Трёхъярусная вселенная
Чтобы свыкнуться с таким парадоксальным подходом к чтению Писания, мне показалось полезным сконцентрироваться на библейских текстах, относящихся к устройству и функционированию земли и небес. Сегодня все знают, что мы живём на шарообразной планете, вращающейся вокруг своей оси и вокруг солнца. Однако внимательное изучение Слова Божия откроет нам, что вдохновлённые авторы воспринимали Вселенную как неподвижную и имеющую три яруса – небеса вверху, земля посередине и преисподняя внизу (рисунок 3-2). Говоря конкретнее, материальный мир рассматривается в Библии с древней феноменологической точки зрения, в которой отражаются древняя геология и древняя астрономия.
В этом разделе описаны девять базовых характеристик трёхъярусной вселенной, которые мы находим в Писании. В каждом подразделе подчёркивается сам логический процесс, стоящий за осмыслением мира древней наукой. Мы бы придерживались тех же взглядов на мир природы, если бы жили в то время. Таким образом, показанные библейские отрывки трактуются по принципу «Выраженная идея/Способ выражения». Станет очевидно, что древнее естествознание играет существенную роль в передаче безошибочного Слова Божия.
Неподвижность Земли
В древней геологии считалось, что земля не движется. С древней феноменологической точки зрения эта мысль разумна. Кто-нибудь сегодня ощущает, что мы вращаемся вокруг земной оси со скоростью 1600 км/ч и несёмся вокруг Солнца со скоростью 65 000 км/ч? Эта иллюзия неподвижности так сильна, что вера в покоящуюся землю находила широкую поддержку до XVII в. По правде говоря, твёрдые научные подтверждения движения Земли были получены только в XIX в. после сооружения телескопов, которые могли бы засечь наше перемещение по космосу.
В Ветхом Завете ясно говорится о неподвижности земли. В трёх стихах почти слово в слово сказано: «Он основал вселенную, она не поколеблется» (1 Паралипоменон 16:30), «вселенная тверда, не подвигнется» (Псалом 92:1), «тверда вселенная, не поколеблется» (Псалом 95:10). Больше 25 раз библейские авторы употребляют такие строительные термины как «основания» и «столпы», чтобы выразить идею устойчивости земли. Например, в Псалме 103:5 говорится: «Ты поставил землю на твердых основах: не поколеблется она во веки и веки» (ср. 1 Царств 2:8; Псалом 74:4; Иов 38:4-6). Древние евреи видели, что горы, холмы и равнины остаются постоянными всё время их существования, и в рамках своей древней интеллектуальной логики рассуждали, что земля была неподвижной. Но важнее то, что в этих текстах раскрывается Вероучение. Эта побочная древняя геология выражает то безошибочное откровение, что Бог есть Творец и Хранитель мира.
Круглая земля и окружающее её море
Народы древнего Ближнего Востока думали, что земля – это круглый остров посреди окружающего его моря. К этой идее привели два феноменологических фактора. Во-первых, постоянное зрительное восприятие горизонта создаёт впечатление, будто мир ограничен круговым пределом. Во-вторых, в то время было общеизвестно, что путешествие в любом направлении в конечном итоге приводит к водному пространству. Рассмотрев географию этого региона, мы признаем разумность такого вывода: на западе Средиземное море, на севере Чёрное и Каспийское море, на востоке Персидский залив, на юге – Аравийское и Красное моря (рисунок 3-4).
Рисунок 3-4. География древнего Ближнего Востока
Карта мира, нарисованная в Вавилоне в VI в. до н.э., подтверждает древнее представление о том, что море окружает круглую землю (рисунок 3-5)
Рисунок 3-5. Вавилонская карта мира.На этой карте VI в. до н.э. изображена плоская круглая земля, окружённая морем. Твёрдый купол неба (твердь) заканчивается у горизонта и опирается на семь оснований/столбов. Перерисовал Кеннет Калли.
