Глава вторая ПРОРОЧЕСТВО И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Достигайте любви; ревнуйте о д а р а х
духовных, особенно же о том, чтобы
пророчествовать… А кто пророчествует,
тот говорит людям в назидание, увещание
и утешение.
Апостол ПАВЕЛ
Первое послание к коринфянам, 14:1,3
Много писем и телефонных звонков последовало мне после публикации в журнале «Наука и религия» (1989, №№ 2 и 3) статьи Ю. Бондаренко «Астрология – за и против». Интересовались моим мнением по кругу затронутых проблем, просили рассказать об истинных возможностях и перспективах астрологического прогнозирования.
Итак, само слово «прогноз» – слово греческого происхождения (про + гносис), в буквальном смысле значит «до знания» или «перед знанием». Оно означает предсказание чего-либо ещё до того, как оно осуществится на деле.
Пророчеством и прогнозированием люди занимались с незапамятных времён, к чему принуждала всесильная и всемогущая Необходимость. Но если в древние времена это было уделом посвящённых – жрецов, оракулов, то теперь этим занимаются все, кому заблагорассудится.
Вера в будущее у греков обозначалась словом «мойра», у римлян – «фатум». Германские племена также верили в провидение, в судьбу, в роковые предначертания, которые могли быть сообщены через Норны, как называли божеств, определяющих судьбу человека. Практически у всех народов существовало представление о том, что определёнными способами и методом можно приподнять покров тайны над будущим. Все народы древности – египтяне, жители Месопотамии, греки и римляне, германцы, кельты и англосаксы, скандинавы и славяне – верили в гадание и пророчества, как в рамках государства, так и отдельного человека.
Плутарх уверял, что у человека есть не только память о прошлом, но и сила для предсказания будущего. Римлянин Цицерон в своём сочинении «Дивинация» писал: «…И я не знаю ни одного народа, будь то гуманный и образованный, либо ещё дикий и варварский, который не верил, что будущее может быть узнано и предсказано определёнными лицами».
Даром предсказания обладали языческие сивиллы и библейские пророки. Сложным было отношение к астрологическим исследованиям и предсказанию будущего у христианской церкви. Но вот слова Фомы Аквинского: «Пророчество и предсказание будущих событий по положению светил – допустимо, потому что умение предсказывать предсказуемые события относится к той области знаний, которые лежат в пределах возможностей человеческого духа и являются известной ступенью развития человеческой мудрости».
Добавим к этому, что астрологией занимались римские папы, в их числе Сильвестр II, Иоанн XX, Иоанн XXI, Юлиан II, Павел III, Лев X. О связях церкви и астрологии до XVII века свидетельствует известная картина Тома Ринга «Сивиллы, Вергилий и астролог Абумасара» во дворце Шетиллера в Аугсбурге.
В средние века, кроме астрологов-учёных, предсказаниями занимались и явные дилетанты, шарлатаны. Одни – для завоевания дешёвой популярности, другие – с целью самообогащения. И сегодня ещё таких хоть пруд пруди.
Предвидение как факт уже признаётся определёнными кругами учёных. Мы можем назвать швейцарского психиатра и психолога, основателя аналитической психологии Карла-Густава Юнга, итальянского исследователя парапсихологии Е. Боццано, знаменитого французского психолога, лауреата Нобелевской премии профессора Шарля Рише и многих других.
Астрологическое прогнозирование, безусловно, является конечной целью любого астролога-практика. При всём том оно должно быть весьма разумно сформулировано в рамках возможного предположения, возможной вероятности и ни в коем случае не должно претендовать на абсолютную пророческую достоверность. Главная задача астролога-практика – содействовать сознательной ориентации своего клиента на то, чтобы подготовить его разумно и сознательно пережить приближающиеся невзгоды, будь это болезнь или несчастный случай, или что-либо иное. С другой стороны, он должен помочь клиенту идти навстречу всему благоприятному и хорошему, создавая для этого соответствующие и наиболее благоприятные условия, обстановку.
Особо обращаю внимание вот на что. Те люди, которые полностью и всецело полагаются только на прогнозы, руководствуются ими и безвольно дрейфуют по их течению, подвергаются весьма реальной как душевной, так и физической опасности.
Мы должны избегать того, чтобы астрологические предсказания вели человека к фатально-негативным позициям, ибо это уже само по себе противоречит астрологическому духу и этике. Любой прогноз должен носить характер только вероятности, возможности, но ни в коем случае – категоричности.
