Задачи и права службы строительства по сохранности
Служба садово-паркового хозяйства - отдел инспекции зеленого фонда - осуществляет надзор за сохранностью зелёного фонда и соблюдением правил содержания зеленых насаждений на территориях любого подчинения. В Москве существует специальный административный отдел, инспектирующий качество зелёных насаждений, правильное ведение работ по строительству и эксплуатации (ОАТИ).В своей работе инспекция руководствуется постановлениями, решениями и распоряжениями городского Управления жилищно-коммунального хозяйства, приказами и указаниями той организации, к которой она принадлежит, инструкциями и правилами по озеленению, содержанию и охране зеленых насаждений.
Служба инспекции садово-паркового хозяйства выполняет следующие обязанности:
- ведет борьбу с самовольными вырубками, хищением и порчей зеленых насаждений и элементов благоустройства;
- готовит заключения по отводу участков объекта озеленения под застройку и прокладку наземных и подземных коммуникаций в соответствии с проектами детальной планировки;
- согласовывает удаление, пересадку и формовочную обрезку деревьев в установленном порядке;
- визирует разрешение на производство работ на объектах в зоне зеленых насаждений после оплаты восстановительной стоимости;
- контролирует соблюдение правил охраны зеленых насаждений и условия согласования процесса строительства строительными организациями;
- участвует в комиссии по приемке в эксплуатацию объектов капитального строительства и ремонта;
- проверяет факты, приведённые в письмах и жалобах граждан по вопросам компетенции службы, принимает меры по исправлению недостатков и готовит ответ;
- участвует в проведении квартальных проверок по качеству содержания озеленённых территорий с участием владельца территории, представителей штаба благоустройства и общества охраны природы с одновременным контролем ведения учета площадей зелёных насаждений и подготовкой сводного отчета по состоянию зеленого фонда города или поселка;
- оказывает техническую, консультационную помощь административным органам, предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам по вопросам содержания озеленённой территории и сохранности зеленых насаждений;
- проводит свою работу в тесном контакте с административными комиссиями, владельцем зеленых насаждений и Всероссийским обществом охраны природы.
Инспекционная служба садово-паркового хозяйства имеет право:
1) получать разрешение от владельцев на беспрепятственный вход на все территории, имеющие зеленые насаждения, для контроля за их содержанием;
2) приостанавливать производство работ в установленном порядке до устранения нарушения, если строительная организация нарушила условия согласования, указанные в строительном разрешении или правила охраны зеленых насаждений в зоне строительства;
3) составлять акты на незаконную порубку, порчу, проведение неразрешенных и неоформленных работ на территории с зелеными насаждениями или непринятие элементарных мер по их уходу - для передачи в органы, определяющие необходимость привлечения нарушителей к административной или уголовной ответственности.
Абрис – линейное очертание предмета, контур дерева или кустарника; 2) план территории, сделанный от руки, с указанием на нем посадочных мест растений, расположения сооружений, дорог и т. п.
Акведук – водопровод для доставки воды из отдаленных источников. Как декоративный элемент оформления садово-паркового пространства введен в романтические сады второй половины XVIII века.
Акцент – в садово-парковом искусстве – подчеркивание детали (группы деревьев, дерева или кустарника) в общей пейзажной картине. Акцентирующей деталью пейзажа может быть скульптура, беседка и любая другая архитектурная форма.
Аллея – (фр. аllee, от aller – идти) дорога в саду или в парке, проходящая между рядами деревьев и кустарников, иногда оформленная цветниками, расположенными по обеим сторонам дороги..
Альпийская горка (альпинарий) – ландшафтное сооружение, сочетающее каменистые участки с растительностью. Имитирует в миниатюре альпийские природные образования (ландшафты) с присущей им растительностью.
Альтанка – парковое сооружение легкой ажурной конструкции, обсаженное лианами. Предназначена для отдыха и защиты от солнца или дождя.
Ампельные растения – растения с вьющимися или ниспадающими стеблями. Выращиваются в ампелях (подвесных вазонах, корзинах и др.). Используются для оформления беседок, трельяжей, навесов и т. д.
Ампир – художественный стиль эпохи Наполеона I, характеризующийся стремлением к монументальности и порядку художественных форм. Опирался на классицизм конца XVIII века.
Ампли – подвесные емкости для спускающихся вниз (ампельных) растений.