Окружающее землю море подразумевается в Писании. В Притчах 8:22-31 и Книге Иова 26:7-14 описано сотворение мира. В первом из этих мест сказано: «Он проводил круговую черту по лицу бездны» (ст. 27); а во втором: «Черту провел над поверхностью воды, до границ света со тьмою» (ст. 10). В оригинале на иврите здесь стоит слово хуг – круг, обозначающее двухмерную геометрическую фигуру. В английской Библии оно иногда передаётся как горизонт или окружность. Несомненно, в Притч. 8:27 и Иова 26:10 описывается начальная сцена Библии, когда была «тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1:2). Следовательно, Бог начинает не с водной сферы, окутывающей шарообразную сферу, как эйсегетически представляет себе большинство читателей XXI века, а с плоской водной поверхности, на которой Он проводит круговую черту, образующую горизонт.
В хорошо известном христианам стихе Библии утверждается, что земля имеет форму круга. Пророк Исайя пишет: «Он есть Тот, Который восседает над кругом земли, и живущие на ней – как саранча пред Ним; Он распростёр небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатёр для жилья» (Исайя 40:22). Опять же, древнееврейское слово, переведённое как круг, обозначает двухмерную плоскую поверхность. Контекст стиха дополняет такую трактовку. Исайя сравнивает вселенную с шатром, в котором над плоским полом есть куполообразная крыша. В Псалмах 18:5 и 103:2 для описания устройства мира также используется аналогия с шатром. Поэтому правильное понимание Ис. 40:22 состоит в том, что Бог смотрит с небес и видит всю землю с круглыми пределами и морем по окружности.
Два этих древних геологических представления привели народы древнего Ближнего Востока к вере в то, что земля в буквальном смысле кончается у берега окружающего её огромного моря. Такое древнее естествознание отражено в Писании почти 50 раз в выражении «края земли». Например, Бог призвал Авраама из Ура, города, находившегося около Персидского залива (Бытие 11:31; Посл. к Евреям 11:8). Господь говорит: «А ты, Израиль, раб Мой, Иаков, которого Я избрал, семя Авраама, друга Моего, - ты, которого Я взял от концов земли и призвал от краёв её» (Исайя 41:8-9). Самая дальняя суша от Израиля на шарообразной земле – это, конечно, Южная Америка. Но если мир представляли себе как остров, то для жителей древнего Ближнего Востока понимание Ура как места на краю земли было логичным. Точно так же, обличая современный Ему «злой и прелюбодейный род», Иисус провозглашает: «Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона» (Евангелие от Матфея 12:42). Господь говорит о царице Савской, страна которой находилась в юго-восточном углу Аравийского полуострова. С географической точки зрения древнего Ближнего Востока она была на краю земли На рисунке 3-4 обозначено местоположение Ура и Савы.
Ясно, что цель приведённых выше мест Библии не в том, чтобы сообщить об устройстве моря и земли. Пр. 8:27 и Иов. 26:10 выражают Вероучение о том, что Бог установил пределы мироздания. Точно так же, Ис. 40:22 открывает духовную истину о том, что Творец создал всю вселенную и что Он видит дела каждого человека. Израиль видел в Ис. 41:8-9 утешительную весть о том, что Господь лично избрал его Своим народом. А для развращённого рода времён Иисуса Мат. 12:24 было предупреждением о том, что будет последний суд. Но в то же время тот, кто «больше Соломона», Сам Сын Божий, сошёл на землю, чтобы открыть духовные истины, которые позволили бы нам жить с радостью и полнотой.
