Классификация принципов права
В юридической литературе выделяются различные виды ПрП. Большинство авторов классифицирует их на общие для данной национальной системы права, отраслевые, межотраслевые и принципы институтов права. Некоторые ученые (С.С. Алексеев, Л.С. Явич и др.) разграничивают принципы права на две большие группы: общесоциальные и специально-юридические. В свою очередь среди первых С.С. Алексеев, например, выделяет социально-экономические, политические, идеологические, политико-национальные и нравственные начала, а к собственно правовым относит общие для системы права в целом, отраслевые, межотраслевые и принципы отдельных институтов права (см. [104. С. 9]).
Р.З. Лившиц и В.И. Никитинский кроме последних четырех выделяют также принципы отдельных групп норм внутри институтов (Там же). Однако каких-либо серьезных доказательств по поводу существования данных принципов авторы, к сожалению, не приводят.
Л.С. Явич специально-юридические принципы классифицирует следующим образом:
А) Общие принципы – общие для международной правовой системы; общие для всех правовых систем государств и одного и того же типа; для правовых систем одного вида (семейства); для всех отраслей данной правовой системы государства (например, принципы французской правовой системы).
Б) Межотраслевые принципы – принцип отраслей, составляющих публичное (международное и внутригосударственное) и частное (международное и внутригосударственное) право; принципы отраслей материального права и отраслей процессуального права; иные возможные межотраслевые ПрП.
В) Отраслевые принципы права (например, гражданского, административного и т.п.) и принципы институтов права (например, обязательств); принципы комплексных отраслей права (морского, воздушного и т.д.) и принципы комплексных институтов (право железнодорожных перевозок и т.п.) (Там же).
Г.А. Свердлык, кроме общеправовых, межотраслевых, отраслевых и принципов институтов права, в качестве самостоятельных рассматривает подотраслевые и межинституционныенормативно-руководящие начала (Там же).
Анализ указанных и иных точек зрения по поводу классификации принципов права, а также изучение конституционного и текущего законодательства различных стран привел нас к следующим выводам.
ПрП можно классифицировать по различным основаниям. Одним из важнейших критериев их классификации является та или иная сфера общественной жизни, которая находит отражение в содержании указанных НПП и которая подвергается юридическому воздействию со стороны ПрП.
В самом общем плане любое гражданское общество включает: 1) экономическую систему (определенные экономические институты, структуры, отношения собственности, производства и т.п.); 2) социальную систему (различные социальные слои, группы, нации, общности и проч., а также связи и отношения между ними); 3) политическую систему (государство, политические партии и движения, общественные объединения и иные субъекты, участвующие в политической жизни страны, политические отношения и т.п.); 4) систему духовной жизни (науку, образование, идеологию и проч., а также отношения между людьми, их коллективами и организациями по поводу разнообразных духовных благ и ценностей); 5) правовую систему общества (взятые в единстве право, правосознание, юридическую практику и другие юридические явления, с помощью которых осуществляется воздействие на поведение людей).
ПрП, регулирующие экономические отношения, зависят от того, какова модель экономики в конкретном обществе: преимущественно рыночная или преимущественно огосударствленная. Для рыночной экономики характерными являются следующие ПрП: равноправие всех форм собственности (ст. 8 Конституции РФ, § 9 Конституции Венгерской Республики и др.), свобода предпринимательской деятельности (ст. 8 Конституции РФ, ст. 41 Конституции Италии и др.), планирование (программирование) экономики (ст. 131 Конституции Испании, ст. 92 Конституции Португалии, закон 1946 г. о занятости в США и др.) и т.п.
К нормативно-руководящим началам, регулирующим социальные отношения в цивилизованных странах, относятся: принципы неотчуждаемости общепризнанных и естественных прав человека и гражданина (ст. 17 и 55 Конституции РФ, ст. 1 Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и др.), гуманизма, т.е. признание человека, его прав и свобод высшей ценностью в обществе и государстве (ст. 2 Конституции РФ, ст. 1 Основного закона ФРГ др.), равноправия людей независимо от их пола, расы, национальности, имущественного и должностного положения, места жительства и других обстоятельств (ст. 19 Конституции РФ, ст. 14 Конституции Испании и др.), справедливости (ст. 2 и 25 Конституции Греции, ст. 23 Конституции Бельгии и др.).
