Предмет астрономии, объекты изучения.
Эллинский мир тесно соприкоснулся с народами, населявшими южные территории Средней Азии, со времени походов Александра Македонского, разгромившего Персидскую державу, в состав которой в качестве сатрапий входили эти области. Путь Александра проходил через Парфиену и Маргиану — южные районы Туркмении, Бактрию и Согдиану — южные районы Узбекской и Таджикской ССР. Эти области ко времени Александра Македонского уже имели высокоразвитую городскую культуру, развитые ремесло и торговлю. Население отчаянно сопротивлялось македонцам. Римский писатель I в. Квинт Курций Руф в «Истории Александра Македонского» (VII, 10, 5) рассказывает о жестокой расправе Александра с непокорными, об опустошении и сожжении поселений в районе Мараканды (Самарканда), где он основал город Александрию. Еще один город — Александрию Маргианскую и 6 крепостей на небольшом расстоянии одна от другой он основал в Мервском оазисе.
Арриан, греческий писатель II в., в «Анабазисе» (IV, 4, 1) сообщает о строительстве на реке Танаис (древнее название Сырдарьи) еще одного города — Александрии Эсхата. Александр за 20 дней окружил город стеной и поселил там эллинских наемников
и македонских солдат, которые уже не годились для военной службы. Он принес жертву богам и установил празднество с гимнастическими и конными состязаниями. Квинт Курпий Руф (VII, б, 13 и 25) также упоминает об этом городе, место для которого выбирал сам Александр, а построили его очень быстро воины как крепость для удержания в покорности завоеванной территории. Большинство ученых помещают Александрию Эсхату в Ленинабаде. Позднее, при преемниках Александра Селевкидах, город стал незывать-ся Антиохией, и там, вероятно, помещался монетный двор селев-кидских царей.
По свидетельству Страбона (XI, 10, 4), Александр основ?л в Бактрии и Согдиане 8 городов. Несколько уже имеющихся горолов им было разрушено. Интересно в этой связи сообщение Квинта Курция Руфа (VII, 5, 28—32) и Страбона (XI, 10, 4) о городе бран-хидов, свидетельствующее о том, что греки проникли в Среднюю Азию еще до походов Александра — в V в. до н. э. Бранхиды были жрецами в храме Аполлона в Дидимах вблизи Милета. Во время похода Ксеркса против Греции бранхиды выдали персидскому царю сокровища храма и, испугавшись мести сограждан при отступлении персов переселились из Милета в далекую среднеазиатскую сатрапию Ксеркса — Согдиану. Когда Александр с войском, переправившись через Окс, как называли в древности Амударью, подошел к городу бранхидов, их потомки, еще не забывшие греческих обычаев и говорившие на смешанном языке, сдали Александру свой город. Но Александр, вступив в него, приказал разрушить стены, разграбить его, перебить всех жителей, так что вскоре от города не осталось и следа. Можно предположить, что греки-милетяне, жившие так долго в окружении местного населения, оказали какое-то влияние на его культуру. Но пока на археологических памятниках оно не прослеживается.
Со времени походов Александра, когда создаются крупные города и поселения греческих воинов — катойкии, греческое влияние возрастает. Но это уже не чисто эллинская культура, а синкретическая греко-восточная, которая, в свою очередь, испытывает влияние местной культуры. Греки пришли в Среднюю Азию как завоеватели, но оставались в ней не только в составе военных отрядов. Туда переселялись ремесленники, торговцы, актеры, скульпторы, медальеры, музыканты и т.д. Греческая письменность сохранялась в Бактрии в течение нескольких столетий после Александра. Заметные следы оставило влияние эллинистической культуры на каменную архитектуру, скульптуру, ювелиров, керамическое и камнерезное ремесло, коропластику и т. д.
