ПРОБЛЕМА ОБРАЗНОГО ВОСПРИЯТИЯ В АРХИТЕКТУРЕ
Тема мысленных образов в последнее время вызывает большой интерес у многих исследователей в области когнитивной психологии. Основной вопрос в области когнитивной психологии — как информация хранится в памяти. Некоторые утверждают, что составные части мысленных образов — это на самом деле образ, т.е. мы храним в памяти «изображенные» объекты. Другие утверждают, что вся информация хранится в абстрактной форме и что когда мы субъективно ощущаем мысленный образ, на самом деле мы сперва вызываем из памяти абстрактную репрезентацию этого образа, а затем восстанавливаем из нее сам образ. Есть те, кто полагает, что некоторая информация хранится в виде образов, а некоторая — в абстрактном виде. Как это часто бывает: все знают, что такое образы, но их когнитивные свойства известны лишь приблизительно. Можно ли отличить образ, сконструированный в воображении, от того, который воспринимается в действительности? Понятие «образ» является одной из центральных категорий в архитектуре. Вся творческая деятельность архитектора ставит конечной целью создание ярких и запоминающихся средовых образов, которые бы интерпретировались у реципиента (горожанина, зрителя) во множественные картины, соответствующие определенному типу восприятия. Разделяют творческий образ, существующий у автора, и множество образов у пользователей. Эта множественность возникает сообразно личному багажу знаний, пристрастиям, целям нахождения человека в среде. И чем избыточнее среда, тем больше «ключей» для активации того или иного образа у человека. Под мысленным образом понимается представление в уме неприсутствующего объекта или события.
Исследования образов возродились в конце 1960-х годов. Тема мысленных образов является также частью более широкой проблемы: как информация хранится в памяти и воспроизводится из нее. Можно утверждать, что зрительная информация кодируется в виде внутренней «картины» и реактивируется путем воспроизведения этой картины как при просмотре альбома. С другой стороны, можно утверждать, что зрительная информация фильтруется, суммируется и хранится в виде абстрактных «высказываний» об этом образе. В этом случае реактивация этих воспоминаний осуществляется через воспроизведение абстрактного кода, из которого, в свою очередь, и составляется ассоциированный с ним субъективный образ. И наконец можно также утверждать, что некоторая информация хранится зрительно, а некоторая — в абстрактном виде, т.е. в памяти существуют несколько кодов. Последняя версия называется гипотезой двойного кодирования. Эти два кода — образный и вербальный — могут перекрываться при обработке информации — с большим акцентом на том или на другом. Например, знакомая и легко называемая картина может быть закодирована и образно, и вербально (словесно), но доступ к вербальному коду затруднен вследствие наличия дополнительной информации, — т.е. вербальный код возникает после активации образного.
Для архитектурно-дизайнерской деятельности «картина» фиксируется прежде всего образным кодом.
Вообще образный код, видимо, более подходит для конкретной, чем для абстрактной информации, а вербальный код скорее пригоден для обработки абстрактной информации. Это не означает, что все слова равно «абстрактны», а все картинки равно «конкретны»; некоторые зрительные стимулы — скажем, изображение горы, дерева и т.п. — лучше представлены в образных кодах, чем вербальных.
Шепард полагает, что связь между мысленным образом и внешним объектом, вызвавшим этот образ, аналогична отношению между замком и ключом. Физически замок и ключ различны, но на функциональном уровне между ними существует взаимно однозначное соответствие: только подлинный ключ откроет конкретный замок. Функция этого объекта (как и ключа) — активировать нервный процесс. Результаты исследований, проведенных группой Шепарда, представляют собой серьезный аргумент в пользу существования умственных образов, которые если не идентичны структурно реальному объекту, то как минимум связаны с ним функционально.
Способность человека к воображению является мощным свойством памяти. Но образы играют важную роль и в повседневной жизни, когда мы работаем и передвигаемся во внешней среде. Людей и других земных существ объединяет общий трехмерный мир, и люди для выживания должны уметь пользоваться образами, чтобы перемещаться в пространстве и избегать вреда для себя. Существует понятие «когнитивного картирования», которое означает общее знание пространства. Ученые пришли к выводу, что при ориентации люди используют два типа информации — знание маршрута и топографическое знание. Знание маршрута касается конкретных путей перемещения из одного места в другое, т.е. описание маршрута. Топографическая информация относится к более глобальным отношениям между элементами среды, а один из способов формирования топографического знания — это изучение карты. Для запоминания географической информации люди используют концептуальные стратегии. Возможно в процессе когнитивного картирования человек создает даже более сложные формы или абстрактную информацию (см. рис. 130, 131).
Можно предположить, что географическая информация структурирована в памяти в виде абстрактных обобщений, а не в виде конкретных образов. Картирование есть форма символьной репрезентации;
считается что когнитивные карты точно описывают физический, а иногда и концептуальный мир. Большая часть нашей внутренней деятельности связана с использованием символов и манипулированием ими. Превосходство графики в том, что она дает наибольшую информацию за кратчайшее время. Есть предположение, что образ обладает пространственными свойствами, и что чем больше сканируемое расстояние, тем больше времени на это требуется.
Проблема образного восприятияархитектурно-дизайнерской среды является одной из центральных в архитектурной теории. Когнитивная психология подтверждает правильность деления функционирования прототипа на «внешнюю» и «внутреннюю» форму. При этом именно «внешняя» форма функционирования прототипа содержит (рис. 132, 133, 134) в себе знания о закономерностях пространственного поведения людей, особенностях восприятия и умения пользоваться системами информационных знаков и т.д. В то время как «внутренняя» форма (рис. 135,136) содержит закономерности пространственной организации типа в виде устойчивых пространственных схем, форм, моделей и т.п., что и составляет «паттерн» с набором его устойчивых признаков. Такой тип восприятия выделяет как значение повторяющегося, устойчивого в архитектурном типе или некой архитектурно-дизайнерской системе, так и находит объяснение роли индивидуального при формировании уникальных образов, которые воспринимаются на фоне имеющихся и хранящихся знаний.
Когнитивная психология открывает интересные возможности для осмысления развития архитектурно-дизайнерской среды, т.к. она ориентирована на привнесение научных подходов, связанных с человеком, и может открыть в развитии пространства новые ракурсы и понятия. В полной мере это относится и к определению задач визуальной организации среды в целом, и ее элементов в отдельности.
Дата добавления: 2014-12-16; просмотров: 1946;