитывает чувство уважения к самому себе, без чего алкоголик не в состоянии достичь полной трезвости. 12-й шаг - это венец всех пройденных шагов, он воспевает жизнь и бескорыстное даяние.
Программа Общества АА "12 шагов" позволяет устранить признаки болезни, а также добиться положительных изменений в состоянии здоровья и поведения при помощи психологических средств.
Наиболее компетентными людьми в этой области являются специально подготовленные консультанты, бывшие алкоголики, не употребляющие алкоголь в течение нескольких лет и являющиеся членами Общества АА.
Программа практически доступна каждому алкоголику, невзирая на его возраст, образование, общественное положение, религию. Она позволяет взглянуть на суть зависимости и на самого себя, проанализировать свои межличностные контакты, помогает познать и обогатить потенциальные возможности собственного "Я", а также дает ориентиры для достижения трезвости.
Трезвость в Обществе АА понимается значительно шире, чем сама абстиненция, поскольку подразумевает другой, измененный способ мышления, восприятия себя и других, а также способность зрело и трезво жить и функционировать.
Сформулированные в "12 шагах" цели реализуются отдельными членами групп по-разному, а "шаги" лишь предлагают очередность анализа собственных переживаний, опыта и достижения перемен.
Программа "12 шагов" после небольшой адаптации нашла применение в сотнях других групп самопомощи. Например, существуют группы анонимных наркоманов, анонимных азартных игроков, анонимных обжор, анонимных лиц с эмоциональными проблемами, анонимных никотинистов, а также группы взрослых детей алкоголиков. Такие группы имеют своей целью развитие отношений взаимной поддержки и солидарности между людьми, переживающими одни и те же трудности. Организация этих групп основана на том принципе, что человек, успешно преодолевший трудную ситуацию, лучше способен помочь собрату, столкнувшемуся со сходным затруднением, поэтому деятельность групп состоит, главным образом, в совместных встречах и общих обсуждениях ситуаций, переживаемых их участниками.
Деятельность этих групп направлена не только на облегчение у человека стресса и избавление его от одиночества, но и на обмен советами и информацией, которую не всегда просто получить обычным путем. Группа помогает человеку осознать собственную ценность не только в результате "внутренней эволюции", но и благодаря взаимодействию с окружающими. Кроме того, участники групп взаимопомощи очень часто предлагают новые подходы к решению весьма специфических психологических проблем.
Сайнанон-группы
Данный вид групп существенно отличается от всех других. В сайнанон-группах акцентируется внимание на выражении отрицательных эмоций, гнева, агрессии. Обучение новому поведению проходит в игровой форме, где каждого члена поочередно "раскладывают по косточкам" другие члены группы, "ударяя" зачастую по наиболее больным и значимым субъективным проблемам, воспитывая тем самым толерантность к отрицательным психологическим воздействиям. Данная техника иногда может создавать большую возможность для индивидуальных и групповых изменений по сравнению с психологической поддержкой.
Общие принципы этого варианта групповой психотерапии были разработаны в 1958 г. американцем Ч. Дедериком, психотерапевтом (в прошлом алкоголиком), который, не будучи профессионалом, пытался найти действенный способ избавления от наркомании. С этой целью Дедерик основал в окрестностях Санта-Моники (Калифорния) общину взаимопомощи. Община требовала, чтобы наркоманы, стремящиеся к избавлению от своей зависимости, жили в ее пределах и принимали активное участие в общинной лечебной программе. Правила общежитиябыли здесь довольно строгими: тяжелый физический труд; самообслуживание; полный отказ от алкоголя и наркотиков; посещение занятий в малых группах, не имеющих специально назначенных руководителей.
Состав малых групп, именуемых в общине "сайнанонами", менялся по мере того, как одни члены общины подключались к ним, а другие уходили. Однако каждый член группы на протяжении довольно длительного периода времени был объектом пристального внимания. Группа вступала с ним в сильную конфронтацию с целью свести на нет все оправдания и уловки, с помощью которых закоренелые наркоманы обычно держатся за свой порок. Не получивший профессиональной подготовки, но зато обладающий соответствующим жизненным опытом, бывший наркоман имеет в этом случае преимущество перед самыми искушенными специалистами, поскольку ему есть чем поделиться с другими членами группы.
Основу взаимодействия в этих группах составляла конфронтация новых членов с теми, кто уже избавился от своего пагубного пристрастия. Такие члены группы имели преимущество перед профессионалами-наркологами, так как уже имели свой собственный опыт, дающий им право "напрямую" говорить с новичками.
Неподготовленному постороннему наблюдателю может показаться, что применяемая в сайнанон-группах техника конфронтации - ничем не оправданные нападки и унижения. Однако уже адаптировавшиеся к ним участники видят в безжалостном перекрестном допросе самый эффективный способ преодоления эмоциональных блоков и изменения саморазрушительного образа жизни. Наркоманы постепенно начинают понимать, что в общине не станут потворствовать их пагубному пристрастию, скорее здесь будут опираться на их потенциальные возможности, чтобы помочь им найти жизнеутверждающие альтернативы уходу от стресса и тревоги в алкогольное или наркотическое оглушение.
Сайнанон-группы не ограничивают свою деятельность работой с алкоголиками и наркоманами.
В дальнейшем опыт сайнанон-групп был распространен и на другие контингенты больных, например для психокоррекции людей, имеющих физические недостатки.
Эффект такого рода групп оказался достаточно высоким.
Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 594;