Духовное развитие человека, расширение его горизонта, выявление скрытых талантов и способностей, становление его личности и жизненной позиции могут и должны быть осуществлены с помощью астрологических метагнозов и прогнозов. Одно дело – разумное предупреждение о заболеваниях, телесных повреждениях, – о таких периодах жизни наш клиент обязательно должен быть поставлен в известность заранее. Совсем по-другому обстоит дело, связанное с прогнозированием времени смерти. Об этом никто не должен знать заранее. Здесь тот подводный камень, который астролог должен уметь разумно и предусмотрительно миновать, остерегая своего клиента только от возможности заболевания или несчастного случая. Пусть это будет носить форму указания на расслабление организма (в молодые годы), распад тканей (во время тяжёлых или хронических заболеваний) или же износ организма (уже в более старческом возрасте), но, повторяю, ни в коем случае не прямая информация о самом факте возможной кончины.
Рождается ребёнок… Что говорят планеты и звёзды?
Гравюра Якоба Руэффа, 1587 г.
Навсегда запомним, что одна из задач астролога – знакомство клиента с его основополагающими задатками и предполагаемыми последствиями этого. Именно в этом его сила, он имеет возможность увидеть и распознать характер и нрав человека не абстрактно, не чисто теоретически, а в самых естественных их проявлениях и действиях, из которых непосредственно и возникают отдельные моменты судьбы клиента. Чтобы преодолеть угрожающие опасности, которые могут появляться на его жизненном пути, он должен опираться на свободу выбора применяемых мер и, разумеется, на свои реальные возможности. Не беспочвенна старая пословица, что счастлив тот, кто черпает нравственные силы из веры в свою добрую звезду.
Каждый, у кого есть призвание и кому даётся возможность поступить в соответствии с ним, может на свой лад прожить отмеренную ему жизнь и достичь уготованного при известном самоотречении.
Счастлив тот, кто может свою судьбу пережить, а не перестрадать, гласит древняя мудрость. Противоречия, преграды, которых так много на нашем жизненном пути, должны быть нами использованы как стимул для дальнейшего духовного развития. Вот слова древнегреческого поэта Пиндара: «Стань тем, кто ты есть, когда ты этому научишься…» Человек достигает более высокой ступени своего развития и становится настоящей личностью, только преодолевая самого себя.
Основа человеческой личности и судьбы определяется геокосмическими факторами, то есть всеобщими законами природы и Космоса, биологическими условиями, местом рождения и постоянного пребывания, окружающей средой и т.д. Сюда также относятся и происхождение человека, его наследственные признаки, воспитание и образование, социальная принадлежность, профессия и деятельность, нрав и дух времени и отношение к нему, взгляды и мнения, убеждения и мировоззрение, то есть всё, что в той или иной степени может подействовать на физическое и психическое развитие данного человека, его мораль и этику, его образ жизни.
Обо всём остальном, что находится вне личности данного человека, никакой гороскоп не даёт и не может дать сведений. Нельзя уяснить и наследственные черты человека, если нам неизвестны его предки. К тому же астрологи пользуются только общими понятиями, типичность которых не способствует выявлению личности как индивидуальности.
И всё же анализ каждого конкретного гороскопа может дать весьма точное заключение о фенотипе данного человека, его конституции и темпераменте, нраве и чертах характера, таланте и дарованиях, склонностях и его возможностях, инстинктах и реакциях как на внутренние, так и внешние раздражители. Мы узнаём его индивидуальный характер со всеми возможными особенностями и противоречиями, выступающий как внутреннее предрасположение, как вид существования, как источник возможностей и направления в действиях и становлении, а значит узнаём его судьбу, жизненные тенденции, важные события его бытия. У рождённых в одно и то же время судьбы могут быть во многом сходны, но не одинаковы. Лишь однояйцевые близнецы с почти идентичным моментом рождения могут иметь более или менее одинаковые судьбы.
Весьма важное значение для толкования гороскопа человека имеет знакомство астролога со средой данной личности, и прежде чем высказать своё суждение, он обязательно должен иметь эту информацию. Такие случаи весьма редки, когда человек может выбирать свою среду по собственному желанию.
Самый одарённый деревенский ребёнок не сможет стать величиной в мировой науке, если не окончит высшее учебное заведение и не будет общаться с людьми, близкими по духу. А прирождённый преступник раскроется в этом качестве только в том случае, если попадёт в дурное общество. А попасть туда он может из-за своего предрасположения к этому, так как станет такое общество искать, ибо там он будет себя чувствовать как рыба в воде.