После смерти Александра Македонского его обширное государство распалось и среднеазиатские области попали под управление Селевкидов. Период, когда Бактрия, Согдиана и Маргиана входили в государство Селевкидов, был временем наиболее сильного проникновения эллинистических элементов в культуру среднеазиатских регионов. Но население этих областей стремится освободиться от власти Селевкидов. Положение обостряется нападением коче-
вых племен, которые грабят и разрушают города. Так были разрушены Александрия Маргианская и Александрия Эсхата.
В 293 г. до н. э. Селевк назначает своего сына, Антиоха I, своим соправителем на востоке, а в 280 г. до н. э. после смерти Селевка Антиох становится единоличным правителем. Селевкиды восстанавливают разрушенные и строят новые города. Вновь восстановленные Александрия Маргианская и Александрия Эсхата стали теперь называться Антиохиями. Чтобы оградить маргианский оазис от наступления песков пустыни и от кочевников, Антиох обвел оазис стеной протяженностью около 250 км.
В середине III в. до н. э. из государства Селевкидов выделяются Греко-Бактрийское и Парфянское царства.
Парфиена
Главным городом Парфиены, основного ядра древнепарфянско-го царства, была Ниса(вблизи совр. Ашхабада). Местоположение Нисы у селения Багир на двух возвышенностях, получивших у населения названия Старой и Новой Нисы, было установлено еще в 80-х годах XIX в. С 1930 по 1936 г. археологические раскопки там проводил А. А. Марущенко и др., но только в 1946 г. начались систематические исследования города Южно-Туркменской археологической комплексной экспедицией во главе с М. В. Массоном. Было выяснено, что Старая Ниса, или Митридаткерт, была царской крепостью, там находились царские дворцы с их хозяйственными слубжами, винохранилища, храмы, места пребывания гвардии и вельмож, царский архив. Новая Ниса включала городские кварталы, общественные и культовые здания, некрополь парфянской знати.
Крепость Старая Ниса имела форму пятиугольника и была окружена стеной, толщина которой внизу достигала 9 м. Стена и башни были сложены из пахсы и сырцового кирпича. В центре крепости был квадратный зал площадью 400 кв. м. Вдоль стен возвышались полуколонны, а в верхнем ярусе между полуколоннами были ниши, в которых находились глиняные статуи мужчин и женщин — обожествленных предков царской династии Аршакидов.
Из монументальных построек Старой Нисы кроме квадратного дворцового зала или династийного храма следует назвать квадратную башню, связанную с культом огня, и круглый храм, посвященный, возможно, культу великих самофракийских богов — кабиров, распространившемуся из Средиземноморья и популярному у Селевкидов.
Особый интерес вызывает так называемый «квадратный дом», построенный в конце III — начале II в. до н. э. В центре его был большой перистильный двор. Со всех сторон находилось по три продолговатых помещения. В одном из них было обнаружено множество изделий из слоновой кости, среди которых большую часть составляли ритоны II в. до н. э. высотой от 30 до 60 см, предназначенные, вероятно, для ритуальных возлияний. Вверху ритоны украшены рельефным фризом с разнообразными изображениями: олим-
пийских богов, сцен дионисийского культа и др. Внизу ритоны заканчивались скульптурной фигуркой фантастического антропо- и зооморфного существа. Часто это грифоны, львоподобные, рогатые, крылатые чудовища, кентавр с крыльями. Сюжеты фризов, одежда, прически, атрибуты фигур носят явное влияние эллинистического искусства. По-видимому, это здание было сокровищницей, связанной с культом умерших царей. Каждая из комнат замуровывалась по мере совершения обряда погребения одного из царей Аршакидской династии. В этом здании интересно сочетаются элементы эллинской архитектуры — перистильный двор — с ахеменидскими традициями в назначении постройки.