Все политические системы общества условно можно разграничить на две большие группы: демократические и недемократические. В демократических странах действуют, например, следующие фундаментальные юридические положения, которые регулируют политические отношения: принципы демократизма (народовластия, партиципации и т.п.), т.е. участия народа в осуществлении политической и государственной власти на всех уровнях и во всех областях общественной жизни (ст. 3, 44 Конституции РФ, ст. 2 Конституции Франции и др.), политического плюрализма и многопартийности (ст. 13 Конституции РФ, ст. 11 Конституции Болгарии и др.), свободы и самоуправления политических и иных объединений граждан, местного самоуправления и т.д. (ст. 72 Конституции РФ, ст. 6, 140, 141 Конституции Испании и др.). Принцип федерализма характерен для стран, имеющих федеративное государственное устройство (ст. 5, 11, гл. 3 Конституции РФ, раздел 2 Основного закона ФРГ и др.).
К ПрП, регулирующим духовную жизнь в цивилизованных странах, можно отнести такие исходные положения: идеологический и культурный плюрализм (ст. 13 Конституции РФ, ст. 11 и 23 Конституции Бельгии и др.), свободу выражения мнений и убеждений, слова и печати, совести и т.п. (ст. 28, 29 и др. Конституции РФ, первая поправка к Конституции США, ст. 21 Конституции Японии и др.), принципы общедоступности и бесплатности основного (начального и т.п.) образования (ст. 43 Конституции РФ, ст. 33 Хартии основных прав и свобод Чешской Республики и др.), свободы научной, литературной, художественной и иной творческой деятельности (ст. 44 Конституции РФ, ст. 16 Конституции Греции, ст. 23 Конституции Японии).
Указанные выше ПрП (нередко их называют не совсем удачным термином «общесоциальные принципы») закрепляются, как правило, в конституциях, конституционных и иных фундаментальных законах, подробно изучаются в первую очередь в науке конституционного права. Многие из них являются объектом изучения политических и экономических наук, общей теории права и государства и отраслевых юридических дисциплин (см., например, [105]).
Весьма разнообразны исходные начала правовой системы общества (их обычно обозначают терминами «специально-юридические принципы», «специфические правовые принципы» и т.д.) (подробнее см. [106]). Они характеризуют правовую систему в целом и отдельные ее элементы (право, юридическую практику и т.п.), отражают закономерности их возникновения, развития и функционирования, специфику правового регулирования общественных отношений, раскрывают место и роль людей, их коллективов и организаций в качестве субъектов права, правоотношений и юридической практики. Некоторые так называемые «общесоциальные принципы права» (демократизм, гуманизм, справедливость и т.д.) имеют в ПСО общества свое специфическое содержание и форму выражения. Они настолько значимы для правового регулирования и юридической практики, что приобретают здесь «статус» специально-юридических ПрП.