Подземный мир – преисподняя
Древняя геология считала, что у земли есть нижняя сторона и подземный мир. Такие представления логичны; все мы ощущаем то, что есть что-то выше нас и ниже нас. В Ветхом Завете подземный мир называется шеол, в английских переводах это древнееврейское слово передаётся как могила, яма или преисподняя. В 40 из 65 случаев его употребления контекст и связанные с ним выражения (напр., спуск, глубины) показывают, что шеол находятся под поверхностью земли (Числа 16:31-33; Притчи 5:5; Исайя 14:15). Точно так же и в Новом Завете эта область называется адес и это слово часто передаётся как ад. В половине из 10 случаев, в которых встречается это греческое слово, контекст предполагает место под поверхностью земли (Евангелие от Матфея 11:23; Евангелие от Луки 10:15; Откровение 20:14).
Новый Завет также говорит об области «под землёй». Вот слова апостола Иоанна: «И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков» (Откровение 5:13; ср. Откр. 5:3; Посл. к Ефесянам 4:9-10). Как было отмечено выше в Кенотическом Гимне, Павел пишет, что пред именем Иисуса преклонится «всякое колено небесных, земных и преисподних» (Посл. к Филиппийцам 2:10). К сожалению, в переводе не вполне понятен смысл греческого оригинала. Греческое слово катахтонион («преисподние») следует понимать как «живущих в подземном мире». Более точный перевод этого стиха таков: перед именем Иисуса должно преклониться всякое колено – тех, кто пребывает на небе, на земле и в подземном мире (ср., напр., Еванелие от Матфея 12:40; Посл. к Ефесянам 4:9–10; 1 Посл. Петра 3:19). Для библейских авторов подземный мир и нижняя сторона земли были так реальны как небо, земля и море. Это не просто поэтические фигуры речи и не просто «иллюзия» или «феноменологические» выражения, как некоторые понимают их сегодня.
При применении принципа «Выраженная идея/Способ выражения» к Фил. 2:10 и Откр. 5:13 становится очевидным, что цель этих стихов не в откровении о наличии во вселенной трёх материальных уровней. Скорее, Святой Дух использует древние научные представления о полноте и огромном размере космоса. Божественное откровение в этих стихах состоит в том, что Иисус – Господь над всеми сферами всего мироздания.
Плоская земля
В Библии нигде конкретно не сказано, что земля плоская. Данные Писания – термины и текстовый контекст – указывают, скорее, на то, что вдохновлённые авторы и их читатели считали это древнее географическое представлением фактом. Точно так же, как мы видим слово «земля» и автоматически представляем себе шарообразную планету, они тут же видели перед собой плоскую поверхность. В свете приведённых выше древних геологических особенностей библейские авторы считали, что земля подобна круглому кофейному столику с краями, нижней полочкой и устойчивыми ножками.
Мысль о том, что земля плоская, вполне логично вытекает из древней феноменологической точки зрения. Всякий, кто смотрит с высоты, воспринимает мир как равнину, ограниченную горизонтом. Эта древняя география отражена в сцене искушении Иисуса. В Евангелии от Матфея 4:8 сказано: «Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их». Слово мир здесь переведено греческое слово космос, которое буквально значит всю вселенную или совокупность всего существующего. Но все знают, что в то время великие цивилизации были и в Китае, и в Америке, и какой бы высокой эта гора ни была, Иисус не мог бы видеть всех царств мира.
Отделяя в Мат. 4:8 Вероучение от побочного древнего естествознания, мы избежим ненужного конфликта или противоречия между Библией и современной географией. Намерение Святого Духа было не в том, чтобы раскрыть нам в этом стихе науку о земле. Скорее, Бог использовал тогдашнюю географию как сосуд для передачи безошибочного откровения о том, что, восприняв нашу человеческую природу, Иисус был искушаем диаволом всеми теми способами, которыми он искушает и нас. Но вместо того, чтобы впасть в грех, наш Господь и Спаситель одержал победу!