Влияние эллинской культуры прослеживается и по отдельным находкам, отражающим вкусы их владельцев. Так, в Нисе неоднократно встречались вещи, привезенные из других областей эллинистического мира. Среди них особенно интересны небольшие мраморные статуи «нисийской богини» в виде стоящей девушки, одетой в хитон и плащ, и «Родогуны», напоминающей изображения Афродиты, вероятно, александрийской работы. Встречаются фрагменты других статуй: Афродиты, Сатира, Артемиды, — предназначенных для украшения жилищ нисийских аристократов. Кроме того, найдены серебряная позолоченная статуэтка Афины, серебряная фигурка Эрота с золотыми браслетами. Некоторые вещи местного производства являются переработкой греческих оригиналов, например бронзовая фигурка сфинкса, бронзовый светильник, грифон, резные печати с изображением эллинских божеств — Афины, Афродиты.
Бактрия
Большая часть Бактрии расположена к югу от реки Пяндж (часть Амударьи), но северная граница ее не была постоянной, и южные области Узбекской и Таджикской ССР в древности, по-видимому, входили в Греко-Бактрийское государство. Греческое влияние в этом государстве распространялось из греческих городов и поселений, где жили оставшиеся в Бактрии ветераны македонского войска, переселенцы из разных областей Греции — торговцы, ремесленники, люди свободных профессий и т. д. Влияние греческой культуры сказалось на распространении греческой письменности, греческих культов, греческого искусства.
Особенно ярко греческое влияние сказалось на монетах греко-бактрийских царей. Реалистические портреты этих царей на лицевой стороне монет поражают своим высокохудожественным исполнением. На оборотной стороне помещались искусно выполненные фигуры греческих божеств: Аполлона, Артемиды, Афины, Деметры, Диоскуров, Гекаты, Гелиоса, Геракла, Зевса, Ники, Посейдона. Очень сильно влияние греков на архитектуру Бактрии, на коро-пластику и на разные виды ремесел. Но влияние это не было прямым. Греческая культура проникала в Бактрию уже преобразованной из восточных эллинистических государств, где выработалась
синкретическая эллинистическая культура. В целом облик бактрий-ских городов и поселений очень далек от греческих.
Из античных памятников правобережной Бактрии, относящихся к концу греко-бактрийского времени, интересно городище Саксано-хур на правом берегу реки Пяндж (Таджикская ССР). Здесь в 1966—1967 гг. был открыт дворцово-храмовый комплекс, возведенный в III—II вв. до н. э. и существовавший до II—III вв. н. э. Интересно архитектурное оформление здания. Каменные колонны, капители коринфского типа и базы пилястров свидетельствуют об эллинистическом влиянии. Композиционным центром здания был квадратный двор, что обычно для восточноэллинистической архитектуры. Наличие вымостки из обожженных кирпичей вдоль стен двора может быть связано с перистильной схемой двора.
Значительные исследования велись в Халчаяне, в правобережье реки Сурхандарьи (Узбекская ССР). Раскопки начала Г. А. Пуга-ченкова в 1959 г. Поселение там возникло в середине I тысячелетия до н. э. В греко-бактрийский период в Халчаяне уже существует город, возводится цитадель с крепостной стеной и рвом, большие дома с колоннадами на каменных базах; имелись, по-видимому, и керамические мастерские, в которых изготовляли гончарную посуду высокого качества и терракотовые статуэтки, подражающие эллинским.
Во второй половине II в. до н. э. Греко-Бактрийское государство гибнет под ударами варварских племен — саков и юеджей. При юеджах, создавших в I в. н. э. Кушанское государство, Халчаян превращается в крупный город. Возводятся монументальные здания, крыши которых по образцу эллинистических построек украшены фигурными черепицами-антефиксами, портики-айваны — колоннами с каменными базами и, деревянными стволами.
К I в. до н. э. относится сооружение дворца — небольшой (35х 26 м), но богато украшенной постройки из сырцового кирпича, включавшей айван с шестью колоннами, центральный зал, тронный зал с двумя колоннами, боковые узкие коридоры и камеры для стражи. Все стены айвана были покрыты живописью, а в верхнем ярусе стены имели скульптурный фриз. В зале лишь одна стена была покрыта росписью, а верхние половины трех остальных стен занимали скульптурные композиции.