Амфитеатр (от греч. amphi – окружение, полностью – amphitheatron) – в древней Греции и Риме возводились на склоне и имели, как правило, округлую или полукруглую форму со ступенчатыми местами для зрителей, окружали арену для представлений. В эпоху Классицизма в регулярных парках в виде небольших амфитеатров устраивались места для зрителей в так называемых «зеленых театрах». В парках Барокко амфитеатром называли полукруглое завершение площади, противоположной дворцу.
Амфора – глиняный сосуд с узким горлом и двумя ручками, предназначенный для украшения парков. У древних греков и римлян использовался для хранения вина, масла, зерна.
Анаграмма – элемент цветочного партера, первые буквы имени или псевдонима.
Английский партер – или травяной партер (в отличие от французских цветочных). Иногда обрамлен бордюром.
Английский пейзажный сад – ландшафтная композиция, выполненная в подражании и имитации естественной природы, с характерными элементами (водоемами, полянами, лугами, древесно-кустарниковыми группами, рощами, живописно спланированными дорожками и аллеями).
Ансамбль – совокупность, единство. Функционально связанная совокупность сооружений, растительности и других элементов ландшафта, приведенная к единству и получившая определенный художественный облик. Композиционная цельность и архитектурно-пространственное единство являются основной чертой ансамбля.
Анфилада – ряд залов, комнат. В ландшафтной архитектуре – ряд дворов, отдельных зеленых замкнутых пространств, соединенных друг с другом проходами, расположенными на одной оси.
Ассортимент – подбор различных видов деревьев, кустарников и цветов, применяемых для озеленения данной местности или данного объекта.
Аранжировка – расположение цветов и листьев в букете, в вазах, корзинах, гирляндах, венках.
Арборетум – дендрологический сад (часто с экзотическими деревьями), который предназначен для ботанических и научных целей.
Арка – перекрытие, опирающееся на две вертикальные опоры полуциркульной или стрельчатой формы, выполненное из различных материалов.
Аркада (от фр. arcade и лат. аrcus – дуга) – ряд одинаковых арок, опирающихся на столбы или колонны. Применяются при устройстве открытых галерей. В общем, тонкие конструкции аркады, увитые растениями называются берсо.
Архитектоника – в декоративной дендрологии означает структуру кроны; определяется ее размерами, формой, характером разветвленности побегов и ветвей, красотой их взаимного расположения.
Архитектурный сад – тип сада, в котором преобладают садовые постройки, архитектура и другие искусственные сооружения.
Асимметрия – композиция, в которой отсутствуют элементы симметрии. В асимметричных композициях особенно важны целостность и завершенность, что достигается созданием зрительного равновесия между композиционными элементами.
Ах-ах – граница сада или парка, не загораживающая вид на окружающий ландшафт; создавалась с помощью глубокого рва и подпорной стены. Прием применялся в парках XVIII-XIX веков. Впервые термин введен англичанином С. Свитцером в 1715году.
Аэросолярий – площадка, оборудованная для приема воздушных и солнечных ванн.
Балюстрада – сквозное ограждение балконов, галерей, лестниц, террас, подпорных стенок, часто выполняемое в виде невысоких фигурных столбиков – балясин.
Барокко – художественный стиль, господствовавший в Западной Европе с конца XVI века до середины XVIII. Нашел отражение при создании садов и парков Франции, Италии и других стран, включая Россию. Характерны декоративная пышность, пластичность, а иногда и вычурность композиции, стремление придать природным материалам (растительности, воде, рельефу) архитектурные формы (боскеты, фонтаны, террасы, подпорные стены и т. д.). Барочные композиции частично сохранились в Летнем саду, в Пушкине, Петродворце и др.
Берсо (от фр. berceau – арка) – зарешеченная арочная прогулочная аллея. Первоначально создавалась для прогулки в жаркий солнечный день в тени обсаженной деревьями аркады. На полукруглых вязаных каркасах смыкались кроны деревьев (граб, липа). В русских садах она называлась огибная аллея.
Беседка – садовое сооружение, павильон различной формы, конструкции и материала. Может быть открытой или застекленной, частично с глухими стенами и обсаженной снаружи по периметру вьющимися растениями. «Летний домик».
Бонсай – искусство выращивания карликовых деревьев, из которых японцы создавали миниатюрные сады.
Бордюр (от фр. bordure) – узкие, длинные полосы из невысоких декоративных растений, обрамляющие дорожки, алееи, газон, лужайки, стены.