Все многообразие указанных принципов можно классифицировать на определенные виды. В зависимости от того, основу системы права в целом либо отдельных ее нормативно-правовых общностей(институтов права, отраслей права и т.п.) составляют ПрП, мы подразделяем их на следующие группы:
а) исходные начала, отражающие природу отдельных институтов права (например, одним из основных принципов института ответственности за нарушение договорных обязательств в российском гражданском праве является принцип возмещения вреда в полном объеме лицом, причинившим вред личности или имуществу гражданина, а также имуществу юридического лица – ст. 1064 ГК РФ);
б) межинституционные нормативно-руководящие положения; они характерны для двух и более институтов права (например, принцип гарантированности оплаты труда действует в основном в институтах заработной платы, трудового договора и материальной ответственности в трудовом праве России), но не достигли еще уровня отраслевых ПрП;
в) принципы подотраслей права (например, в основе избирательного права, которое является подотраслью государственного права, во многих странах лежат принципы всеобщего, равного и прямого избирательного права при свободном волеизъявлении и тайном голосовании);
г) отраслевые ПрП (например, регулирование семейных отношений в России осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье и иными фундаментальными началами, предусмотренными ст. 1 СК РФ);
д) межотраслевые ПрП, выражающие общие фундаментальные положения двух и более отраслей права (например, принципы состязательности и равноправия сторон характерны для конституционного, гражданского, административного и уголовно-процессуального права) (подробнее см. [107]);
е) общие для каждой национальной ПСО (французской, китайской и т.п.) ПрП, которые действуют в подавляющем большинстве отраслей права и распространяют свою юридическую силу на основные разновидности юридической практики (правотворчество, толкование, реализацию права, судебную практику и т.п.);
ж) принципы, отражающие особенности той или иной правовой семьи (феодальной или буржуазной, романо-германской или англосаксонской, мусульманской или иной). Например, в странах, где действует мусульманская правовая семья, характерны принципы верховенства шариата, равенства только правоверных и др.;
з) принципы международного права. Они в свою очередь разграничиваются на принципы отдельных институтов и отраслей права, межотраслевые и общие принципы международного права. К последним можно отнести, например, принципы неприменения силы и угрозы силой, сотрудничества, невмешательства во внутренние дела, добросовестного выполнения обязательств и др.;
и) в системе фундаментальных положений, регулирующих международные отношения в качестве самостоятельной группы, по-видимому, можно выделить принципы отдельных сообществ. Так, в Европейском Союзе действуют такие общие принципы права, как верховенства права Сообщества над национальным правом, юридической безопасности (определенности), равенства, субсидиарности, пропорциональности, конфиденциального обмена информацией между юристом и его клиентом (юридической профессиональной привилегии) и др. (см. [104. С. 13]).
к) существенную роль в жизнедеятельности всех стран должны играть общие ПрП, признанные подавляющим большинством государств, – так называемые общепризнанные ПрП. Их можно отнести ко всеобщим, универсальным, исходным нормативно-руководящим началам, имеющим глобальное воздействие на все сферы общественной жизни многих стран мира. Они закреплены во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г., Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., других международных нормативно-правовых актах и договорах, а также в конституциях и других фундаментальных законах большинства государств (подробнее см. [108. 1996. № 1; 2003. № 12; 109; 114]).
По сфере действия все нормативно-руководящие начала ПСО различаются на принципы юридической практики, правового статуса личности, юридической ответственности и т.п. Так, к принципам юридической практики относятся такие общеобязательные требования, которые обеспечивают ее высокое качество и эффективность в обществе. Выделяются, например, принципы правотворческой, интерпретационной, правоприменительной, судебной и других разновидностей юридической практики. Тот или иной тип (вид, подвид) юридической практики безусловно накладывает определенный «отпечаток» на характер требований (императивов), форм их выражения, направленность предписаний по адресатам и иные их качественные характеристики (подробнее см. [7, 8, 9, 10]).
Все ПрП можно классифицировать в зависимости от способов их внешнего выражения в тех или иных формально-юридических источниках. Как уже было отмечено, они закрепляются в международных нормативно-правовых актах, конвенциях и договорах, конституциях и конституционных законах, обычных законах и даже подзаконных актах (например, принципы организации и проведения выборов в Федеральное Собрание России 12 декабря 1993 г. устанавливались указами Президента РФ). Нам представляется подобная практика порочной – фундаментальные юридические императивы должны формулироваться только в законах. Кроме того, как верно отмечается в литературе, «поспешное конструирование и жесткое ограничение в рамках отдельных статей законов системы правовых принципов не всегда бывает удачным». Например, в УК РФ скорее всего формулируются общие начала назначения наказания, нежели принципы уголовного права (см. [104. С. 14]).
Возможно, видимо, выделение и других ПрП, характеризующих ту или иную предметную сферу общественной жизни или особенности правового регулирования общественных отношений. В заключение данного параграфа важно лишь подчеркнуть, что существуют определенные координационные и субординационные связи между ПрП и другими НПП. Так, фундаментальные положения, закрепленные в конституциях, имеют большую юридическую силу, чем ПрП, выраженные в обычных законах и подзаконных нормативных актах. Общепризнанные принципы международного права, а также общие принципы Европейского Сообщества имеют, например, приоритет над принципами национального права. К сожалению, данный аспект проблемы еще слабо исследован в юриспруденции.
Дата добавления: 2014-12-16; просмотров: 1453;