Ежедневное движение солнца по небу
Древняя астрономия полагала, что солнце в буквальном смысле каждый день пересекало по небу. Из-за иллюзии того, что солнце проходит с востока на запад, библейские авторы без колебаний включили эту идею в Писание. Псалмопевец провозглашает: «От края небес исход его, и шествие его до края их» (Псалом 18:7). Так же и царь Соломон пишет: «Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит» (Екклесиаст 1:5, ср. Псалом 49:1). И Иисус подстраивался к своим слушателям, говоря, что наш Небесный Отец «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми» (Матфей 5:45). В целом, ежедневное движение солнца по небу упоминается в Библии более 60 раз.
Конечно, сегодня никто не согласен сегодня с тем, что солнце действительно восходит и садится. Хотя внешне это определённо выглядит так, наша современная феноменологическая точка зрения признаёт, что это только зрительная иллюзия, возникающая от того, что на самом деле Земля вращается вокруг своей оси. Так же и употребляемые нами выражения «заходящее солнце» и «восходящее солнце» теперь, на фоне современный астрономических знаний, стали поэтическими и образными. Но как отмечалось ранее, в древности физический мир понимался с древней феноменологической точки зрения. То, что древние народы видели своими глазами, они считали истиной в буквальном смысле. Для них солнце действительно двигалось по небу, а выражения «заходящее солнце» т «восходящее солнце» были конкретными фактами природы. Для решения этого конфликта между Библией и наукой принцип «Выраженная идея/Способ выражения» помогает нам отделить эту древнюю астрономию от Божественного Вероучения. Цель текстов, где упоминается о движении солнца, состоит в том, чтобы раскрыть нам Бога как Творца и Властителя солнца, а не положение и функционирование солнца в небе.
Твердь
Древние астрономы полагали, что круглая земля и окружающее её море были прикрыты сверху твёрдым куполом. С древней феноменологической точки зрения небесный свод определённо казался твёрдым, неподвижным сооружением, похожим на перевёрнутую чашу. В старых переводах Библии он называется «твердью». Например, на второй день сотворения «…сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом» (Быт. 1:6-8). Так же и в Псалме 18:1 сказано: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь».
Все знают, что над землёй никакого твёрдого сооружения нет. В некоторых современных переводах Библии делаются попытки разрешить конфликт между Писанием и наукой с помощью слова «пространство» вместо «твердь». В таких случаях создаётся впечатление, будто на второй день сотворения Бог создаёт огромную пустую область, намекающую на космос и атмосферу Земли. Однако это не соответствует значению древнееврейского слова ракия. Корнем этого существительного является глагол рака, имеющий значения: расплющивать, утаптывать, растягивать, выковывать. То есть, в этом древнееврейском глаголе скорее заложен смысл расплющивания чего-то твёрдого, чем раскрытия широкого пустого пространства. В Книге Исход 39:3 и Книге Исайи 40:19 рака употребляется по отношению к изготовлению из металла тонких пластин, а в Книге Чисел 16:38 в подобном контексте употребляется родственное слово риккуа (широкая пластина). Мы встречаем глагол рака даже в отрывке, говорящем о сотворении неба, которое понимается как похожая на металл твёрдая поверхность. В Книге Иова 37:18 задаётся вопрос: «Ты ли с Ним распростёр небеса, твердые, как литое зеркало?» (ср. Исход 24:10; Иов 22:14; Иезекииль 1:22).
В первых переводах Писания сохранялся изначальный смысл ракия. В греческом Ветхом Завете, который называют Септуагинтой и датируют примерно 250 г. до н.э., это древнееврейское слово передаётся как стереома, что значит «небесный свод». Это существительное произведено от прилагательного стереос с общим значением «твёрдый, жёсткий, прочный». Важность Септуагинты невозможно переоценить, ведь новозаветные авторы при цитировании из Ветхого Завета часто пользовались ей. Так же и латинский перевод Библии, известный как Вульгата, передаёт ракия как firmamentum. Это слово произведено от прилагательного firmus (твёрдый). Латинская Библия была написана в V в. и служила Церкви больше тысячи лет. Таким образом, традиционное и консервативное понимание этого древнееврейского термина, отражённое в ранних переводах Библии, состоит в том, что на второй день творения Бог создал над землёй нечто твёрдое.