Боскет – замкнутое, геометрически очерченное пространство, окаймленное со всех сторон стенами из плотно посаженных деревьев, подвергающихся специальной стрижке. В классических и барочных садах замкнутые пространства внутри боскетов назывались кабинетами или зелеными залами.
Ботанический сад – зеленый массив, предназначенный для научно-исследовательской и культурно-просветительской работы в области ботаники, растениеводства и озеленения населенных мест.
Бродери – см. Партер кружевной.
Букетные посадки – прием формирования ландшафта с помощью посадки нескольких саженцев в одно гнездо. Букетную группу также можно образовать посадкой на пень молодого деревца, чтобы создать условия для развития боковым побегам.
Буленгрин – специальный газон спортивного типа, средняя часть которого понижена в форме плоского котлована. Скорее всего, превоначально предназначался для игры в мяч на траве. Сейчас используется для усиления впечатления пространственности парков и садов.
Бульвар – широкая озелененная полоса, выделяемая на проезжей части по обеим или одной стороне улицы, набережной и предназначенная для пешеходного движения и кратковременного отдыха. Бульварами сначала назывались валы крепостных укреплений. Затем так были названы места для прогулок горожан, созданные на месте бывших укреплений.
Вазон – разновидность художественно изготовленного изделия из различных материалов, чаще всего используемая как емкость для выращивания ампельных растений (амплей).
Валун – Элемент горной породы. Крупный камень округлой формы. Применяется для устройства альпийских горок, рокариев. Так же может нести функцию самостоятельного ландшафтной композиции.
Веранда (от англ. veranda) – крытая терраса, примыкающая к постройке или стоящая отдельно.
Вертикальное озеленение – озеленение фасадов зданий, парковых сооружений и специальных устройств (куполы, трельяжи) древовидными лианами и другими вьющимися растениями.
Вертикальная планировка – комплекс мероприятий, направленных на преобразование рельефа в технических и композиционных целях, включает организацию поверхностного стока воды с территории.
Вертоград – древнерусское название сада.
Вертюгаден – небольшое террасированное возвышение типа амфитеатра с полукруглыми выпуклыми ступенями на фоне стриженой зеленой стенки. Используется как сценическая площадка. Может украшаться скульптурой, вазами.
Виадук – устройство для перевода дороги через ущелье, глубокий овраг, суходол, над поперечной дорогой. который покоится на высоких опорах. В отличие от эстакады, в которой все пролеты одинаковы, большой пролет виадука соответствует его наиболее высокой части.
Вид – часть пейзажа. Термин, широко применяемый в ландшафтной архитектуре. Умелое раскрытие отдельных художественно выразительных видов в пейзаже является важным аспектом проектирования и реставрации садов и парков.
Видовая точка – место на парковой территории, с которого лучше всего воспринимаются виды, пейзажи. Такое место обычно закрепляется устройством видовой площадки.
Виста (от ит. vista – узкий проход) – вид, узкая перспектива, направленная обрамляющими плоскостями в сторону выдающегося элемента ландшафта – фокуса перспективы. Включает в себя точку обзора (место, откуда восприятие оптимально), обрамление («пейзажная рама», фиксирующая вид), средний план (обычно это кулисы из растений, которые не должны отвлекать внимание от главного) и завершающий висту кульминационный объект обозрения. Зрительным фокусом могут быть, например, архитектурные сооружения, монументы, озеро, холм, необычное по форме и цвету дерево, освещенная солнцем поляна в конце просеки или затененной аллеи и т. д.
Висячий сад – небольшой сад, расположенный на крыше, галерее, специальных каменных опорах. Имеет насыпной почвенный слой для произрастания трав, цветов, декоративных кустарников, иногда деревьев. Вместо сплошного почвенного слоя используются также особые переносные емкости для растительного грунта, небольшие бассейны для водных растений. Древнерусский синоним термина – «Верховой сад».
Виридарий – озелененный дворик, небольшой сад в перистильном дворе монастыря или жилого дома. Обычно имел геометрическую планировку с небольшим фонтаном или бассейном в центре и цветниками. Стены дома, окружавшего садик, покрывались фресками, на которых были изображены перспективы фантастических садов.
Водный сад – пространство сада или парка, где большую территорию занимает вода. При устройстве такого рода сада используют такие планировочные элементы как мостики, мостки, причалы, ландшафтно оформленные береговые и прибрежные зоны.
Водное зеркало – элемент в виде искусственного водоема, характерный для крупного ансамбля. Планировочные формы строго симметричны относительно оси, крупнее водного партера.
Водный партер – элемент ландшафтного дизайна, характерный для регулярных парков, когда парадный партер заменяется водой. Форма его всегда строго симметрична.
Водопад – естественный или искусственно устроенный ниспадающий поток воды между двумя водоемами, находящимися на разном уровне. Устраивается в садах и парках на перепадах рельефа. Особенно характерен для романтических парков пейзажного стиля.
Водяные игры – специальные устройства, появившиеся в парках и садах раннего барокко. Они были предназначены для того, чтобы обливать тонкими струйками воды зазевавшихся посетителей.
Вольер – большая клетка, павильон или участок, огороженный рвом или сеткой, для содержания птиц или животных.
Вьющиеся растения – группа растений с длинными плетевидными стеблями, взбирающимися с помощью особых приспособлений на деревья, прямостоящие кустарники, скалы, стены сооружений. Вьющиеся растения бывают однолетними или многолетними, травянистыми или древесными, декоративно-лиственными и/или цветущими.
Газон (от фр. gazon) – искусственный дерновый покров из многолетних злаков. В зависимости от назначения газоны подразделяются на спортивные, специального назначения и декоративные (партерные, обыкновенные, луговые).
Гармония (греч. harmonia) – соразмерность, оптимальное соотношение частей и целого, слияние различных компонентов системы в органическое целое.
Горизонталь – на плане волнистые линии, которыми изображаются равные вертикальные отрезки, условно рассекающие природный рельеф. Отметки (цифры), нанесенные на план у горизонталей, отображают превышение уровня рельефа местности относительно нуля, то есть уровня Балтийского моря (для России).
Газон мавританский – пестроцветный газон. Образуется из цветочных растений или их смеси с многолетними травами.
Галерея (от ит. galleria) – длинное узкое помещение, соединяющее отдельные части постройки. Принцип галерейности применяется на узких участках для имитации перехода из одного зеленого помещения в другое.
Генеральный план – план в масштабе, на который нанесены все существующие объекты парка или сада, а также основные посадки – крупные деревья, группы кустарников. Является основой предпроектных материалов.
Геодезичесткий план – нанесенный на бумагу план местности, отражающий природный ландшафт. При помощи горизонталей на геодезическом плане отражен уклон рельефа, все существующие планировочные элементы: растительность, вода, строения.
Геопластика – вертикальная планировка подлежащих озеленению территорий с целью архитектурного и художественного преобразования рельефа.
Герма – четырехгранный столб, завершенный скульптурной головой или бюстом.
Гигрофиты – растения, развивающиеся при повышенной влажности почвы и воздуха (обычно прибрежные, но никогда водные).
Гнездовые посадки – группы из 3-5 деревьев, высаженные на расстоянии 0,5-1 м друг от друга, образующие общую крону большого диаметра (типа «букет»).
Грот – ландшафтное сооружение, представляющее искусственную или естественную пещеру для отдыха в тени. Характерен для английских пейзажных парков.
Гравийный сад – элемент садового дизайна с использование гравия, характерный для территорий небольшого размера. Центральным элементом часто служит один или группа крупных камней.
Группа – древесные или кустарниковые растения, высаживаемые на близком расстоянии друг от друга, играющие в соответствии с замыслом проектировщика определенную композиционную роль в построении пейзажа сада, парка; предусматриваются обычно по опушкам массивов, на лужайках и полянах, у поворотов дорожек.
Дендрологический план – проект размещения древесных, кустарниковых и травянистых растений с точным указанием размещения растений относительно элементов планировки и расшифровкой условных обозначений.
Доминанта – главный или наиболее выразительный элемент пейзажа, часто играющий роль композиционного узлаю.
Декоративные растения – все растений, которые не являются полезными, а несут только эстетическую функцию. Характеризуются цветом, формой, временем декоративности, запахом и другими чисто эстетическими функциями.
Дендрарий – зеленый массив различных деревьев и кустарников. Обычно служит для проведения научных работ по акклиматизации интродукции древесных растений, по лесному хозяйству, озеленению населенных мест.
Деревянный настил – жесткое садовое покрытие, изготавливаемое из струганных или неструганых досок, крашеных или обработанных специальными составами. Исполняет роль покрытия в виде дорожек, мостиков, патио, подиумов, причалов, эстрад и т.п.
Дерн – густо заросший травой, скрепленный корнями многолетних растений верхний слой почвы. Для устройства газона применяются вырезанные пласты из этого слоя, называемые дернинами.
Дерновая скамья – устройство из дерна в виде выступа вдоль ограды. Широко распространенный элемент средневекового сада.
Дренаж – устройство для отвода избыточной воды с территории участка.
Дукт – лесная дорога, просека в густом парке или лесопарке, а также вид вдоль аллей в парках эпохи барокко и между группами деревьев в пейзажном парке.
Жардиньерка – цветочный столик.
Жесткое садовое покрытие – все виды мощения (камнем, кирпичом, плиткой, гравием, песком, деревом), за исключением газонного покрытия, которое относится к мягким садовым покрытиям.
Живая изгородь – посадки из формируемых или свободно растущих деревьев или кустарников (или их сочетание) с целью получения сомкнутых непроницаемых насаждений. Обычно стрижкой им придается форма зеленой стены.
Забутовка – нижний грубый слой при устройстве жесткого садового покрытия. Для забутовки применяют различные каменные, кирпичные материалы и отходы их обработки.
Закрытые пространства пейзажных садов – рощи, массивы деревьев и кустарников, плотные группы древесных насаждений.
Загущенные посадки – прием формирования паркового пейзажа с помощью посадки деревьев на расстоянии 1-1,5 м друг от друга с целью быстрейшего создания компактных насаждений. Такие насаждения в стадии формирования стволов более устойчивы и хорошо развиваются. В последующем проводится прореживание.
Зимний сад – большое остекленное помещение или часть помещения для выращивания экзотических растений и сохранения незимостойких видов. Оформляется бассейнами, скульптурами, фонтанами.
Зонирование территории – разделение территории населенного пункта, парка, сада, приусадебного участка на зоны с различным функциональным назначением.
Известняк – осадочная горная порода. Широко применяется в каменистых композициях, для устройства ступеней, подпорных стенок и т.д.
Изгородь – Сооружение по периметру какого-либо участка. Материал, конструкция и конфигурация изгороди могут быть самыми разнообразными. Живые изгороди состоят из плотно посаженых кустарников, часто геометрически подстриженных.
Икебана (яп. – сохранение цветов во второй жизни) – японское древнее оригинальное искусство цветочной аранжировки.
Имитация природных растительных сообществ – создание природного, естественного, экологического эффекта. Применяется чаще в пейзажных парках.
Интродукция растений – введение растений в местности, где они раньше отсутствовали.
Ипподром – в Древнем Риме сад характерной формы в виде закругленного с одной стороны прямоугольника.
Итальянский пандус – пологая лестница с низкими проступями и наклонными ступенями.
Кабинет (фр. cloitre) – элемент внутренней пространственной садово-парковой композиции боскета, образованный стрижеными стенами из липы или граба, декорированный малыми архитектурными формами (трельяжные стенки, скульптуры, фонтаны, небольшие водоемы). Так же сложнодоступное замкнутое пространство, служащее местом уединения в саду, может нести функцию т.н. «потаенного сада». Подобные пространства большого размера известны под названием салон, зал.
Каменистый сад – природный ландшафт, где камни и гравий служат основами композиции, и играют ключевую роль.
Канал (лат. canalis – труба) – искусственное русло с безнапорным движением воды, устроенное в грунте. Проектировались как для прохода судов, так и с целью осушения и ограждения территории.
Картуш – орнамент в садовом партере XVII-XVIII вв., напоминающий по форме полуразвернутый свиток с завитками. В центре картуша размещался вензель, эмблема владельца сада.
Каскад (фр. cascade; ит. cascata – стремительно падать) –естественный или искусственный водопад (или система водопадов), где вода падает на ступенчатые уступы. Особенно характерен для террасных парков.
Кашпо – декоративный наружный контейнер для цветов. Подвесное кашпо называется ампиль.
Квартал – 1) элемент садово-парковой композиции, введенный еще в средневековье, с цветниками, беседками, скульптурами: 2) часть лесопарковой территории, ограниченной просеками. *«Кен-конс» * (англ. quincunx) – высаженная в шахматном порядке роща деревьев (часто внутри боскета). Минимальное количество деревьев в «кен-консе» равно пяти.
Китайский павильон – архитектурное парковое сооружение в виде китайской пагоды, китайского чайного домика.
Кламбс (англ. clumps) – отдельная ландшафтная композиция в теориях английских пейзажных садов. Массивные группы деревьев, расположенных на больших открытых пространствах стриженых лугов.