Следует обратить ваше внимание и на то, что ко многим вопросам надо подходить логично: так, например, холостяку нечего бояться измены со стороны жены, которой у него нет, маленькая девочка или пожилая дама могут не беспокоиться по поводу возможного зачатия или родов, а человек, находящийся дома, не пострадает от дорожного происшествия, и т.д. Итак, если среда и окружающий мир оказывают на ход жизни отдельного индивидуума столь большое воздействие, то становится совершенно ясно, насколько жизненная судьба человека зависит от его собственного темперамента и характера, от превалирующих черт характера и нрава – хороших и благоприятных или низменных и зловредных. Как сам характер, так и судьба человека вырастают из одного и того же корня, и одна из главных задач астролога-практика – установить между ними созвучие.
Известный немецкий драматург Фридрих Геббельс говорил, что судьба – это характер во времени, а характер – это судьба в пространстве. Но как бы там ни было, судьба человека всегда является результатом взаимодействия его внутреннего мира, души, характера с окружающей средой.
Осведомлённость астролога о Натальном гороскопе любого человека позволяет ему весьма активно содействовать формированию судьбы его клиента и, смотря по обстоятельствам, корректировать её.
Кто более или менее основательно изучал собственный гороскоп, тот свободно может распорядиться своей душевной и духовной силой, потенциалом своего интеллекта, и действовать в диапазоне своих возможностей, не претендуя на невозможное.
Мы прекрасно понимаем, что как личная, так и духовная свобода человека не абсолютна, а весьма относительна. Человек не в состоянии функционировать как абсолют, так как подвластен внешним воздействиям всевозможных геокосмических факторов, а биологически и социально связан с окружающим миром, окружающей средой. И всё же, чем сильнее и гуманнее будут его нравственные и духовные мотивы, тем сильнее будет и его так называемая свободная воля, которая не должна ограничиваться только свободой выбора или допущения, но предполагает и свободу отказа, ибо только в этом случае будет проявлена и свобода решения. Только тот человек, который будет уверен, что его судьба и будущность зависят прежде всего от него самого, может черпать в арсенале своих возможностей подспорье для жизни и судьбы, ибо только тогда он и будет постоянно ощущать не только свободу, своих решений и действий, но нести и полнейшую ответственность за них.
Знание закономерностей и ритма собственного бытия укрепляет в человеке определённую твёрдость и решительность, особенно в случаях преодоления как внутренних, так и внешних преград и противоречий.
Одно из древних изречений звучит так: «Астра регунте фатуос, сапиенс доминитбитур астрос», что, приблизительно, означает: «Звёзды правят дураками, а мудрый – своими звёздами». Человек становится соавтором своей судьбы, если он проявляет определённую активность в происходящем или если он своей внутренней установкой и силой воли сознательно и умышленно обломает острые углы неприятностей, опережая происходящие изменения уже в зачатках. Против предубеждения, будто знание о самом себе и своих возможностях мешает человеку или даже вредит ему, боролся известный немецкий философ Гегель, который сказал: «Человек может быть свободен только тогда, когда он познал самого себя… лишь это знание делает его свободным».
В наше время мы найдём немного людей, которые ведут более или менее самостоятельный образ жизни, большинство, словно автоматизированные роботы, реагируют только на раздражители, действующие извне, со стороны, совершенно забывая о собственной внутренней сущности.
Несвобода нашего современника состоит в том, что через пропаганду прессы, радиовещания и телевидения, рекламу питания и косметики он получает уже готовые предписания о том, что нужно делать, от чего отказаться, что есть и что пить, куда ехать отдыхать и где путешествовать, как одеваться, на что тратить свободное время и деньги и т.д.
До сих пор почти повсеместно господствуют весьма неверные и ложные представления о самой сущности астрологических прогнозов, поэтому мы постараемся дать некоторые необходимые сведения, без которых не прийти к более или менее объективному суждению по этому вопросу.
Каждый начинающий астролог-практик должен знать диапазон и границы своих возможностей и возможностей нашей науки. Серьёзного астролога, нашего современника, можно опознать уже по тому, что в отличие от многочисленных шарлатанов, дилетантов и просто бизнесменов от астрологии, он не даёт безбрежных обещаний в разъяснении будущего. Что представляет собой астрологический прогноз? В чём его основы? Он исходит не из чисто рациональных методов предсказания, которые, например, лежат в основе метеорологических прогнозов погоды, прогнозов хозяйственной конъюнктуры или медицинской диагностики и пр. Его нельзя отождествлять и с чисто интуитивным пророчеством, заключающимся в просмотре картин, возникших благодаря ясновидческим способностям.
