Понятие принципа права
Слово «принцип» (от лат. principium) означает буквально основу, первоначало, руководящую идею, исходное положение какого-либо явления (учения, организации, деятельности и т.п.). Еще древние обращали внимание на то, что «принцип есть важнейшая часть всего» (principium est potissima pars cujuque rei).
В правоведении выделяются, во-первых, принципы, сформулированные учеными-юристами, которые выступают в виде фундаментальных идей и идеалов, отражающих достижения правовой мысли, практического опыта, объективные закономерности развития общества. Указанные принципы составляют важнейшую часть научного и профессионального правосознания, юридической политики и не являются формально обязательными для субъектов права.
Во-вторых, обособленные в виде относительно самостоятельных элементов принципы права(далее ПрП), под которыми следует понимать исходные нормативно-руководящие начала (императивные требования и т.п.), определяющие общую направленность, качество и эффективность правового регулирования общественных отношений. Некоторые авторы предлагают определять ПрП через категории «закон», «закономерность» и т.п. Так, Д.А. Ковачев следующим образом формулирует понятие «конституционный принцип»: «это объективно существующая политическая или кибернетическая закономерность, а также закономерность самой правовой материи, которая нашла выражение в определенной системе конституционных институтов, направленной на обеспечение свободного ее действия» [104. С. 4]. В своей работе Д.А. Ковачев подробно рассматривает различные определения ПрП, избавляя нас от подобного анализа.
Исследование указанных и иных точек зрения позволяет сделать некоторые уточнения по поводу природы и определения ПрП. Представляется, что исходные нормативно-руководящие начала выражают не только сущность права и закономерности его развития, но и в той или иной степени различные элементы и стороны ПСО (правосознания и правовой культуры, юридической практики и т.п.), а также разнообразных сфер общественной жизни (экономическую, политическую, социальную, духовную и т.п.), которые они опосредуют.
По своей сути ПрП также представляют определенные фундаментальные идеи и идеалы, которые сформулированы на основе научного и практического опыта. В этом плане они вместе с принципами правосознания являются важнейшими компонентами господствующей юридической идеологии. Однако разнообразные юридические идеи и идеалы только тогда становятся принципами права, когда они непосредственно (легально) выражены в нормативно-правовых актах или иных формах права. «Факт законодательного закрепления придает правовой идее, взгляду, представлению иную социальную сущность, превращает их в факторы регулирующего воздействия», – пишут С.Г. Келина и В.Н. Кудрявцев [104. С. 5].
На уровне национальных правовых систем ПрП чаще всего закрепляются в конституциях, конституционных или иных фундаментальных законах. «Все равны перед законом и судом», – записано, например, в ч. 1 ст. 19 Конституции РФ (см. также: ст. 14 Конституции Испании, ст. 4 Конституции Греции и др.). Принципы деятельности Конституционного Суда РФ (независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон) нашли отражение в ст. 5, 7, 13, 14, 15, 29, 35 и др. ФКЗ «О Конституционном Суде РФ». Содержание принципов справедливости и гуманизма в уголовном праве раскрывается соответственно в ст. 6 и 7 УК РФ.
В отличие от юридических идей (идеалов), составляющих части научного и профессионального правосознания, ПрП всегда выступают в виде общеобязательных требований и являются важнейшими элементами системы права.
Каждый из ПрП имеет довольно сложное строение. Он состоит из разнообразных юридических требований и императивов, которые тесно взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Так, принцип законности (строгого и неукоснительного соблюдения законов) в российской ПСО образуют следующие императивы: а) Конституция РФ имеет высшую юридическую силу; б) законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ; в) Конституция РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы имеют прямое действие на всей территории РФ; г) федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам; д) субъекты правотворчества и реализация права, все граждане и должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ, законы и основанные на законах правовые акты и т.д.
Наряду с НП исходные фундаментальные положения составляют важнейший элемент содержания права. Поэтому ПрП присущи многие черты, характерные для права в целом (см. гл. 3). От НП они отличаются тем, что не содержат санкций, а нередко и других элементов структуры НП (гипотезу или диспозицию). Они имеют весьма высокий уровень обобщения и абстрагирования нормативных предписаний и, как правило, требуют конкретизации и детализации в процессе воздействия на поведение людей. Следует, однако, заметить, что некоторые НП в силу своей социально-правовой значимости и фундаментальности могут выступать одновременно и в качестве ПрП. В этом случае необходимо говорить о нормах-принципах. Таким образом, сформулирован, например, принцип независимости судей арбитражных судов. В п. 1 ст. 5 АПК РФ говорится: «При осуществлении правосудия (гипотеза. – В.К.) судьи арбитражного суда независимы, подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону (диспозиция. – В.К.)». Однако по своей природе, логическим, грамматическим и юридическим способам и средствам выражения они чаще всего представляют относительно самостоятельный элемент содержания права. Трудно, например, отнести к НП следующее положение, содержащееся в ст. 23 Конституции Литовской Республики: «Собственность неприкосновенна».
