Юридические факты: понятие и виды
Как верно отмечается в литературе, все обстоятельства, затрагивающие так или иначе общественные отношения, с точки зрения права подразделяются на юридически значимые, порождающие юридические последствия, и юридически безразличные, т.е. такие, которые не порождают каких-либо правовых последствий (см. [188. С. 599]). Юридически значимые обстоятельства условно называются «юридическими фактами» (впервые данный термин встречается в работах Савиньи).
Существует разнообразное определение юридических фактов (далее – ЮФ). «Жизненные факты определенного вида (или же комплексы таких фактов, именуемые сложными юридическими фактическими составами), с которыми право связывает либо возникновение, либо изменение, либо прекращение субъективных прав и соответствующих юридических обязанностей, называются юридическими фактами», – пишет Н.Г. Александров [188. С. 599].
По мнению Ю.М. Козлова, ЮФ – это «обстоятельства, при которых в соответствии с требованиями данной нормы между сторонами должны (или могут) возникнуть конкретные правоотношения» [214. С. 81].
В.Б. Исаков полагает, что «под юридическими фактами в науке и практике понимается социальное обстоятельство (событие, действие), вызывающее в соответствии с нормами права наступление определенных правовых последствий – возникновение, изменение или прекращение правовых отношений» [18. С. 429].
Каждое из указанных и иные определения ЮФ имеет соответствующие достоинства и недостатки. Так, Н.Г. Александров отмечает, что ЮФ могут порождать, либо изменять, либо прекращать ПО. Но ведь один и тот же факт (например, смерть человека) может одновременно служить основанием возникновения, изменения и прекращения ПО.
В определении Ю.М. Козлова не совсем верно ЮФ связаны только с возникновением ПО. Как известно, они (ЮФ) обладают также правоизменяющей и правопрекращающей функцией. В то же время, на наш взгляд, автор совершенно справедливо подчеркивает тот момент, что не всегда появление ЮФ автоматически влечет за собой возникновение (изменение и прекращение) ПО. Поэтому правильнее говорить, что ЮФ должны или могут порождать, порождают в конкретных правовых ситуациях субъективные права и обязанности.
В.Б. Исаков не совсем верно, на наш взгляд, к ЮФ относит только «социальные обстоятельства» (см. также [257. С. 11]). Природные явления, например, никак не назовешь социальными.
Большинство авторов считает, что ЮФ являются лишь тогда, когда они предусмотрены гипотезами норм права. Это не совсем точно. Действительно, многие обстоятельства становятся ЮФ тогда, когда они в общей форме закреплены в гипотезе нормы права. Однако некоторые жизненные обстоятельства становятся ЮФ тогда, когда они подпадают под действие принципов права, либо юридическое значение определенным обстоятельствам придается договорами, иными соглашениями, актами применения права. ЮФ – это конкретные, индивидуальные обстоятельства реальной действительности, существующие в определенной среде (природной, экономической, политической, духовной и т.п.), в соответствующем пространстве и времени. Поэтому сами нормы права и нормативные акты, имеющие общий характер, не могут служить фактическими основаниями ПО; нормы права и нормативные акты – это нормативно-правовые условия (предпосылки) возникновения, изменения и прекращения ПО. Данный тезис служит еще одним из аргументов против выделения общих ПО, которые, по мнению ученых, защищающих данную концепцию, вытекают якобы прямо из закона (нормативного правового акта).
В литературе нередко указывается на то, что к ЮФ относятся только явления материального мира. Вряд ли с этим можно согласиться, особенно когда речь идет о сложных ЮФ и фактических составах. Так, при расследовании уголовного дела следователь, прокурор и другой компетентный субъект ЮП обязаны исследовать не только объективные (соответствующие действия, результаты и т.п.), но и субъективные (цели, мотивы, установки, интересы, формы вины, способности и т.п.) аспекты состава преступления. Поэтому точнее, видимо, нужно говорить о том, что юридическими являются такие факты, которые объективированы вовне, внешне выражены в реальной ситуации.
ЮФ приводят в действие диспозицию и санкцию нормы права, иные правовые предписания, определяют границу возможного и должного поведения сторон в ПО.
Классификация ЮФ возможна по различным критериям (подробнее об этом см., например, [101. С. 167 и след.; 203; 215. С. 26 и след.; 216. С. 20; 217; 218; 258]).
По последствиям они подразделяются на правообразующие (приказ о назначении на должность), правоизменяющие (приказ о переводе на другую должность), правопрекращающие (приказ об увольнении с должности). Один и тот же ЮФ (например, смерть человека) может быть одновременно основанием возникновения одних ПО (наследственных), изменения других (ПО собственности) и прекращения третьих ПО (семейных, трудовых и т.п.).
По волевому признаку ЮФ делятся на события и деяния (действия или бездействие). К событиям относятся, как правило, обстоятельства, во многом не зависящие от воли и сознания человека (землетрясение и т.п.). Все факты-события в свою очередь в литературе классифицируются по различным основаниям: а) по происхождению – на абсолютные (природные стихийные бедствия) и относительные (их появление в определенной степени зависит от человека – к последним можно отнести рождение человека, некоторые пожары и т.п.); б) в зависимости от наступающих последствий – на события обратимые и необратимые, вызывающие экономические и политические, материальные и другие последствия; в) по времени (протяженности) – на моментальные и длительные; и г) в зависимости от повторяемости – на события типичные, периодически повторяющиеся и нетипичные, уникальные факты-события и т.д. (см., например, [215. С. 40]).
Деяния – это такие факты, которые зависят от сознания и воли людей. Известно, что деяниями в юриспруденции считаются как активные действия, так и бездействие субъектов (например, неисполнение компетентным должностным лицом вступившего в законную силу приговора, решения или иного акта суда является преступлением – ст. 315 УК РФ). Поэтому неточными в литературе являются те классификации ЮФ, где выделяются только юридические действия, но не обращается внимание на юридически значимое бездействие (ср. [101. С. 169; 215. С. 27 и след.; 216. С. 20]).
Действия по своей природе могут быть правотворческими и правоприменительными, праворазъясняющими и др.; по способу совершения – реально-преобразующими и социально-коммуникативными, вербальными и т.д.
Все деяния обычно подразделяются на две группы – правомерные и неправомерные. Правомерные – такие деяния, которые не нарушают требований юридических предписаний (нормативно-правовых, праворазъяснительных и т.п.).
Правомерные, в свою очередь, подразделяются на юридические акты и юридические поступки (подробнее см. [257. С. 12-23; 258]). Юридические акты специально нацелены на возникновение, изменение и прекращение ПО (приговор суда, приказ об увольнении и т.п.). Юридические акты классифицируются на правотворческие и правоприменительные, судебные и следственные и т.д.
Юридические поступки – это деяния, которые приводят к юридическим последствиям независимо от намерений лица, их совершившего (создание произведений искусства, изобретения и т.п. порождают авторские ПО).
Неправомерные – такие деяния, которые нарушают юридические предписания. Они могут быть уголовными, административными, дисциплинарными и т.п. (подробнее см. главу о правонарушениях).
«Весьма распространенная на практике разновидность юридических фактов – событий, – пишет В.Б. Исаков, – сроки», которые «могут выступать только как элементы фактического состава... Отличительная черта срока – определенность его начального и конечного моментов» [215. С. 435-436].
Нам думается, что в зависимости от происхождения, их природы и т.п. сроки могут рассматриваться не только в виде фактов-событий, но и в качестве фактов-действий, результатов сознательно-волевой деятельности. Например, п. 1 ст. 180 АПК РФ (решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия) был сформулирован субъектом правотворческой практики.
В литературе выделяются также материальные (порождают материальные ПО) и процессуальные (способствуют возникновению процессуальных ПО), оформленные (документально зафиксированные) и неоформленные (устные), визуально-наблюдаемые (открытые) и латентные (скрытые), позитивные (правомерные действия, акты и т.п.) и негативные (неправомерные действия, ошибки и т.п.) и иные ЮФ.
Особое место среди ЮФ, по мнению некоторых авторов, занимают правовые состояния (наличие гражданства, иждивенцев и т.п.) и факты-правоотношения (см. [215. С. 36 и след.]).
Действительно, состояния, как показывают современные исследования, занимают особое место в системе ЮФ (составов), в ЮП и ПСО (см., например, [219. С. 37-54; 261]).
Все факты-состояния можно классифицировать на юридические и неюридические. В свою очередь, юридические факты-состояния подразделяются в науке на факты, характеризующие: а) физиологические признаки личности (пол, возраст, состояние здоровья и т.п.); б) общие социальные признаки личности (национальность, гражданство и т.п.); в) семейно-бытовые отношения (состояние в браке, наличие иждивенцев и т.п.); г) трудовую деятельность и способы получения доходов (рабочие, учащиеся и т.п.); д) общественную или политическую деятельность (избрание депутатом, членство в политической партии); е) отношение к закону и правопорядку (судимость и т.п.) (см. [215. С. 36]).
Правовые состояния можно классифицировать по предмету правового регулирования – на «отраслевые» (конституционные, административные, трудовые и т.п.) и «межотраслевые» (состояния необходимой обороны и крайней необходимости, состояние беременности и т.п.); по субъектам (носителям) – присущие государству в целом, отдельным органам, должностным лицам, политическим партиям, иностранцам; по связи с правом – на правомерные и неправомерные; по структуре – на простые и сложные; по степени зрелости – на развитые и неразвитые; по распространенности – на типичные и нетипичные; по продолжительности функционирования – на длительные и кратковременные и др. (см. [219. С. 48-54]).
О.А. Красавчиков, В.Б. Исаков и некоторые другие авторы в качестве специфических ЮФ выделяют факты-правоотношения. Например, наличие трудовых ПО между отдельными гражданами может явиться в некоторых социально-правовых ситуациях (например, муж назначен на должность руководителя государственного учреждения, а жена работает в данном учреждении главным бухгалтером) причиной для изменения (прекращения и т.п.) определенных ПО. Следует лишь отметить, что факты-отношения и факты-состояния могут выступать как в качестве самостоятельных ЮФ, так и в качестве фактических (юридических) составов. Это положение верно и применительно к юридическим актам, правонарушениям и другим обстоятельствам реальной жизни.
По специфике связи с механизмом формирования поведения В.Н. Синюков выделяет факты-цели, факты-мотивы, факты-результаты деятельности, факты-объекты ПО, факты-стимулы, факты-интересы (см. [216. С. 20]). В этом ряду можно выделить юридические презумпции и фикции (см. [259; 260]).
Он также обособляет все ЮФ по способам их внешнего выражения: факты, выраженные средствами обычного языка; факты-числа; факты-процентные отношения; факты-формулы; факты-символы (различные знаки, показания измерительных приборов и т.п.) и факты-сигналы (звуковые, зрительные и т.п.) (см.[216]).
Возможна классификация ЮФ и по другим основаниям (их содержанию, связи с субъектами ПО и т.д.).
Таким образом, анализ основных признаков и видов ЮФ позволяет сформулировать следующее их определение. Юридические факты – это конкретные обстоятельства реальной действительности, с появлением или отсутствием которых юридические предписания (нормы и принципы права, индивидуально-конкретные акты и т.п.) связывают определенные юридические последствия, в том числе возникновение, изменение и прекращение ПО между персонально определенными субъектами права.
Дата добавления: 2014-12-16; просмотров: 1840;