АД с предметом
Любой объект, попавшийся на пути движущегося, может стать источником особого символизма. Много раз в процессах стена для движущихся становилась живым символом преграды или опоры (а иногда и того, и другого). В особом состоянии сознания эти предметы становятся «участником» истории тела, помогающим обрести новые смыслы в столкновении с объектами «реальной» жизни.
Памела Уайтекер предлагает в качестве такого предмета использовать кусок обоев, длиной 1,5–2 метра. Этот трансформируемый объект может стать источником многих историй, а также материалом для последующего рисунка или инсталляции.
Настройки и разминки:
Естественно, что в процесс АД лучше входить после разминки. Она может быть заключительной частью большого занятия (следует добавить время для интеграции опыта),. если Если же мы проводим отдельный тренинг или занятие по АД, то нужно выбрать разминку, ассоциативно связанную с принципами АД. Это может быть работа с импульсом или различные варианты ведений за центры или точки, которые помогают прояснить позиции «я двигаюсь»/«меня движет».
Кроме того, непосредственно перед процессом можно провести процессы-настройки. Это может быть небольшой (3–5 мин.) минут) процесс «глаза-в-глаза» в паре свидетель-движущийся или фокусированное АД одной частью тела (рукой или ногой). Можно использовать актуализацию эмоции, например, предложить записать продолжение фраз «самое приятное/неприятное/сильное и т. д. чувство, которое я испытывал в последнее время, — это…». Хорошей подготовкой к процессу может быть работа с телесными блоками (привычными напряжениями) с использованием стратегий повтора и развития движения. Все эти разминки активизируют материал бессознательного, облегчая включение в процесс.
Контекстуальные процессы АД:
В АД возможна работа с определенными темами, которые могут задаваться как форматом, так и активизацией чувств. Иногда темы определяются направленностью тренинга, или являются воплощением «вечных» , экзистенциальных вопросов, но чаще они берутся из обсуждений и актуальных проблем участников. Мы приведем несколько примеров контекстуальных процессов АД.
Мужское/Женское
Работа с гендерными взаимоотношениями часто требует целостного эмпирического определения и понимания мужских и женских качеств. «Увидеть», что такое мужчина и что такое женщина на многих уровнях восприятия позволяет специальный формат АД. Сама идея достаточно простая: движущимися поочередно становятся мужчины и женщины. Важно, что не задается никакого специального контекста — «изобразить» или «показать». Анима и анимус проявляют себя в многообразии и многомерности, в живом процессе проживания этого момента.
В случае, если в группе намного больше женщин, чем мужчин, процесс состоит из 3 трех частей; движущимися последовательно становятся половина женщин — мужчины — второя половина женщин. Каждая часть этого процесса может быть непродолжительной — 10–15 минут.
Одиночество/Контакт
Одиночество и контакт часто непроизвольно становятся темами многих процессов АД. Тем не менее, процесс исследования этих важных тем может быть направлен и структурирован. Этот формат состоит из 2 двух процессов: в первом движущимся дается инструкция ни в коем случае не вступать в контакт с другими движущимися, во втором — наоборот, движущиеся ищут контакта и исследуют импульсы и чувства, возникающие в поиске, обретении, развитии и потере контакта.
«Заклинатель дождя»
Идея этого процесса принадлежит танцтерапевту Джоан Смоллвуд, его эту технику также можно отнести к контекстуальным психотехнологиям ИТДТ. Она основан на старинной китайской притче:
«Давным-давно, на юге Китая, в одной маленькой деревне наступила засуха. Дождя не было очень долго, урожай был под угрозой. Жители этой деревни делали все, что могли, но ничего не помогало.
Они узнали, что в дальней деревне живет знаменитый заклинатель дождя, и отправились за ним.
Через некоторое время заклинатель прибыл и, первым делом, принюхался к воздуху, а затем попросил оставить его одного в хижине. Каждый день женщина приносила ему еду, и все жители с тревогой ожидали, что будет дальше.
