ФОРМИРОВАНИЕ АРХИТЕКТУРНЫХ ПРОТОТИПОВ КАК СПОСОБ ОПОЗНАНИЯ СРЕДЫ
Отмечают, что вполне возможно, что в долговременной памяти человека содержатся не конкретные эталоны и тем более не детальные признаки многочисленных паттернов, а своеобразная абстракция паттернов, которая и служит в качестве прототипа. Паттерн сопоставляется с прототипом и при наличии сходства происходит его опознание, позволяя опознавать и «необычные» паттерны, которые, тем не менее, как-либо связаны с прототипом. В такой системе можно сформировать прототип идеализированного объекта, относительно которого все сходные объекты будут оцениваться по принципу некоторого подобия (автомобили одной марки, но разного года выпуска, цвета, формы и количества деталей).
В этом смысле прототип — это не только абстракция из набора стимулов, но и «краткий конспект», наилучшая репрезентация данного паттерна.
Предполагается, что прототип — это абстракция набора стимулов, воплощающая множество сходных форм одного и того же паттерна. Прототип позволяет нам распознавать образ, даже если он не идентичен прототипу, а только похож на него, потому что члены класса обладают некоторыми общими чертами. В ходе знакомства с паттернами содержится знание об их изменчивости.
Как правило, чаще воспринимаемые признаки имеют больше шансов сохраниться в памяти, чем редко воспринимаемые. Можно представить, что процесс приобретения знания о паттерне состоит из двух этапов: получения информации о признаках паттерна и об отношении между признаками.
Мы формируем прототипы на основе усредненных характеристик отдельных экземпляров; приобретаем определенные знания о прототипе, даже когда имеем дело только с его видоизменениями; приобретаем некоторую обобщенную информацию об общих признаках прототипов. Причем хорошо известные прототипы содержат меньше включений, чем менее знакомые; о модифицированных экземплярах судим по степени их близости к прототипу; формируем прототип путем абстрагирования отдельных образцов и затем оцениваем взаимосвязь между прототипическими формами, исходя из степени отличия от этого прототипа, а также от других отдельных образцов.
Одна теоретическая модель, принятая в когнитивной психологии, говорит, что прототип — это абстракция, хранящаяся в памяти, и отражающая центральную тенденцию некоторой категории, другая, называемая моделью частоты признаков, предполагает, что прототип отражает моду или наиболее часто встречающееся сочетание признаков. Прототип этой модели — это синоним «лучшего экземпляра» из некоторого набора паттернов. И в этом случае прототип — это паттерн, включающий наиболее часто встречающиеся признаки, свойственные некоторому набору экземпляров. Прототип зачастую уникален, постольку состоит из уникальной комбинации признаков, хотя сами признаки уже воспринимались ранее. Такие признаки — например, геометрические элементы частей лица — есть строительные блоки прототипа. