Структуры норм права
В самом общем плане под структурой нормы права следует понимать ее строение, определенную систему свойств и элементов, взаимодействующих между собой и внешней средой через логические и стохастические, генетические и функциональные, временные и пространственные, горизонтальные и вертикальные, жесткие и иные связи.
В литературе существуют разнообразные взгляды на структуру НП (см. [16; 26; 31; 36; 54; 121; 123; 124]). Так, П.А. Сорокин полагал, что в каждой НП можно выделять следующие элементы: а) субъекта права, б) субъекта обязанности, в) объект права, г) объект обязанности, д) ссылку на источник права, е) дополнительные условия времени, места и способа ее действия, ж) адресата юридических действий (см. [124. С. 33 и след]). Нам представляется, что в данном случае речь идет об идеальной модели построения НП, к которой должен стремиться «законодатель», но которую трудно найти в реальной правовой действительности.
Н.М. Коркунов писал, что «все юридические нормы суть условные правила. Поэтому каждая юридическая норма состоит, естественно, из двух элементов: из определения условий применения правила и изложения самого правила. Первый элемент называется гипотезой или предположением; второй – диспозицией или распоряжением» [86. С. 125]. Не отрицает он и наличия в отдельных случаях в НП такого элемента, как санкция, которая служит обеспечению «их (НП. – В.К.) действительного соблюдения» [86. С. 133]. Подобной позиции придерживался и П.А. Сорокин (см. [124. С. 32-33]).
Б.Т. Базылев относит санкцию к элементам структуры не всех НП, а только тех, которые устанавливают меры юридической ответственности (см. [125. С. 36]).
В отечественной литературе весьма распространенной является точка зрения, согласно которой все НП имеют три элемента: гипотезу (указывает на условие действия нормы), диспозицию (закрепляет права и обязанности) и санкцию (устанавливает меры воздействия для участников поведения) (см., например [54; 121; 126; 127]).
Многие авторы (С.В. Курылев, А.Ф. Черданцев и др.) полагают, что НП в зависимости от их видов состоят из двух элементов: регулятивная имеет гипотезу и диспозицию, а охранительная – гипотезу и санкцию (подробнее о двухэлементной структуре НП см. [121. С. 98 и след.]).
Некоторые ученые считают, что традиционные элементы состава следует дополнить адресатами НП (А.С. Пиголкин), ее целями (Ф.Н. Фаткуллин), указанием на субъектов и объекты (В. Пешка) и др. (см. [121. C. 100]).
Анализ разнообразных и иных точек зрения, а также собственные размышления по этому поводу, привели нас к выводу о том, что подавляющее большинство авторов не обращает внимание на то, что НП представляют собой полиструктурное образование, включающее, в частности, не только логическую, но и стохастическую, генетическую и функциональную, временную и пространственную, горизонтальную и вертикальную и иные структуры.
Под логической структуройНПпонимается такое ее внутреннее строение, расположение элементов состава, способов соединения и связей этих элементов, которое обеспечивает ей (норме) целостность, сохранение основных свойств и функций при различных внутренних и внешних изменениях.
Конструируется логическая структура по следующей схеме: «Если…, то…, иначе…». «Для воссоздания логической структуры (логической нормы), – пишет В.К. Бабаев, – кроме требований и правил логики, необходимо хорошее знание законодательства, юридической техники, системообразующих связей правовых норм и механизма их действия» [121. C. 101].
В качестве элементов состава в логической структуре обычно выделяют гипотезу, диспозицию и санкцию. Под гипотезой понимается часть НП, указывающая (описывающая и т.п.) разнообразные обстоятельства, при наличии или отсутствии которых реализуется данная НП либо другие, связанные с ней НП и НПП.
Некоторые авторы (А.Б. Венгеров, А.В. Останин и др.) нередко гипотезу отождествляют с конкретными юридическими фактами и фактическими составами. Например, А.В. Останин в диссертации, специально посвященной данному элементу нормы права, рассматривает «юридический факт как компонент гипотезы юридической нормы. …В структурном составе гипотезы, – указывает он, – закрепляются и другие компоненты, в том числе вина, вменяемость, правосубъектность и др.» [126. С. 13-14].
Автор путает здесь нормативные (типичные) условия возникновения (изменения, прекращения) правоотношений с фактами реальной жизни (юридическими фактами), которые служат основаниями субъективных прав и юридических обязанностей.
Гипотезы НП можно подразделить: в зависимости от указания на наличие или отсутствие юридически значимых фактов – на положительные и отрицательные; по степени сложности – на простые, сложные и альтернативные; по уровню формальной определенности – на абстрактные и казуистические.
В литературе выделяют и иные гипотезы (см., например, [31. С. 693; 54. С. 188-191; 29. С. 93]).
Положительные гипотезы указывают на наличие определенных фактов, с возникновением которых связана реализация соответствующих НП и НПП. К примеру, ч. 8 ст. 220 ТК РФ гласит: «В случае причинения вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей возмещение указанного вреда осуществляется в соответствии с федеральным законом».
Отрицательная гипотеза указывает на какие-либо обстоятельства, отсутствие которых служит основанием для возникновения соответствующих правоотношений. Так, «гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания» (ч. 1 ст. 42 ГК РФ).
Простой называется гипотеза, в которой указано одно обстоятельство, с наличием или отсутствием которого связывается действие НП и других, связанных с ней НП и НПП. Например, «незаконный отвод земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного назначения» является основанием для привлечения должностных лиц к административной ответственности (ст. 7-16 КоАП РФ).
Сложной является гипотеза, закрепляющая два и более обязательных обстоятельств, с наличием или отсутствием которых связаны действия данной НП и иных НПП. Например, в п. 1 ст. 72 СК РФ говорится: «Родители (один из них) могут быть восстановлены в родительских правах в случаях, если они изменили поведение, образ жизни и (или) отношение к воспитанию ребенка».
Альтернативная гипотеза закрепляет несколько условий, одно из которых достаточно для действия НП. «Нарушения нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами» влекут за собой наступление административной ответственности (ст. 7.23 КоАП РФ).
При изложении абстрактных гипотез используются обобщающие формулировки условий действия НП. Подобным образом сформулирована ч. 1 ст. 228 ТК РФ: «При несчастном случае на производстве (гипотеза. – В.К.) работодатель (его представитель) обязан …».
В казуистических гипотезах конкретно и четко перечисляются определенные условия, при наступлении которых начинает действовать НП. Так, право безвозмездного срочного пользования земельным участком может быть прекращено «по истечении срока, на который земельный участок был предоставлен…» (п. 1 ст. 47 ЗК РФ).
Диспозиция – элемент состава НП, которая устанавливает юридическую предрасположенность субъектов к действиям (бездействию), их направленность и последовательность, само правило поведения, права и обязанности, возможное и должное поведение. Классическим примером является п. 1 ст. 454 ГК РФ: «По договору купли-продажи (далее идет диспозиция. – В.К.) одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену)».
Диспозиции НП различаются: по уровню формальной определенности – на абстрактные и казуальные (описательные, конкретные); по способу изложения – на прямые, отсылочные и бланкетные; по категоричности предписываемого поведения – на императивные и диспозитивные; по степени сложности формулируемого правила поведения – на простые, сложные и альтернативные; и др.
Абстрактные диспозиции закрепляют правила поведения в достаточно обобщенной форме. Так, «заказчик вправе в любое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность» (п. 1 ст. 715 ГК РФ).
Казуальные диспозиции описывают все существенные признаки устанавливаемого правила поведения. Так, «при подготовке дела к судебному разбирательству судья: 1) разъясняет сторонам их процессуальные права и обязанности; …7) разрешает вопрос о вызове свидетелей; …11) отправляет судебные поручения; 12) принимает меры по обеспечению иска; …» (п. 1 ст. 150 ГПК РФ).
В прямых диспозициях в НП полностью излагаются соответствующие правила поведения (см. предыдущий пример – п. 1 ст. 150 ГПК РФ).
Отсылочные диспозиции полностью не излагают правила поведения в данной НП, а отсылают для ознакомления с другими его элементами к другой статье нормативного акта (ее части и т.д.). Например, в п. 3 ст. 150 ГПК РФ отмечается: «в случае систематического противодействия стороны своевременной подготовке дела к судебному разбирательству судья может взыскать в пользу другой стороны компенсацию за фактическую потерю времени по правилам, установленным статьей 99 настоящего Кодекса».
Бланкетные диспозиции полностью не излагают правила поведения, а отсылают для ознакомления с ними к определенного рода инструкциям, положениям и т.д. Таким образом изложен п. 1 ст. 155 СК РФ: «на содержание каждого ребенка приемной семье ежемесячно выплачивается денежное средство в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации».
Императивные (безусловные) диспозиции не допускают никаких изменений от сформулированных в них прав и обязанностей. Так, договор найма специализированного жилого помещения заключается только в письменной форме (п. 7 ст. 100 ЖК РФ).
Условные диспозиции предоставляют возможность самим субъектам по взаимному согласию устанавливать необходимые правила поведения. Если же такие правила ими не сформулированы, то действует предписание НП. Например, «текущий ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью нанимателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения» (п. 1 ст. 681 ГК РФ).
Простые диспозиции закрепляют одно правило поведения. «Супруги обязаны материально поддерживать друг друга», – говорится в п. 1 ст. 89 СК РФ.
Сложные диспозиции содержат два и более общеобязательных правил поведения. В качестве примера можно привести п. 1 ст. 823 ГК РФ: «Договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг (коммерческий кредит), если иное не установлено законом».
Альтернативные диспозиции закрепляют несколько общеобязательных правил поведения, любому из которых могут следовать субъекты права. Так, «заемщик вправе отказаться от получения кредита полностью или частично, уведомив об этом кредитора до установленного договором срока его предоставления, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или кредитным договором» (п. 2 ст. 821 ГК РФ).
СанкцияНП определяет меры государственного и иного воздействия при реализации субъектами своих прав и обязанностей. В литературе она рассматривается в двух аспектах. Во-первых, под санкцией подавляющее большинство юристов (ученых и практиков) считают заранее установленную в НП меру принуждения на случай нарушения данной или иных НП и НПП (негативная санкция).
Во-вторых, некоторые авторы (В.М. Баранов, В.Н. Кудрявцев и др.) под санкцией понимают льготы, поощрения и другие подобные меры государственного и иного воздействия (см. [54. С. 190-194 и след.; 127. С. 24-28; 130. С. 22 и след.]).
Поскольку понимание санкции как меры принуждения весьма широко распространено в учебном процессе, в юридической науке и практике, постольку, на наш взгляд, нет необходимости для расширительной интерпретации данного его определения. Во втором же случае речь нужно вести о самостоятельном элементе логической структуры НП, которую условно можно назвать «стимулом». Данная конструкция поможет четче разобраться в категориальном аппарате юридической науки, снять многие дискуссионные моменты при характеристике не только НП, но и юридической ответственности, государственных и частных мер воздействия на участников правоотношения, правовой активности субъектов и т.д.
Таким образом, санкции влекут негативные общесоциальные и правовые последствия, стимулы – позитивные (см. [131; 132]). Однако вряд ли юридические стимулы следует трактовать широко, включая в качестве их разновидностей дозволения, субъективные права, свободы, законные интересы и т.д. (ср. работы А.В. Малько, Е.Н. Лебедева и др.) [131; 132].
Можно выделять следующие виды санкций норм права: а) по своей природе – санкции личные (лишение свободы), материальные (штраф), организационные (увольнение с работы и др.); б) в зависимости от степени сложности изложения – простые санкции, содержащие одно «наказание» (безбилетный проезд в пригородном поезде влечет наложение штрафа в виде одного минимального размера оплаты труда – ст. 11.18 КоАП РФ); сложные санкции, которые закрепляют два и более вида «наказания», назначаемых одновременно («учреждение или изготовление знаков, имеющих схожее название или внешнее сходство с государственными наградами, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией знаков…» – п. 2 ст. 17.11 КоАП РФ); альтернативные санкции содержат несколько мер принуждения, из которых «карающая инстанция выбирает только одно» («убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны, наказывается ограничением свободы на срок до двух лет или лишением свободы на тот же срок» – п. 1 ст. 8 УК РФ); факультативными считаются санкции, в которых наряду с основным видом «наказания» предусматривается факультативная мера принуждения одного или нескольких дополнительных видов (например, выпуск, изготовление или распространение продукции СМИ без указания в установленном порядке выходных данных, а равно с неполными или заведомо ложными выходными данными, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией продукции СМИ или без таковой – ст. 13.22 КоАП РФ); в) по уровню определенности – абсолютно-определенные санкции, в которых точно указан вид и размер «наказания» (штраф в виде одного минимального размера оплаты труда за безбилетный проезд в пригородном поезде); относительно-определенные санкции, в которых закреплены определенные виды «наказания» в пределах от минимального до максимального или только до максимального (незаконное ограничение прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда – ст. 12.35 КоАП РФ); г) в зависимости от назначения (цели) – санкции превентивные (подключение без специального разрешения к сети электрической связи оконечного оборудования влечет предупреждение граждан – ст. 13.2 КоАП РФ); карательные санкции (исправительные работы, штраф и др.); правовосстановительные санкции (признание сделки недействительной и т.п.); компенсационные санкции (например, возместить вред в натуре или возместить причиненные убытки – ст. 1082 ГК РФ); и др.