Знание значения термина «твердь» проливает свет на такие места в Библии, где говорится об «основаниях/столпах небес» (Иов 26:11; 2 Царств 22:8) и «краях небес» (Второзаконие 4:32; Исайя 13:5; Псалом 18:7; Евангелие от Матфея 24:31). С древней феноменологической точки зрения эти представления логичны. В глазах древних людей твердь не двигалась. Таким образом, она должна была покоиться на чём-то твёрдом и неподвижном, вроде столбов или оснований, которые ставили древние строители. Зрительное впечатление от горизонта также вело к логическому выводу, что у небесного свода есть края (см. рисунок 3-2). Однако цель Писания не в том, чтобы раскрыть нам реальное устройство небес. Говоря в Псалме 18, что «о делах рук Его вещает твердь», Святой Дух, скорее, применяет древнее астрономическое представление как средство для раскрытия безошибочной богословской истины о том, что в небесах отражается разумный замысел и что они указывают на Творца.
Воды над твердью
В древней ближневосточной астрономии предполагалось, что твердь удерживала над землёй водную массу. Каким бы необычным ни казалось такое представление нашему научному сознанию XXI века, такой вывод очень логично следует из древней феноменологической точки зрения. Небосвод имеет изменчиво синий цвет, как озеро или море. Кроме того, сверху на землю падает дождь. Эти древние люди никак не могли узнать, что синева неба – это зрительная иллюзия, вызванная рассеиванием коротких световых волн в верхних слоях атмосферы.
В Библии утверждается существование небесного моря. Как отмечалось ранее, в Бытие 1:6-8 сказано, что Творец создал твердь для отделения «воды, которая над твердью» от «воды, которая под твердью» (то есть, земного моря, как они названы в Бытие 1:10). В Псалме 103:2-3 автор говорит Богу: «…простираешь небеса, как шатёр; устрояешь над водами горние чертоги Твои» (ср. Иезекииль 28:2). Призывая солнце, луну и звёзды хвалить Его, Псалом 148:4 обращается к небесному морю: «Хвалите Его, небеса небес и воды, которые превыше небес». А в Книге Иеремии 10:12-13 записано: «Он … разумом Своим распростёр небеса. По гласу Его шумят воды на небесах». Некоторые христиане пытаются доказать, что воды, упомянутые в этих местах, это водяной пар. Однако в библейском иврите есть три хорошо известных слова (эд, наси, анан), обозначающих соответственно туман, пар и облако (Бытие 2:6, Иеремия 10:13, Бытие 9:13), но вдохновлённые авторы их в этих местах не употребили.
Воды вверху не соответствуют никакой материальной реальность, известной современной астрономии. Этот факт прямо бросает вызов согласованию Библии с наукой. Но эта проблема исчезает в свете принципа «Выраженная идея/Способ выражения». Святой Дух подстроился к древнееврейской астрономии, чтобы раскрыть истину о том, что Бог сотворил зрительно доминирующую синюю «конструкцию» над головой. И эта безошибочное божественное откровение остаётся непоколебимым и для нас – синее небо сотворено Творцом.
Солнце, луна и звёзды на тверди
Древние народы полагали, что солнце, луна и звёзды установлены на тверди. Это ещё одна логичная идея. Эти астрономические тела кажутся находящимися перед синим небесным морем на поверхности поддерживающей её конструкции. Библия подтверждает эту древнюю астрономию. На четвёртый день творения «сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времён, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звёзды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днём и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвертый».
Некоторые христиане пытаются сопоставить этот текст с современной астрономией. Они предполагают, что древнееврейское слово, традиционно переводимое как твердь, относится к космическому пространству. Но как отмечено выше, значение ракия не таково.
