Педагогикическая мысль в Средние века и эпоху Возрождения

Педагогические работы, как и в эпоху античности, появились в рамках философии, теологии и художественной литературы. Для средневековой Европы характерна монополия христианской церкви на образование. У этого явления были как положительные, так и отрицательные стороны. Все школы этого периода делились на внешние и внутренние. И те и другие открывались при монастырях и отличались тем, куда должны были пойти воспитанники после окончания обучения – остаться в лоне церкви или применять свои знания в светской жизни. Монастыри, в связи с этим, стали истинными центрами культуры. Существовала даже поговорка, что монастырь без библиотеки все равно что крепость без оружия. Культурное наследие средневековья огромно. Однако двенадцать столетий очень большой исторический период. В рамках средневековья принято выделять три периода: V-X вв. – раннее средневековье, XI-XIII вв. – расцвет средневековья, XIV -XVI вв. – позднее средневековье, которое также называют эпохой Возрождения. Столь обширный исторический пласт объединил неоднородные по уровню развития образования временные отрезки.

Давление церкви в образовании привело к смене идеи о всестороннем развитии личности на главенство аскетизма и религиозной проповеди в воспитании. Религиозные догматы объявили все телесное греховным, что привело, в частности, к отмене физического воспитания. Основной книгой для обучения грамоте служила Псалтырь, что привело к неразрывной связи образования и духовной культуры. Однако обучение грамоте постепенно свелось к механическому заучиванию фраз на неродной и незнакомой для детей латыни, что значительно обедняло и выхолащивало содержание образования.

Достижением педагогики Средних веков можно считать становление теоретической базы образования и обучения – дидактики, которая занимается, прежде всего, всем, что так или иначе имеет отношение к учебному процессу: обоснование учебных планов и программ, принципы, методы, и организационные формы обучения, дидактические средства обучения. В системе обучения утвердились тривиум и квадривиум. Элементарный уровень обучения охватывал примерно пять лет. На среднем уровне осваивались дисциплины тривиума, а повышенный уровень содержал освоение углубленного тривиума и квадривиума.

Именно в эпоху средневековья появились первые ученые – люди полностью поглощенные познанием. С появлением схоластической философии система обучения усложнилась, выделив два этапа: чрез 6-8 лет можно было получить степень бакалавра богословия, а еще через 5-7 лет – магистра. Появившиеся университеты значительно расширили рамки книжной учености. Первые европейские университеты были частными и платными – их создавали увлеченные какой-либо идеей философы – в нашем понимании они больше всего напоминали научную школу. Университеты далеко не сразу стали центрами культуры и вершиной обучения в сознании современников. Многие родители считали, что путешествие - лучшее завершение образования для молодого человека.

На протяжении всей эпохи образование способствовало социальному продвижению людей даже низкого сословия.

Постепенно определенное образование стали получать и девочки. Они осваивали грамоту, религиозную культуру, музыку и рукоделье дома или при монастырях.

В эпоху средневековья сложилась и система профессионального обучения, она не зависела от церкви и включала в себя ученичество в семье мастера, цеховые и гильдейские школы. Вершиной воспитательного искусства, давшей эстетический идеал последующим эпохам принято считать школу рыцарства.

Однако к XIII в школьное дело пришло в упадок, чему нимало способствовало обучение на неродном для ребенка языке. Образование свелось к толмудизму и начетничеству, а воспитание к заучиванию сочинений назидательного характера. В школе господствовали мрачные нравы и телесные наказания. Образования свелось к двум - трем годам.

В эпоху Возрождения (ХIV-ХVI вв.) идея о всестороннем развитии личности возникла вновь, но ее связывали с соединением образования и воспитания с производительным трудом. Так ставили вопрос Томас Мор и Томазо Кампанелла;

Виднейшие деятели этой эпохи: нидерландский мыслитель Эразм Роттердамский (1469-1536 гг.), французский писатель Франсуа Рабле (1494-1553 гг.), французский философ Мишель Монтень (1533-1592 гг.) выступали за гуманное отношение к детям, критиковали средневековую схоластику и господствующую в образовании зубрежку. Выдвигались идеи гармоничного развития духовных и физических сил человека, отказа от религиозного в пользу светского воспитания, стремления использовать культурное наследие античного мира и достижения бурно развивавшейся в тот период науки.








Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 3275;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.