Живопись сохранилась плохо, но для уцелевших фрагментов с растительным узором Г. А. Пугаченкова находит аналоги в росписях Помпеи.
Верхний скульптурный фриз зала представляет детей-гирляндоносцев — мотив, сложившийся в эллинистическом искусстве и распространившийся затем в Риме и на Востоке. Между фигурками гирляндоносцев были мужские и женские полуфигуры — музыкантши, сатиры, нарядные девы, скоморохи. Все это позволяет связать сюжет изображений с дионисийским культом, который получил распространение на Востоке еще до походов Александра Македонского.
Основная часть скульптур размещалась взофоре — полосе двухметровой ширины под фризом. Здесь находилась главная композиция, изображающая сидящих на тронах и стоящих членов одной из ветвей Кушанского рода. Во фризе над ними располагались божества-покровители: Афина, Геракл, парящая Ника и др. На других стенах изображались кушанские правители, всадники. В айва-не наряду со скульптурными портретами членов Гераева рода была скульптура Афины в шлеме.
Скульптуры Халчаяна, так же как и коропластика кушанского периода, показывают, что если в греко-бактрийский период ваятели в передаче божеств послушно следовали греческим моделям, то в сако-юеджийский период бактрийские скульпторы радикально перерабатывают греческие статуарные прототипы. Еще более усиливаются местные влияния в искусстве кушан, хотя и в нем сохраняются некоторые эллинистические традиции. Памятников кушанского времени, т. е. первых веков новой эры, исследовано значительно больше. Одним из наиболее крупных является городище Дальвер-зинтепе,расположенное к югу от Халчаяна также на берегу реки Сурхандарьи. С 1967 г. там ведутся стационарные раскопки под руководством Г. А. Пугаченковой.
Город возник в III—II вв. до н. э. Он состоит из цитадели, обведенной стеной и рвом, и прямоугольного городища, также имеющего оборонительную стену и ров. В городе раскопаны большие многокомнатные дома богатых горожан, дома рядовых горожан, квартал ремесленников, три храма. Найдены настенные росписи и скульптуры I—II вв.: группа богини с ребенком, «галерея царей»— портреты кушанского царя, членов его семьи и вельмож, — свидетельствующие о заметном угасании эллинистического влияния. Эллинистические традиции сохраняются в архитектуре: в коринфском типе капителей, в аттических базах; слабее они стали в короплас-тике и монетном деле.
Много античных вещей найдено И. Р. Пичикяном и Б. А. Литвинским в 1976—1982 гг. при раскопках бактрийского городища. Тахти-Сангин, расположенного на юге Таджикской ССР. В обнаруженном там храме, существовавшем с конца IV — III вв. до н. э. до II — III вв. н. э., имелись колонны с ионийскими капителями, каменные алтари эллинистического типа, на одном из которых была греческая надпись, бронзовые статуи. Из сокровищниц храма извлечены великолепные изделия из слоновой кости, золота, серебра, бронзы, алебастра и глины, свидетельствующие о тесных связях с эллинистическим миром.
БИБЛИОГРАФИЯ
Основоположники марксизма-ленинизма
Маркс К. Капитал. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23, с 69 109, 143, 147, 173, 247, 361, 738; т. 24, с. 544; т. 25, ч. I, с. 364—365; т. 25, ч. 2, с. 142—144, 146, 148, 349.
Маркс К. Формы, предшествующие капиталистическому производству. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 46, ч. I, с. 461—508.
Энгельс Ф. Диалектика природы. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 20, с. 345, 346, 369.
Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 21, с. 100—178.
Работы общего характера, справочники и иллюстративный материал
Античная цивилизация. М., 1973.
Блаватский В. Д. Архитектура античного мира. М., 1939.