Цель четвёртого дня творения состоит в том, чтобы открыть древнему миру радикальную богословскую идею. Это резко критичная полемика с языческой астральной религией. Большинство людей в то время считали что солнце, луна и звёзды – это боги. Но библейский автор через Святого Духа лишает эти астрономические тела божественного статуса и делает их просто творениями еврейского Бога. И более того, Писание определяет этих так называемых «богов» на службу! Вдохновлённый писатель говорит, что, вместо того, что не люди должны служить небесным телам, как того требовали астрологические религии, а солнце, луна и звёзды сотворены для служения человечеству. Другими словами, Библия ставит небесные тела на подобающее им место. Они ценны как полезные творения Бога, но это никак не боги, достойные поклонения.
Древние астрономы полагали также, что звёзд довольно мало и что они иногда слетают с тверди и падают на землю. Несомненно, их внешний вид, похожий на светящиеся крапинки на ночном небе, как и наблюдение мчащегося метеора, привели к этой очень логичной мысли. И она встречается в Писании. Звёзды падают на землю (Исайя 34:4; Матфей 24:29; Откровение 6:13), и их можно сбросить на неё (Даниил 8:10; Откровение 12:4). В Библии древняя астрономия используется для описания демонтажа небе при конце света в день суда. Бог сотрясёт твердь, от чего звёзды упадут на землю, а потом Он свернёт эту небесную конструкцию. Исайя провидит последнее время так: «И истлеет всё небесное воинство; и небеса свернутся, как свиток книжный; и всё воинство их падёт, как спадает лист с виноградной лозы, и как увядший лист – со смоковницы» (Исайя 34:4). Так же и Иисус пророчествует: «так будет пришествие Сына Человеческого … звёзды спадут с неба, и силы небесные поколеблются» (Матфей 24:27, 29).
Все эти места отлично объясняются с древней феноменологической точки зрения. Звёзды были достаточно малы, чтобы упасть на землю, а твердь, изображаемая как покров, растянутый в начале мира, в конце времён будет свёрнута. Конечно, при толковании текстов о последнем времени нужна осторожность, потому что в них присутствуют поэтические выражения. Но это не означает, что ничто из упомянутого в пророчествах, не имеет соответствия в реальном мире, а следовательно, может быть списано как простые образы. Например, в Ис. 34 и Мат. 24 говорится об астрономических явлениях: небе, земле, звёздах и прочих небесных телах. Никто не отрицает их существования. Точно так же, как библейские авторы в буквальном смысле верили в древнюю астрономию, описывающую сооружение небес, они верили и в буквальный демонтаж этих конструкций в судный день. Вероучение в этих текстах состоит не в откровении об устройстве неба. Их цель в откровении о том, что мир ожидает конец и что будет судный день, когда каждому из нас придётся дать отчёт за свою жизнь. И на это, что это произойдёт, можно рассчитывать.
Нижнее небо и верхнее небо
Древние ближневосточные народы считали, что небеса состоят из двух основных зон – нижнего неба и верхнего неба. В первое входят атмосфера, твердь и светила на ней, а также водное море над ней. Второе – это небесное царство, где пребывают Бог и другие небесные существа. Важно подчеркнуть, что, по мнению этих древних людей, обе зоны – это реальные физические места, и верхнее небо расположено над нижним небом. В Библии отражена эта древняя астрономия.
На иврите небеса называются словом шамайим. Оно имеет много значений, и его трактовка определяется обычно тем контекстом, в котором оно употреблено. Этот термин может относиться к небесному своду, как это видно во втором дне творения, когда «назвал Бог твердь небом» (Бытие 1:7). Он может также обозначать воздух или атмосферу, как в выражениях «птицы небесные» (Бытие 2:19-20) и «облака небесные» (Бытие 7:13). В шамайим включаются воды над твердью. Как пишет псалмопевец, обращаясь к Богу, «Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса, как шатёр; устрояешь над водами горние чертоги Твои» (Псалом 103:2-3; ср. Псалом 148:4). В этом стихе также указано местоположение небесного жилища Творца. Оно устроено над небесным морем. С точки зрения древних, еврейские молитвы имеют смысл: «Призри от святого жилища Твоего, с небес, и благослови народ Твой, Израиля» (Второзаконие 26:15; ср. Псалом 32:13-14; Исайя 40:22). Время от времени в Ветхом Завете верхнее небо называется шмей ха-шамайим (буквально «небеса небес»), то есть «высшее небо». Например, «Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и всё воинство их, землю и всё, что на ней» (Неемия 9:6; 3 Царств 8:27; Псалом 148:4).