Клумба – замкнутый компактных планировочный элемент, засаженный цветущими, декоративнолиственными или смешанными группами растений. Один из основных элементов цветочно-декоративного оформления сада или парка.
«Кнот» («кнот орнамент», «узловой сад») – элемент орнамента плоскостной композиции (например партера), по форме напоминающий завязанный узел. Узор выполняется из низко подстриженного кустарника, сплетенного в виде кельтского орнамента, похожего на вязаный («косы», «халы» и т.п.) элемент.
Ковровые растения (коврово-мозаичные) – низкие (5-10 см высотой) цветущие или декоративнолиственные растения. Приме6няются при устройстве цветочных орнаментов, партеров, бордюров, низких ковровых клумб.
Колоннада (фр. colonnade) – ряд колонн с перекрытием, обычно характерный для крупных архитектурных сооружений. Может быть и самостоятельным парковым сооружением.
Композиция – строение художественного произведения, расположение его основных элементов и частей в определенной последовательности. Составляющими элементами композиции являются: пропорции, масштаб, симметрия, асимметрия, тождество, нюанс, контраст, гармоничность, ритм, композиционный центр, акцент.
Компост – место для складирования отходов растительного происхождения при работе в саду (выполотые сорняки, трава, листья, побеги и т.п.).
Контейнерные растения – как правило, экзотические растения, растущие в контейнерах (деревянных, керамических), и украшающие сад или парк в летнее время. На зиму такие растения для сохранения переносят в оранжереи. Мода на такого рода растения появилась с возникновением регулярных парков эпохи Классицизма и Барокко. Растения в контейнерах украшали партеры парадной части паркового ансамбля.
Контраст – изменение ощущения при наложении одного возбуждения сетчатки глаза на другое при смене наблюдения из-за инертности зрительного процесса (последовательный контраст) или индукция возбуждения от соседнего участка сетчатки (одновременный контраст).
Кружевной партер («вышитый» партер или «бродери») – тип партера рисунком напоминающий плотную вышитую гладь на полотне. Иногда имеет очень сложный рисунок орнамента.
Ксист – небольшое пространство перед домом в виде плоского, разбитого на квадраты или прямоугольники сада с четким осевым построением, преобладанием газонов и бордюров.
Кулиса – группа деревьев или кустарников, ограничивающая вид на открытое пространство или ландшафт.
Культивар – культурный сорт растения.
Курдонер – парадный двор дворца, виллы, замка в виде сада, со стороны улицы огражденный сквозной оградой, с остальных сторон – частями или корпусами П – образного в плане здания.
Куртина – 1) отдельный участок леса, ботанического сада, дендрария; 2) крупная группа от 20-90 и более экземпляров деревьев и кустарников одной породы; 3) обложенная дерном грядка для цветочных растений.
Кустарники – растительное сообщество многолетних древесных растений, относящихся к отделу высших (как голосеменных, так и покрытосеменных). Кустарник образует несколько идущих от корня стволов. У полукустарников одревесневает только нижняя часть ствола, а верхняя остается травянистой и ежегодно отмирает. Лианы – лазящие кустарники.
Лабиринт (греч. labyrinthos) – сложная орнаментальная композиция из дорожек и стен, предназначенная в саду для прогулок или рассматривания. Стены лабиринта могут быть различной высоты. Материалом для стен могут быть как живые растения – стриженые кустарники, так и камни.
Ландшафт (от нем. – виды природы) – 1) природный территориальный комплекс, участок земной поверхности, ограниченный естественными рубежами, в пределах которого природные и антропогенные компоненты находятся во взаимодействии и приспособлены друг к другу. 2) Общий вид местности, пейзаж.
Ландшафтная архитектура – архитектура открытых пространств, отрасль градостроительства, целью которой является формирование благоприятной внешней среды для жизнедеятельности и отдыха населения в городах, пригородных и курортных зонах, сельской местности с учетом функциональных, эстетических, технико-экономических требований. Специфика отрасли состоит в том, что она имеет дело в основном с природными материалами и объектами – рельефом земной поверхности, растительным покровом, водоемами при проектировании парков, садов, скверов, лесопарков, загородных зон массового отдыха. В задачи ландшафтной архитектуры входит также озеленение и внешнее благоустройство жилых дворов, промышленных предприятий, транспортных и сельскохозяйственных объектов. Исторически возникла на стыке садово-паркового искусства и современного градостроительства.