Астрологические прогнозы большей частью представляют собой высококвалифицированное мастерство, искусство, которое приобретается долголетним опытом регулярных, систематических занятий. Оно хорошо соответствует тому понятию, что обозначается греческим словом «техне», а по-латыни – «арс». И основано это искусство на символике соответствий, воспринимаемой как параллельность между влиянием космических процессов, с одной стороны, и фактов земных событий – с другой. Причём, эта параллельность проявляется в известных предзнаменованиях, которые, в свою очередь, истолковываются по определённым правилам и закономерностям. Пользуясь терминологией древних стоиков, которую Цицерон использует в своём труде «Дивинации», это занятие можно назвать «дивинацио артификалис» – искусная научная мантика, которая покоится на влиянии божественного (дивинум) в мирской жизни. Только хорошо осведомлённый пророк (мантис) овладевает ею после долгого специального обучения толкованиям.
Одни астрологи специализируются на диагнозах, другие – на прогнозах. Прогностическая астрология извлекает свои предзнаменования многочисленными путями – различными методами, способами, твёрдо базируясь на системе астрономических измерений, хорошо ориентируясь во всех её математических расчётах, владея основными понятиями сферической тригонометрии и т.д. Кто из астрологов будет ограничиваться только частичными и примитивными методами, избегая более сложных, более скрупулёзных, тот никогда не сможет рассчитывать на действительный успех в своём деле. В наше время просто невозможно указать на какой-либо единственный путь и подход, единственный метод, который мог бы обеспечить более или менее надёжный прогноз.
Комбинации самых различных прогностических методов неизбежны и необходимы, в том числе сочетание строго научных методов и релятивных возможностей. Те и другие невозможны без классических приёмов нашей древней науки. Их комплекс позволит добиваться успеха и преодолеть некоторую неприязнь, от чего мы порой весьма заслуженно страдаем.
Абсолютно безошибочные (в буквальном смысле) предсказания вряд ли встречаются в астрологической практике и во избежание как крупных, так и мелких ошибок, следует основательно пересмотреть само понятие пророчества и говорить только о приближении к истине, о таких возможностях. Любое предсказание астролога должно восприниматься и представляться лишь как вероятность, но не очевидность, а различные заявления о частностях, о детализации будущих событий – это уже удел ясновидца, а не астролога, выявляющего только тенденции событий, а не частные обстоятельства. Правда, период времени, насыщенный будущими событиями, может быть рассчитан заранее, довольно точно и верно, но сам характер этих событий может быть уяснён лишь в общих чертах.
Главным критерием абсолютного пророчества должно стать исполнение предсказания, но большинство исполняется лишь частично, отчасти, а это значит, что уже само понятие о предсказании – дело весьма относительное.
По этому поводу известный немецкий учёный Карл Шмайнг говорил: «Предвидение не указывает неумолимый ход судьбы… через видимые образы оно только указывает на возможности и вероятности и, в зависимости от различных обстоятельств каждого отдельного случая, они могут, конечно, сбыться, а могут и не сбыться». И он вполне прав, так как любая цепочка причин в нашей повседневной жизни может быть порвана или разрушена свободным решением человека, его свободной волей.
Премонация, то есть предостерегающее пророчество, даёт человеку возможность выбора, который и приведёт его или к спасению, или к гибели. Так как ценность прогностических высказываний весьма относительна, и они должны модифицироваться в зависимости от темперамента, характера и нрава человека, от его поведения, от восприимчивости и впечатлительности, то главной целью их должно стать только предостережение.
Астролог-практик как эксперт, консультант, советчик обслуживает свою клиентуру на основе их индивидуальных гороскопов. И этот круг клиентов уже постоянно обращается к нему за советом, хорошо зная его ценность по прежнему опыту.
Безусловно, астрологическому диагнозу должен соответствовать и прогноз, представленный как тонкое и искусное психологическое разъяснение, избавляющее человека от любой психической травмы, но всё же своевременно предупреждающее и о возможных событиях того или иного характера и качества, но не смертельного. По этому поводу Рудольф Янке весьма остроумно заметил, что смерть можно не предсказывать, ибо клиент её просто не переживёт.
Ещё отметим: одни и те же космические факторы в различные периоды жизни одного и того же человека будут действовать на него по-разному, причём, в комплексе наступивших перемен как физического, так и физиологического характера многое будет зависеть от состояния психики, достигнутого духовного уровня. Такого рода и характера индивидуальная реактивность человека и будет являться одним из факторов ненадёжности и ограничения прогностических возможностей в астрологии.
При выборе для своего клиента наиболее верного, правильного решения мы должны рекомендовать ему вид поведения, способного смягчить критические тенденции судьбы и, наоборот, активизировать благоприятные моменты. Вообще, все свои прогнозы мы должны сформулировать самым щадящим образом. Наше предупреждение должно иметь примерно такое содержание: «Поскольку в такое-то время существует угрожающая опасность заболевания или несчастного случая, постольку на этот период времени рекомендуется особая осторожность в виде такого-то или иного мероприятия.., такие-то или иные предостережения…» и т.д.