В отличие от норм ПрП обладают значительной устойчивостью и стабильностью, носят фундаментальный характер. Они выражаются, как правило, в максимально общих и универсальных нормативных предписаниях. На их основе формируются те или иные системы, отрасли или институты права. Так, презумпция невиновности, принципы осуществления правосудия только судом, законности, уважения чести и достоинства, неприкосновенности личности и жилища, состязательности сторон, свободы оценки доказательств, обеспечения права на защиту и др. являются исходной базой для уголовно-процессуальной отрасли права. Вместе с предметом и методом правового регулирования они играют таким образом важную системообразующую роль в системе права и ПСО.
Исходные нормативно-руководящие начала обеспечивают существенную, устойчивую, необходимую связь между разнообразными НП и иными НПП, выступают важными ориентирами в правотворчестве и систематизации, толковании и реализации права. Так, при издании, изменении или отмене нормативных актов законодатель обязан учитывать действующие принципы национального и общепризнанные принципы международного права. В случае обнаружения несоответствия тех или иных норм ПрП, он должен отменить указанные НП либо изменить их содержание, привести в соответствие с действующими нормативно-руководящими положениями.
Весьма спорным является точка зрения многих авторов, что ПрП – это объективные закономерности (начала, предписания и т.п.). ПрП, как и право в целом, обладают объективно-субъективными качествами. Они объективны в силу обусловленности их реально существующими экономическими и социальными, национальными и др. общественными отношениями. Но поскольку ПрП и закрепляющие их формально-юридические источники (законы и т.п.) являются результатом сознательно волевой деятельности, правотворчества, то в этом плане они субъективны. Для того, чтобы быть реально действующими НПП, а не благими пожеланиями и лозунгами, ПрП должны достаточно полно, правильно и всесторонне отражать существующую действительность и основные закономерности развития общества.
Вместе с нормами ПрП оказывают значительное информационное, ориентационное и регулятивное воздействие на сознание и поведение людей. Так, принцип вины в уголовном праве ориентирует органы дознания, следствия, прокуратуры и суда на то, что лицо подлежит уголовной ответственности только за такие общественно-опасные действия (бездействие) и наступившие общественно-опасные последствия, в отношении которых установлена его вина в форме прямого или косвенного умысла, преступного легкомыслия или небрежности (ст. 5, 24-28 УК РФ).
От грамотного использования ПрПв значительной степени зависит качество и эффективность правотворческой и правоприменительной, судебной и других разновидностей юридической практики. Они в данном случае служат не только определенным ориентиром для законодателей и правоприменителей, других субъектов права, но и критерием оценки их деятельности. Нарушение, например, принципа состязательности, равноправия сторон, гласности и др. при разбирательстве гражданских дел могут служить основаниями к отмене решения суда.
Нередко принципы выступают важным средством установления пробелов, противоречий и других недостатков в праве. Например, Конституционный Суд РФ со ссылкой на ст. 19 Конституции РФ (она устанавливает юридическое равенство людей) признал дискриминацией те положения трудового и административного законодательства, согласно которым возможно было по инициативе администрации предприятия (организации) увольнение с работы граждан, достигших пенсионного возраста и имеющих право на получение соответствующей пенсии, без их согласия и желания. Конституционный Суд РФ защитил также право на сохранение жилой площади и право на получение пенсии гражданами, отбывающими наказание в виде лишения свободы.
Существенную роль играют принципы в процессе восполнения пробелов в праве. Необходимость их использования в случае применения аналогии права закреплена как в материальном праве (ст. 6 ГК РФ, ст. 5 СК РФ, ст. 7 ЖК), так и в процессуальных отраслях права (ст. 11 ГПК РФ, ст. 13 АПК РФ). В ст. 5 СК РФ, например, говорится: «В случае, если отношения между членами семьи не урегулированы семейным законодательством или соглашением сторон и при отсутствии норм гражданского права, прямо регулирующих указанные отношения, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяются нормы семейного и (или) гражданского права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона). При отсутствии таких норм права и обязанности членов семьи определяются исходя из общих начал и принципов семейного или гражданского права (аналогия права), а также принципов гуманности, разумности и справедливости».
Исключение из того или иного общеобязательного требования либо ограничение действия ПрП в той или иной сфере общественной жизни возможно только на основе соответствующего закона (см., например, ст. 11 АПК РФ).
Грамотное использование (соблюдение, применение и т.п.) ПрП в своей практической деятельности свидетельствует о высоком уровне правосознания и правовой культуры граждан и должностных лиц. Поэтому не только НП, но и ПрП должны быть достаточно четко и ясно сформулированы в законодательстве.
Дата добавления: 2014-12-16; просмотров: 1274;