В Новом Завете чётко различающиеся небесные конструкции древней астрономии объединяются в одном греческом слове, из-за чего его иногда трудно понять и перевести. Уранос передаётся в переводах как небо и небеса. Если имеется в виду нижнее небо, этот термин обозначает атмосферу или воздух, как это видно из выражений «птицы небесные» (Матфей 6:26; Лука 9:58) и «облака небесные» (Матфей 26:64; Марк 14:62). Уранос может обозначать также твердь, поскольку «небо» может быть «отверстым» (Иоанн 1:51; Деяния 7:56), может «поколебаться» (Матфей 24:29; Посл. к Евреям 12:26) и его можно «свернуть» (Посл. к Евреям 1:12; Откровение 6:14). Наличие вод вверху подразумевается, так как небо может быть закрыто для дождя (Лука 4:25; Откровение 11:6). Если говорится о верхнем небе, уранос во многих местах Нового Завета обозначает то место, где обитают Бог и Его ангелы (Лука 22:43; Марк 12:25; Иоанн 6:38). Например, «когда выходил [Иисус] из воды, тотчас увидел разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение» (Марк 1:10-11).
Таким образом, в Библии определённо представлена трёхъярусная вселенная, показанная на рисунке 3-2. Такой взгляд на мир был лучшей «современной наукой» на древнем Ближнем Востоке тысячи лет назад, и вдохновлённые авторы Слова Божьего, как и их читатели, его разделяли. Имеющиеся в Писании указания на то, что земля покоится на неподвижных основаниях, небеса похожи на покров шатра, солнце восходит и заходит – это не причудливые поэтические образы. Предполагалось, что в этих стихах описано реальное устройство и функционирование мира в буквальном смысле слова. Обычные объекты, такие как шатры или строительные опоры, привлекались в качестве аналогий для выражения подлинного устройства неба и земли. Однако ясно, что библейское понимание геологии и астрономии не соответствует физической реальности. Согласовать его с наукой не получается.
Хотя это и так, нужно подчеркнуть, что побочная древняя геология и астрономия играют в Писании существенную роль. Они являются сосудами, несущими в себе безошибочное вероучение, и они вполне справляются с этой задачей. Об этом свидетельствуют христиане всех поколений, потому что, читая Писание, они понимали основополагающую духовную истину о том, что Бог – это полновластный Владыка и Хранитель неба и земли. Конечно, признание наличия в Писании древнего естествознания сначала кажется проблематичным, особенно для современного нам поколения, а чтение с выходом за рамки этой древней феноменологической точки зрения на природу довольно парадоксально. Но со временем и набором опыта это возможно, и это особенно важно в полемике о происхождении мира.
Из присутствия в Писании древнего взгляда на устройство и функционирование мира следует то, что в Библии должно быть и древнее представление о происхождении мира. А поскольку в Слове Божьем мы видим древнюю геологию и астрономию, логично предположить и то, что там должна быть представлена и древняя биология. Говоря точнее, в библейских рассказах о происхождении мира может быть представлена древняя феноменологическая точка зрения на происхождение жизни и смерти, включая начало человеческих жизни и смерти. Но прежде чем рассмотреть эти интригующие идеи, сейчас можно переосмыслить несколько хорошо известных трактовок, в которых Библия согласуется с естествознанием.