И только через три дня небо заволокли тучи и пролился долгожданный дождь.
«"Что ты делал все это время в своей хижине, заклинатель дождя?"» — спросили жители деревни.
Он ответил спокойно: «"Я знаю только один танец. Когда я его танцую в правильном состоянии — начинает идти дождь.
Когда я прибыл к вам, то увидел, что все здесь выведены из равновесия, и на этот раз мне пришлось три дня восстанавливать равновесие внутри себя, прежде чем я смог станцевать и пошел дождь"»».
В отличие от большинства форматов АД, этот процесс можно проводить с музыкой. Сам процесс состоит из 4 четырех этапов:
1. Разминка обращается к теме «потери баланса/обретению баланса» и исследует ее на нескольких уровнях — физически: - индивидуально и в контакте и эмоционально: - в группе, через эмоциональный вариант упражнения «анти-баскаков».
Затем рассказывается притча о заклинателе дождя и объясняется последовательность этапов.
2. Первый этап — out-of-balance — под напряженную тревожную музыку участники с закрытыми глазами «бродят» по центру, теряя равновесие, сталкиваясь друг с другом.
3. Второй этап — путешествие в поисках равновесия — появляется музыка движения, путешествия. Каждый участник начинает собственный танец-путешествие в поисках утраченной гармонии и равновесия.
4. Третий этап — «и И идет дождь» — меняется музыка, она становится тонкой, светлой, прозрачной. Дождь как разрешение и завершения, светлые слезы неба. Танец продолжается.
Завершающая стадия процесса очень важна, она может вызвать сильные катарсические переживания. Будьте готовы принять их.
Интеграция:
Очень важный этап в АД — интегрирующее завершение процесса. И, хотя эта техника, как и многие другие глубинные техники, опирается на естественные силы самоисцеления, присущие психике, именно его глубина предъявляет особые требования к интеграции опыта. Мы перечислим некоторые из возможностей интегрирующего завершения процесса.
Обязательным элементом АД является проговор. Он может проходить в парах (если работала диада движущийся-свидетель), и/или в круге. Для проговора в парах очень важно указать на важность описания каждым участником и, особенно, свидетелем только своего опыта, отслеживания проекций. Джоан Чодороу предлагает выделять три аспекта описания опыта:
1)Что делало тело? — прямое описание движений, их качеств, развития процесса в пространстве и времени.
2)1) С каким чувством или эмоцией это было связано? — для свидетеля важно различать, какие у него самого возникали эмоции и какие чувства, как ему показалось, проживал партнер.
3)1) С какими образами это ассоциировалось? — образы и символы являются более древним, «мягким» и синкретическим языком описания и помогают найти связь между движениями, чувствами и идеями.
«Подношение» — это ритуальное воспроизведение свидетелями тех движений и поз, которые им особенно запомнились. В случае работы в общем круге, это свидетели по одному, без слов и комментариев, выходят в центр, чтобы воспроизвести эти движения, «преподнести» их группе. Каждый свидетель может выйти несколько раз.
Записывание — написание отчета и ведение дневника (особенно, в случае продолженной группы) является хорошим способом осознания и дополнительного отреагирования является написание отчета и ведение дневника (особенно, в случае продолженной группы). Самоотчет может быть и в форме автоматического письма.
Рисование и лепка (в т. ч. рисование мандал) — еще один часто применяемый и эффективный способ дополнительной интеграции материала процесса. Также иногда используется «сочинение стихотворения», которое может быть и белым стихом; можно и ли использовать особые формы, такие как хайку.
Современная полимодальная арт-терапия, используя опыт актуального искусства, стала применять в качестве терапевтических процессов перформанс и инсталляцию. Инсталляция — это использование художником различных материалов и предметов в трехмерном пространстве. Именно этот аспект — работа с трехмерным пространством — близок ощущению пространства в движении.
Все эти методы могут использоваться как по отдельности, так и совместно.
Дата добавления: 2014-12-26; просмотров: 1347;