Блаватский В. Д. Очерки военного дела в античных государствах Северного Причерноморья. М., 1954.
Блаватский В. Д. Античная полевая археология. М., 1967.
Вощинина А. И. Античное искусство. М., 1969.
Зограф А. Н. Античные монеты. — Материалы и исследования по археологии СССР (далее —МИА). М.—Л., 1951.
Казаманова Л. Н. Введение в античную нумизматику. М., 1969.
Словарь классических древностей по Любкеру (Под ред. Ф. Гельбке, Л. Георгиевского, Ф. Зелинского и др.). СПб., 1885.
Atlas of the classical World. Nelson, 1959.
Daremberg M. С et Saglio E. Dtctionnaire des antiquites grecques et romaines. Paris, 1873, vol. I—VIII.
Lexicon der Antike. Leipzig, 1977.
Majewski K. Kultura materialna starozytnej Grecji. Warzawa, 1956.
Pictoral dictionary of ancient Rome. New York, 1961.
Литература к главе I. История важнейших археологических открытий
Бузескул В. Открытия XIX и начала XX века в области истории древнего мира. Греческий мир. Птб., 1924, ч. II.
Жебелев С. А. Введение в археологию. Пг., 1923, ч. I—II. Михаэлис А. Художественно-археологические открытия за 100 лет. М., 1913. Сидорова Н. А. Новые открытия в области античного искусства. М., 1969.
* *
Авдиев В. И. Раскопки в Фивах. — Восток, 1924, с. 161—164.
Блаватский В. Д., Ислами С. Раскопки Аполлонии и Орика. — Советская археология (далее —СА), 1969, № 4, с. 166—201.
Бороздин И. Н. Раскопки Геркуланума. — Архитектура СССР, 1935, № 1, с. 52—57.
Обзоры важнейших археологических открытий в Средиземноморье опубликованы в журнале «Вестник Древней Истории»: 1938, № 2, с. 170—176; 1939, № 2, с. 150—164; 1939, № 3, с. 200—210; 1947, № 1, с. 197—219, № 2, с. 190—203; 1962, № 4, с. 137—156; 1963, № 1, с. 119—137; 1967, № 2, с. 294—310, № 4, с. 185—198; 1969, № 3, с. 189—204, № 4, с. 213—230; 1970, № 1, с. 191—210; 1972, № 4, с. 195—212; 1976, № 1, с. 172—182; 1980, № 3, с. 153—167.
Литература к главе II. Археология Греции
Белов Г. Д. Алтарь Зевса в Пергаме. Л., 1958.
Блаватский В. Д. Земледелие в античных государствах Северного Причерноморья. М., 1953.
Блаватский В. Д. История античной расписной керамики. М., 1953.
Блаватский В. Д. О боспорском ремесле IV—I вв. до н э —СА 1959 т. XXIX—XXX, с. 42—57.
Брашинский И. Б. Греческий керамический импорт на Нижнем Дону в V—III вв. до н, э. Л., 1980.
Гайдукевич В. Ф. Виноделие на Боспоре. — В кн.: Боспорские города. Материалы и исследования по археологии СССР (далее — МИА) М—Л 1958 № 85.
Галанина Л. К Панафинейская амфора — награда атлету в Афинах. Л., 1962.
Дильс Г. Античная техника. М.—Л., 1934.
Зеест И. Б. Керамическая тара Боспора. — МИА, № 83. М., 1960.
Керамическое производство и античные керамические строительные материалы. Свод археологических источников (далее — САИ). М., 1966, вып. Г1—20.
Кобылина М. М. Милет. М., 1965.
Колобова К. М. Древний город Афины и его памятники. Л., 1961.
Коровина А. К., Сидорова Н. А. Города Кипра М., 1973.
Кругликова И Т. Античное земледелие. — В кн.: Возникновение и развитие земледелия. М., 1967.
