Файлы данных

 

Вся информация, содержащаяся в переменных и массивах, исчезает по окончании работы программы. Если она может понадобиться в дальнейшем, то эту информацию сохраняют на жёстком диске, дискете или другом носителе, а при следующем запуске программы обратно загружают с внешнего носителя в массивы или переменные. Такая запись на диске или другом носителе называется файлом данных. Кроме файлов данных существуют также исполняемые файлы (программы в машинных кодах с расширением .exe или .com). Некоторые языки и системы программирования (в том числе из диалектов Паскаля – Borland Pascal и Delphi) позволяют из собственной программы запустить такой файл. Pascal ABC такой возможностью не располагает.

Файлы объединены в группы (каталоги или папки). Чтобы определить, с каким файлом предстоит работать, указывают его полное имя. Оно состоит из нескольких частей, например:

 

Тот каталог, в котором находится наша программа, является рабочим (текущим) каталогом. Это обозначает, что при обращении к файлу данных, находящемуся в таком каталоге, указывать путь не обязательно.

Для использования файла данных в программе нужно в разделе VAR описать файловую переменную (ф/п), в которой будет храниться информация об этом файле (полное имя, длина, дата и время создания и т.д.). Это описание различно для разных типов файлов. Например:

 


В файлах, описанных как типовые, все данные имеют один и тот же тип (указанный при описании), так же как и в массивах. Поэтому в таких файлах обычно сохраняют содержимое массивов. Хранить в типовом файле текст неудобно, так как все строки должны быть одинаковой длины. Для хранения текста со строками различной длины используется текстовый файл. Для отделения одной строки от другой, в таком файле каждая строка заканчивается символом, соответствующим клавише ENTER. Кроме строк в текстовом файле можно хранить и числа (но это менее экономно, чем в типовом файле, где они хранятся в двоичном коде, а не посимвольно).

Чтобы занести в файловую переменную имя файла, используется команда

assign(ф/п , ’полное имя файла’);

В этой команде можно не указывать путь для файла, находящегося в рабочем каталоге (там же, где и сама программа).

Чтобы в файловую переменную попала вся остальная информация о файле, его нужно открыть с помощью одной из следующих команд:

reset(ф/п); - открывает уже существующий файл и устанавливает указатель на его начало (обычно так открывают файл для чтения, но в типовый файл можно и записывать. Запись происходит вместо имеющихся в файле данных).

append(ф/п); - открывает уже существующий файл и устанавливает указатель на его конец (для добавления информации после конца файла).

rewrite(ф/п); - создаёт новый файл (если файл уже существует, он очищается).

Указатель файла хранит место в файле, откуда мы можем прочесть (или куда записать) информацию. Каждая операция чтения или записи перемещает указатель к следующей записи.

Чтобы прочесть информацию из файла, поместив её в переменную, используются команды:

read(ф/п , список переменных); - читает из типового и текстового файла.

readln(ф/п , список переменных); - читает из текстового файла.

Если из текстового файла читаются не отдельные слова или числа, а вся строка, то используется только одна строковая переменная.

Чтобы сохранить информацию в файл из одной или нескольких переменных, используются команды:

write(ф/п , список переменных); - записывает в типовый и текстовый файл.

writeln(ф/п , список переменных); - записывает в текстовый файл с переводом строки.

 

Для перемещения по файлу (только типовому!) используется команда seek(ф/п, номер записи); . Нумерация записей в файле ведётся с нуля. Чтобы попасть в конец файла для добавления новой записи, в качестве номера в этой команде используется функция filesize(ф/п), определяющая размер файла (не в байтах, а в записях данного типа).

При чтении из файла неизвестной длины, можно перед чтением проверять, не кончился ли ещё файл, с помощью функции eof(ф/п), которая даёт true, если указатель находится после последней записи. Например:

 


По окончании работы с файлом его нужно закрыть командой close(ф/п); . Если не сделать этого, Pascal не сохранит изменения файла на диске. Но и если не было изменений, закрыть файл рекомендуется. После этого файловая переменная и файловые буферы (область памяти, которую Pascal использует при работе с памятью) освобождаются.

Команда rename(ф/п,’новое_имя’)переименовывает файл, связанный с файловой переменной. Файл должен быть закрыт.

Команда erase(ф/п)удаляет файл, связанный с файловой переменной. Файл должен быть закрыт.

Не всегда файловые операции проходят успешно. Например, при попытке прочесть с дискеты, которую забыли вставить в дисковод, появляется сообщение об ошибке, и происходит аварийное завершение программы. Подобные ошибки лучше предупредить. Функция FileExists(’имя’) возвращает True, если на диске имеется файл с данным именем (и путём), в противном случае возвращает False. Её нужно использовать перед попыткой обращения к уже существующему файлу. Если нужно создать новый файл, перед этим используется функция CanCreateFile(’имя’). Если имя файла или путь указаны неправильно, или на диске нет места, или по другим причинам невозможно создать файл с таким именем, она возвращает False.


 








Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 978;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.