Отступление от темы: согласование с наукой в Книге Исайи 40 и Книге Иова 26?
Есть два стиха, которые популярны среди христиан для «доказательства» того, что в Библии отражена современная нам наука – Исайя 40:22 и Иов 26:7. Первый из них цитируется просто как «Он есть Тот, Который восседает над кругом земли», а второй – «Он распростёр север над пустотою, повесил землю ни на чём». Если читать это с позиции научного мировоззрения XXI века, в Ис. 40 можно видеть изображение вида планеты Земля из космоса, а Иов. 26 – указание на то, что она поддерживается в пространстве силами гравитации. Если эти трактовки верны, современная наука была заложена в Писание задолго до того, как эти природные факты были открыты учёными. Сторонники согласования Библии с естествознанием утверждают, что только Бог, превосходящий время, мог открыть такую информацию заблаговременно, а следовательно, это твердое подтверждение того, что Библия богодухновенна.
Однако мы имеем здесь два случая неправомерного использования библейских цитат. Они выдёргиваются из контекста, а потом в них вчитываются идеи, которые никогда не были заложены ни автором из среды людей, ни Святым Духом. Как было отмечено выше, полный текст Ис. 40:22 таков: «Он есть Тот, Который восседает над кругом земли, и живущие на ней – как саранча пред Ним; Он распростёр небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатёр для жилья». Ясно, что в этом стихе отражена трёхъярусная вселенная. Мироздание сравнивается с шатром, где есть куполовидный свод и плоский пол внизу. Это аналогия, которая используется в Писании для описания устройства мира (Псалом 18:5-6; 103:2-3). Более того, древнее естествознание в Ис. 40:22 увязывается с другими местами этой книги Библии. Исайя утверждает, что во время суда «небеса свернутся, как свиток книжный; и всё воинство их [звёзды] падёт» (34:4). Он также говорит, что Бог – сотворил «концы земли» (40:28) и что Он взял Авраама «от концов земли и призвал от краев её» (41:9). Таким образом, Ис. 40:22 надо трактовать в контексте и в свете древней науки. Под кругом земли имеется в виду окружность берега плоской круглой земли (рис. 3-5).
Согласование с наукой слов Книги Иова 26:7 также вырывает этот стих из контекста главы и книги. Древняя астрономия ясно видна несколькими стихами позже: «Столпы небес дрожат и ужасаются от грозы Его» (26:11). Мнение о том, что у небес есть столпы, понятно, ведь вдохновлённый автор принимал реальность тверди, что видно из вопроса: «Ты ли с Ним распростёр небеса, твёрдые, как литое зеркало?» (37:18). Местонахождение жилища Бога в трёхъярусной вселенной отражено в другом вопросе: «Кто может также постигнуть протяжение облаков, треск шатра Его?» (36:29). Другими словами, Господь живёт прямо над головой, там, где возникает грохот грома. В Книге Иова отражена и древняя геология. «Под всем небом раскат его, и блистание его – до краёв земли» (37:3), «сдвигает землю с места её, и столбы её дрожат (9:6) и Он спрашивает: «Где был ты, когда Я полагал основания земли?» (38:4). Кроме того, древнееврейское слово тала, переведённое в Книге Иова 26:7 как повесил, встречается в контексте с подвешиванием предмета, например, сосуда на колышке (Исайя 22:24), оружия на стене (Иезекииль 27:10), или арфы на дереве (Псалом 136:2). Иов 26:7 не говорит о подвешенности в пустом пространстве; там просто сказано, что земля не висит во вселенной на чём-то другом.
Трактовка Ис. 40:22 и Иов. 26:7 с позиции согласования с наукой неуместна. К сожалению, многие христиане вырывают эти места из контекста Писания и древнего естествознания, а затем смешивают их с современными научными идеями. Популярные интерпретации круга земли и того, что земля подвешена ни на чём, не имеют библейского основания.
Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 702;