Петере Б. Г. Морское дело в античных государствах Северного Причерноморья М., 1982.
Сидорова U. А. Афины М., 1967.
Соколов Г. И. Античная скульптура. Греция. М., 1961.
Соколов Г. И Дельфы. М., 1972.
Соколов Г. И. Олимпия. М., 1980.
Сокольский И. И. Деревообрабатывающее ремесло в античных государствах Северного Причерноморья. М., 1971.
Стржелецкий С Ф Клеры Херсонеса Таврического. — Херсонесский сборник. Симферополь, IV, 1961.
Шмидт Р. В. Очерки из истории горного и металлообрабатывающего производства в античной Греции. — В кн.: Из истории материального производства античного мира. Известия ГАИМК. М.—Л., 1935, вып. 108.
Эллинистическая техника. М.—Л., 1948.
Литература к главе III. Археология Рима
Блаватский В Д. Архитектура Древнего Рима. М., 1938.
Кравченко В. И. Помпеи, Геркуланум, Стабии. М., 1981.
Майяни 3. Этруски начинают говорить. М., 1966.
Михайловский К. Пальмира. Варшава, 1968.
Немировский А. И. Этруски. От мифа к истории. М., 1983.
Сергеенко М. Е. Помпеи. М., 1949.
Сергеенко М. Е. Очерки по сельскому хозяйству Древней Италии. М.—Л., 1958.
Сергеенко М. Е. Жизнь Древнего Рима (очерки быта). М.—Л., 1964.
Сергеенко М. Е. Ремесленники Древнего Рима. Л.. 1968.
Соколов Г. И. Античная скульптура. Рим. М., 1965.
Соколов Г. И, Искусство Древнего Рима. М., 1971.
Фармаковский М. В. Римские стекловаренные печи. — В кн.: Известия Института археологической технологии. М., 1922, вып. 1, с. 73—176.
Cagnat R. et Chapot V. Manuel d'archeologie romaine. Paris, 1916, t. 1; Paris, 1920, t. 2.
Литература к главе IV. Античные памятники на территории СССР
Античные города Северного Причерноморья. М.—Л., 1955. Античные государства Северного Причерноморья. Археология СССР. М., 1984.
Античные памятники Колхиды и Иберии. — Краткие сообщения Института археологии АН СССР. М., 1977, вып. 151.
Аракелян Б. Н. Очерки по истории искусства древней Армении. Ереван, 1976.
Аракелян Б. Н, Гарни. Результаты раскопок (1949—1953 гг.). Ереван, 1951, т. I; 1957, т. П.
Белов Г. Д. Херсонес Таврический. Л., 1948.
Блаватский В Д. Харакс. — МИА, № 19. М., 1951, с. 250—291,
Блаватский В. Д. Античная археология Северного Причерноморья. М., 1961.
Блаватский В. Д. Пантикапей. М., 1964.
Воронов Ю. Н. Гиенос. — СА, 1976, № 4, с. 42—55.
Воронов Ю. Н. Диоскуриада—Себастополис—Цхум. М., 1980.
Гайдукевич В. Ф. Боспорское царство. М.—Л., 1949.
Гайдукевич В. Ф. Илурат. — МИА, JMb 85. М—Л., 1958, с. 9—148. * ■
Гайдукевич В. Ф. Боспорские города. Л., 1981.
Дальверзинтепе — кушанский город на юге Узбекистана. Ташкент, 1978.
Иванова А. И. Искусство античных городов Северного Причерноморья. Л., 1953.
Иессен А. А. Греческая колонизация Северного Причерноморья. Л., 1947.
Кадеев В. И. Херсонес Таврический в первых веках нашей эры. Харьков, 1981.
Кахидзе А. Ю. Восточное Причерноморье в античную эпоху (колхские могильники). Батуми, 1981. О
Кобылина М. М. Фанагория. — МИА, № 57. М., 1956.