Можно выделить следующие виды правовых стимулов: а) по природе – материальные (премия) и духовные (благодарность); б) по уровню формальной определенности – абсолютно-определенные, в которых точно определен вид и размер «поощрения» (работникам, обучающимся в вузах, для сдачи итоговых государственных экзаменов предоставляется дополнительный отпуск в один месяц с сохранением средней заработной платы – ст. 173 ТК РФ) и относительно-определенные стимулы, в которых точно не определен вид «поощрения», его границы указаны от минимального до максимального или только до максимального (за время освобождения от работы работника, обучающегося по заочной и очно-заочной и вечерней формам обучения, выплачивается пятьдесят процентов среднего заработка по основному месту работы, но не ниже минимального размера оплаты труда – ч. 4 ст. 173 ТК РФ); в) по значимости правовых стимулов – существенные (орден) и несущественные (грамота); г) по характеру стимулов и социально-правовым последствиям – поощрения (премия) и льготы (см. главы 41 и 42 ТК РФ, закрепляющие особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями, работников в возрасте до восемнадцати лет).
О трех-, четырехэлементном составе НП можно говорить лишь применительно к ее «логической структуре», воссоздается она логическим путем. Логическую (точнее логико-семантическую) структуру НП некоторые авторы представляют в несколько ином аспекте. Так, Г.Т. Чернобель считает, что НП составляют адресат (субъект правового общения), меры (формы) поведения и соответствующий понудительный фактор (подробнее см. [133]).
Многие дискуссионные вопросы о количестве свойств и элементов НП разрешаются весьма успешно, если иметь в виду стохастическую ее структуру. Последняя позволяет применительно к каждой разновидности НП, а также в конкретной сфере нормативно-правового регулирования выяснить необходимые (стационарные и т.п.) и непостоянные (нестационарные, переменные и т.п.) ее свойства и элементы, связи между ними. Поэтому и возникают такие ситуации, когда НП может содержать лишь гипотезу и диспозицию, гипотезу и санкцию, гипотезу и стимул и т.д. Например, регулятивные нормы (рассчитаны на правомерное поведение субъектов) обычно состоят их гипотезы и диспозиции или гипотезы и стимула (см. ст. 454 ГК РФ, ст. 144 ТК РФ), а охранительные (предусматривают меры принудительного воздействия) – гипотезу и санкцию (см. ст. 115 УК РФ).
Генетическая структура раскрывает связи отдельных элементов и НП в целом с экономическими и политическими, социальными и духовными, внутренними и иными условиями общественной жизни. Поэтому не случайно некоторые авторы рассматривают логический, социально-юридический, волевой и другие аспекты содержания НП (см. [121. С. 76 и след.]).
Функциональная структура, во-первых, показывает, насколько эффективно функционирует каждый из свойств и элементов НП; во-вторых, раскрывает разнообразные связи между различными свойствами, элементами и видами НП; в-третьих, указывает на функции, которые выполняют НП (о функциях правовых норм и их соотношении с функциями права см. [121. C. 204-222]).
Горизонтальная структура дает возможность рассмотреть связи между НП одного уровня юридической силы с позиции их координации (например, нормами гражданского и семейного права, закрепленными в ГК РФ и СК РФ); вертикальная структура – между НП разными по юридической силе, связанными между собой отношениями субординации (например, нормами права, выраженными в законах и подзаконных актах).
Временная структура НП позволяет раскрыть определенную последовательность их издания, внесения изменений в их содержание и форму, взаимодействие НП, принятых в различные периоды (отрезки) времени. Этот аспект проблемы имеет важное практическое значение для правотворчества и толкования, систематизации и реализации права.
Пространственная структура проявляется в наличии разнообразных типов, видов и подвидов НП, одновременно функционирующих в ПСО. Именно этому вопросу и будет посвящен следующий параграф работы.
Комплексный подход к праву в целом и НП в частности позволяет исследовать также и другие ее структуры: лингвистическую, социологическую, психологическую, аксиологическую, информационную, синергетическую и т.д.
Дата добавления: 2014-12-16; просмотров: 1042;