Таким или подобным путём астролог и сам защищается от суггестивной силы слишком определённого прогноза. Такая заповедь осторожности действительно снимает у клиента невольную тягу к реализации дурного прогноза, ибо нередко наблюдается, что люди непреднамеренно содействуют тому, чтобы пророчество осуществилось. Ещё раз повторяю: астролог обязан и должен построить свой прогноз и рекомендацию так, чтобы ни в коем случае не подтолкнуть своего клиента к прямому осуществлению несчастливого предсказания.
Все существующие основные виды духовной деятельности, связанные с пророчеством, зависят от космического статуса и потенциала той или другой планеты на карте Натального гороскопа каждого человека. Так, например, сильный по космическому статусу МЕРКУРИЙ указывает на логические умозаключения, ЮПИТЕР – на суждения, основанные путём аналогий и символов, УРАН – на сильную интуицию, порождённую молниеносным озарением внутреннего видения или голоса, НЕПТУН – на внушённое вдохновение высшего качества и т.д.
Так и проявляется иерархическая шкала пророчеств в её рациональной, символической, интуитивной и инспиративной формах. Но само собой разумеется, что предпосылкой каждого из пророческих видов будет соответствующая одарённость человека и его духовный уровень, отмеченные в его гороскопе отличительными признаками, а прежде всего установкой на связь с бессознательным, обусловленным ЛУНОЙ.
При всех этих видах пророчеств, с истолкованием знаков и символов, будущее угадывается на основании определённых приёмов с помощью известной системы космобиологических правил и закономерностей. Так, например, профессиональные пророки античности – жрецы и мудрецы, как правило, предпочитали разработанную и в течение многих веков проверенную технику толкований. Они полагали, что интуитивное и инспиративное вмешательство в процессе прорицания не всегда свободны от субъективности. К тому же образы или внушение всегда требовали весьма однозначного толкования, чему мешала бы произвольность.
Из всех видов мантики, то есть искусства прорицания, самое большое внимание во все времена человечества привлекала именно астрологическая наука, так как здесь познаётся сам человек и его судьба в непосредственной взаимосвязи со ВСЕЛЕННОЙ, и на этом космическом фундаменте и строится аналогия между макрокосмосом Мироздания и микрокосмосом человека. Доктору Юнгу принадлежат доказательства, что человек представляет собой биоэнергетическую систему, вид деятельности которой зафиксирован на Карте гороскопа как на чертеже, а вся его жизнь состоит из самых противоречивых взаимодействий геокосмических силовых полей.
На сегодняшний день астрологическая наука пользуется богатейшим наследием наших предков – мудрецов всех времён, а также результатами научно-исследовательских работ многих современных астрологов-учёных и астрологов-практиков.
Но также нельзя замалчивать и другое. С сожалением и большим огорчением приходится отмечать, что больше всего нашу науку позорят и дискриминируют не наши традиционные некомпетентные оппоненты, а оголтелые шарлатаны, дилетанты и бизнесмены от астрологии, ярмарочные пророки без малейшей нравственной ответственности, которая так необходима в любом пророчестве. Они наживаются на быстрой и лёгкой, но весьма поверхностной обработке легкомысленных и совершенно безответственных прогнозов-штамповок, прогнозов-ширпотреба. Как в медицине врач врачу рознь, так и среди астрологов шкала степеней простирается от идейного труженика до лжеца и рвача.
К сожалению, многие главным образом знакомы только с проделками ярмарочных астрологов всех рангов и всех мастей, которыми сегодня кишит мир от самого дальнего Востока и до самого «дикого» Запада. Они беззастенчиво ловят в свои сети всё новых и новых клиентов-жертв, с которыми встречаются в первый и в последний раз. Но и это ещё не всё. Большой вред нашей науке приносят и причиняют опубликованные в газетах и журналах так называемые «общие космограммы» с прогнозами, фабрикуемыми дилетантами-дельцами, не имеющими ничего общего с настоящими астрологическими прогнозами. Такие обобщённые предсказания для целых групп людей (как, например, для тех, кто родился под знаком ТЕЛЬЦА), чохом предлагающие «генеральный прогноз», ни в коем случае не могут быть таковыми. Здесь даже отсутствует вероятность метагноза. Такие газетные шлягеры современности, не имеющие под собой никакой научной почвы, никакой ценности, следует воспринимать как забаву. К астрологической практике должны допускаться лишь проверенные специалисты с высшим астрологическим образованием.
Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 957;