Кошеленко Г. А. Культура Парфии. М., 1966, с. 12—47, 67—97.
Крыжицкий С. Д. Жилые дома античных городов Северного Причерноморья (VI в. до н. э. — IV в. н. э.). Киев, 1982.
Лордкипанидзе Г. А. К истории древней Колхиды. Тбилиси, 1970.
Лордкипанидзе О. Д. Город — храм Колхиды. М., 1978.
Лордкипанидзе О. Д. Древняя Колхида. Миф и.археология. Тбилиси, 1979.
Массон В. М. Страна тысячи городов. М., 1966.
Массон М. Е. Народы и области южной части Туркменистана в составе Парфянского государства. — Труды Южно-Туркменской археологической комплексной экспедиции (далее — Труды ЮТАКЭ). Ашхабад, 1949, т. V.
Массон М. Е. и Пугаченкова Г. А. Парфянские ритоны Нисы. — Труды ЮТАКЭ, Ашхабад, 1959, т. IV; Альбом иллюстраций. М., 1956.
Ольвия. Теменос и агора. М.—Л., 1964.
Проблемы греческой колонизации Северного и Восточного Причерноморья. Материалы I Всесоюзного симпозиума по древней истории Причерноморья. Тбилиси, 1979.
Пугаченкова Г. А. Архитектурные памятники Нисы. — Труды ЮТАКЭ. Ашхабад, 1949, т. I, с. 201—241.
Пугаченкова Г. А. Халчаян. Ташкент, 1966.
Пугаченкова Г. А. Скульптура Халчаяна. М., 1971.
Пугаченкова Г. А. Искусство Бактрии эпохи кушан. М., 1979.
Ростовцев М. И. Античная декоративная живопись на юге России. СПб., 1913 (таблицы); 1914 (текст).
Ростовцев М. И Скифия и Боспор. Л., 1925.
Соколов Г. И. Античное Причерноморье. Памятники архитектуры, скульптуры, живописи и прикладного искусства. Л., 1973.
Терракоты Северного Причерноморья. — САИ, вып. П—11. М., 1970, ч. 1_п; М., 1974, ч. III—IV.
Фармаковский Б. В. Ольвия. М., 1915.
Хачатрян Ж. Д. Об античной коропластике Армении. — ВДИ, 1979, № 3, с. 88—103.
Хачатрян Ж. Д. Гарни. V. Античный некрополь (результаты раскопок 1956— 1972 гг.). Ереван, 1976.
Худяк М. М. Из истории Нимфея. Л., 1962.
Шамба Г. К- Эшерское городище (основные результаты археологических раскопок 1968, 1970—1977 гг.). Тбилиси, 1980.
Шелов Д. Б. Античный мир в Северном Причерноморье. М., 1956.
Щеглов А. Н. Северо-Западный Крым в античную эпоху. Л., 1978.
Предмет астрономии, объекты изучения.
Астрономия - наука о Вселенной, изучающая движение, строение, происхождение и развитие небесных тел и их систем.
Объекты изучения: звёзды, планеты, кометы, метеоры, туманности, галактики, материя, находящаяся в межзвёздном пространстве. Изучение происходит в разных диапазонах электромагнитных волн, оптическом, ультрафиолетовом, рентгеновском, и т.д.
Астрономия имеет три основные задачи:
- Изучение видимых и действительных положений и движения небесных тел в пространстве, определение их размеров и формы.
- Изучение физического строения небесных тел, т.е. химического состава и физических условий на поверхности и в недрах небесных тел.
- Исследование происхождения и развития, предсказание дальнейших судеб отдельных небесных тел и их систем.
Астрономия очень взаимосвязана с математикой, физикой, химией, философией, биологией. Нынешний вид астрономия приобрела лишь в 19 - 20 -х веках. До этого она неразрывно включала в себя ряд других отраслей знания и была теснее связана с философией и теологией.
Дата добавления: 2014-12-17; просмотров: 1687;