Ландшафтный или пейзажный стиль – стиль садов и парков, возникший в Англии в XVIII веке в противовес регулярным французским паркам. Для пейзажных парков свойственно свободное расположение элементов ландшафта, близкое к природному и практически не допускается строгая симметрия в планировке. Теория пейзажных садов предполагает разбивку сада на живописные пространства просторных лугов, тенистых крупных групп деревьев, сохранение русла рек, ручьев, водоемов, имеющих свободную форму. Так же для таких садов характерно декорирование большим количеством разнообразных садовых павильонов.
Летники – однолетние растения, проходящие за 1 сезон полный цикл развития от прорастания из семени, цветения до полного увядания и отмирания наземных и подземных побегов. Двулетники проходят полный цикл развития за 2 сезона.
Лесопарк – благоустроенный лесной массив, организованный в определенную ландшафтно-объемно-планировочную систему постепенной реконструкцией посадок, организацией проезжих дорог, прогулочных аллей, пешеходных тропинок, лужаек, водостоков и пр.; предназначается для свободного кратковременного отдыха населения в обстановке, приближенной к природной.
Листопадные растения – многолетние растения (многолетники), осенью сбрасывающие листья, а каждую весну возобновляющие рост.
Люстгауз – садовый павильон типа большой беседки, обычно с пышной архитектурной отделкой.
Масштаб – отношение длины линии на чертеже (плане) к длине, соответствующей линии в натуре; соизмерение величины изображаемого объекта к его действительным размерам.
Мульчирование – агрономический прием. Заключается в нанесении по поверхности цветника слоя мульчи (измельченная кора деревьев, скорлупа кедрового ореха, шишки и т.п.). Значительно улучшает условия роста многолетников.
Мавританский газон – площадка в саду засеянная низкорослыми травами и полевыми цветами. Мавританский газон не подстригается, требует тщательного ухода и полива.
Малые архитектурные формы (МАФ) – небольшие по размеру элементы украшения садов. К ним можно отнести скульптуры, вазы, вазоны, постаменты, обелиски, скамьи, фонтаны, искусственные водоемы, садовую мебель, камины, солнечные часы, поилки для птиц, трельяжные стенки, различные опоры для вьющихся растений, крупные камни и т.п.
Мангал (турецк. mangal) – металлический или керамический контейнер (часто из кирпича), отапливаемый углем. Служит для приготовления пищи на открытом огне. Устанавливается на открытых, специально отведенных площадках в саду.
Массив – крупный элемент садово-паркового пейзажа, состоящий из паркообразующей растительности (от 1-4 до нескольких десятков гектаров); цветочные композиции площадью 80-150 м2.
Менажерия – домик для содержания птиц. В парках имеет не только утилитарное, но и декоративное значение, часто располагается на берегу водоема.
Микроландшафт – относительно малая, искусственно созданная композиция из зеленых насаждений, органически связанная с рельефом и водоемами. Композицию озелененных объектов можно рассматривать как систему последовательно раскрывающихся микроландшафтов.
Миксбордер (англ. «смешанный бордюр») – бордюр из многолетних растений (травянистые растения, кустарники). Растения для миксбордера подбираются по принципу непрерывного цветения на протяжении периода весна – лето – осень.
Многолетники – растения, сохраняющие свои вегетативные качества в течение нескольких лет за счет зимующих в грунте корней.
Морозостойкие и неморозостойкие растения – для средней полосы России растения выдерживающие (или нет) зимние температуры до -250С. Для неморозостойких растений открытого грунта предел зимних температур находится на уровне -50С.
Модульный сад – прием оформления цветника, небольшого пространства сада или фрагмента парка, построенного на геометрической системе модулей, повторяющихся через определенные промежутки. Например, квадраты, выложенные по краям плиткой, с различным или однородным заполнением (цветами, декоративными деревьями и кустарниками, газоном).
Моносад – сад (розарии, георгинарии, сиренгарии и т. д.), в котором ведущим является какое-либо одно растение.
Мощение – искусственное жесткое садовое покрытие из самых разнообразных материалов. При устройстве необходимо сооружение фундамента.
Мягкое садовое покрытие – травяное, газонное покрытие, а также покрытие из трамбованной земли, мульчи и других мягких и сыпучих природных материалов.
Огород (лат. hortulus) – сад трав и овощей.
