Басилевс. Историческое происхождение термина

Басилевс - это термин, который означает “царь”, “вождь”, “правитель” или “суверен”. Он восходит к микенскому периоду. Впервые этот термин встречается в письменности XV века, написанной линейным шрифтом В, на глиняных табличках из разрушенных микенских дворцов. Он относится не только к политическому руководству, как показывает один пример, где термин относится к лидеру гильдии бронзовых дел мастеров.

Таким образом, басилевса следует рассматривать как человека, который руководит группой. В большинстве случаев примеры взяты из политических ситуаций. Этот термин встречается в "Илиаде" для описания многочисленных лидеров, сражающихся на стороне греков, обычно тех, кто стоит ниже верховного лидера, Агамемнона. Вполне возможно, что этот термин не означает абсолютного правителя; в более поздние периоды, особенно в религии, он обозначал человека, ограниченного законами и моралью, в противоположность тирану, абсолютному правителю без этих ограничений.

Однако, по-видимому, термины "басилевс" и "тираннос" (tyrannos) использовались как взаимозаменяемые вплоть до поздней классической эпохи. В этом контексте басилевс рассматривался как продолжение монархии, в то время как тирания развилась из аристократической олигархии, управляемой одним человеком, где власть, как правило, не передавалась другому члену его семьи.

В "Илиаде" главный вождь Агамемнон описан не как басилевс, а как ванакс, термин, также представленный на табличках линейной формы В. В "Илиаде" Ванакс упоминается не только об Агамемноне, но и о Приаме, поскольку эти два человека осуществляли контроль над многими подчиненными басилевса, которые сами отвечали за территории или контингенты солдат.

Терминология показывала, как работала эта система, похожая на более позднюю феодальную систему, в которой король не был абсолютным, а управлял группой подчиненных правителей на основе консенсуса и авторитета, а не власти или принуждения. Это можно увидеть, когда ванакс Агамемнон попытался приказать басилевсу Ахиллу и другим людям выполнить его приказ.

Другие цари не обязаны были выполнять его приказы, о чем свидетельствует то, что Ахиллес пренебрег приказом сражаться с троянцами. Агамемнону нужно было доказать, что он достоин уважения других царей. Ванакс обычно правил с позиции наследования, основанного на способностях, положении и послужном списке его самого или его предка.

Положение обоих терминов ясно показывает иерархию в микенском обществе, где ванакс находился на вершине, а басилевс был его подчиненным; однако в социальном отношении они были равны. Их использование в "Илиаде", вероятно, показывает их скорее как вождей или принцев, чем как царей. Многие из троянских князей, также называемых басилевсами, являются родственниками великого царя (ванакса) Приама и связаны с ним уважением.

Термин "ванакс" стал почти анахронизмом и относился к богам и легендарным героям; после микенской эпохи он не использовался для обозначения политического руководства в Греции. Этот термин встречается в мифологии, где Зевс берет имя Зевс Ванакс как верховный царь или повелитель всех богов, хотя его власть не была абсолютной, и ему бросили вызов его братья, Посейдон и Аид.

В постмикенский период, также называемый архаическим, термин "басилевс" продолжал использоваться, в то время как ванакс практически исчез. В данном случае термин “басилевс” не всегда означал "царь". В зависимости от региона он может иметь разные значения. В некоторых местах человек мог быть наследственным лидером, как в прошлом, и рассматриваться как лидер племени или региона, подразумевая, что он был главным лидером.

Этот термин также мог применяться к отдельному лицу, выбранному из группы или правления, часто называемого коллегией басилеев, которая правила в течение определенного периода, часто нескольких лет, причем термин "басилевс" подразумевал должность. Это можно увидеть в классических Афинах, где один из архонтов назывался архонт басилевс, или “царь-архонт”, и руководил религиозными обрядами города. Этот пост принадлежал одному из трех главных архонтов, и в ранний период он помогал контролировать управление городом. Когда начались реформы Клисфена, архонты утратили большую часть своей власти.

Греки использовали термин "басилевс" в классическую эпоху, после того как большинство городов отменили своих царей. Они часто использовали этот термин для описания правителей за пределами собственно Греции, включая Македонию, где царя называли басилевсом, в том числе при Александре Македонском и его эллинистических преемниках. Обращение “басилевс” было распространено на королей варваров, включая Великого персидского царя, известного как Мегас Басилевс или Басилевс Базилеон, что означает "Царь царей".

Термин "басилевс" первоначально означал вождя племени, находившегося под властью (хотя и не абсолютной) более могущественного вождя, ванакса, в микенский период. Этот термин по-прежнему использовался для обозначения кого-то, кто был главным судьей, либо в качестве наследственного лидера, либо избирался своими коллегами, часто на определенный период времени. В конечном счете, этот термин использовался для описания царя, часто обладавшего абсолютной властью, как, например, в Персии, но не всегда, как у варварских племен за пределами собственно Греции. Термин также мог означать лидера организации, такой как гильдия.

 








Дата добавления: 2024-08-18; просмотров: 52175;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.