Одиночные посадки (солитерные посадки, солитер) – одно растение или группа близко посаженных друг к другу растений (деревьев, кустарников, трав) на достаточно открытом пространстве. Характерны для живописных композиций ландшафта.
Опушка – насаждение, окаймляющее лесные массивы, куртины, крупные древесно-кустарниковые группы по периметру. Является важным элементом в композиции лужаек и полян. Требует тщательного подбора и сочетания пород с целью создания колористических эффектов, плавных переходов от открытых пространств к закрытым.
Оранжерея (фр. orangerie) – остекленное отапливаемое парковое сооружение с одним или несколькими залами, предназначенными для выращивания экзотических растений. Может служить зимним садом.
Орнамент (лат. ornare – украшать) – композиции, создающие контрастные, нюансные или иные сочетания с использованием цвета, фактуры, структуры, геометрии и т.п.
Осушение – отведение воды с особо заболоченных территорий, путем устройства каналов, канав, прудов, искусственных водоемов.
Открытые пространства пейзажных садов – поляны, лужайки (часто тщательно подстриженные), а также крупные водные пространства – пруды, озера и т.п.
Павильон садовый – сооружение в саду или парке. В исторических садах павильоны строились в виде ротонды, грота, эрмитажа, китайской пагоды или китайского домика, оранжереи и различные постройки в архитектурных стилях – голландские, готические домики, псевдорусские избы и т.п.
Палисадник – небольшое огороженное забором место в саду, чаще всего расположенное вблизи дома, при входе.
Пальметта – стилизованный пальмовый лист, один из элементов художественного оформления садового партера.
Пандус – слегка наклоненная плоскость, заменяющая лестницу.
Парадиз – древнеперсидский сад, характерной особенностью которого являлось обилие роз, фонтанов, водоемов.
Парапет (ит. parapetto, греч. para – вдоль, возле, лат. pectus – грудь) – невысокая стенка (до 1м), служащая ограждением террас, балконов, набережных, лестниц, крутых склонов, дорог.
Парк (англ. park) – обширная (обычно больше 10-15 га) озелененная территория, благоустроенная и художественно оформленная для отдыха под открытым небом.
Парковое сооружение – искусственно возведенные постройки и устройства, украшающие композицию: мосты, запруды, искусственные насыпи, павильоны, водоемы, скульптурные группы, подпорные стены и т.д.
Партер (фр. parterre) – плоскостная композиция газонов и дорожек парадной части парков рядом с основным зданием, характерная для регулярных садов с XVII века. Партеры подразделяют на цветочные, газонные и кружевные.
Партер английский – отличается более простым рисунком, исполненным с помощью газона и песка, иногда с использованием цветов.
Партер кружевной – вид садового партера со сложным рисунком, выполненным из инертных материалов, обычно на фоне песка.
Партерный сад – сад в регулярном стиле с преобладанием газона, цветников и водоемов. Деревья и кустарники обычно располагаются по периферии куртин и клумб; растения подвергаются регулярной стрижке, им придается геометрически правильная форма (шара, куба, квадрата и т. д.)
Патио (от ит. – внутренний дворик) – элемент, характерный для стран с жарким климатом. Обычно – внутреннее огороженное стенами здания открытое пространство, зачастую с фонтаном, водоемом, используемое как место для отдыха. Сейчас патио называют планировочное пространство, огороженное иногда двумя и тремя стенами.
Пейзаж (фр. paysage) – фрагмент природы, пространство, видимое с определенной точки. Пейзаж можно разделить на отдельные виды, меньшие по пространству.
Пейзажная планировка – прием садово-паркового искусства. Такая планировка отличается живописностью групп деревьев, размещаемых на полянах и лужайках, извилистостью дорожек, свободными очертаниями водоемов, водотоков, сохранением (или имитацией) природного, сельского характера местности.
Пейзажный парк – парк или часть парка предназначенная для прогулок и созерцания картин «естественной» природы. Планировка такого парка отличается свободным расположением дорог, аллей и других элементов планировки, часто включает обширные водоемы, поляны, рощи, организованные в определенную пространственную систему. К пейзажным можно отнести многие дворцовые и усадебные парки (Павловск, Гатчина, Царицыно), дендропарки (Тростянец и др.).
Пергола (ит. pergola) – декоративный садовый павильон, служит для отдыха и защиты от солнца. От беседки отличается отсутствием сплошной крыши.
Дата добавления: 2014-12-16; просмотров: 1734;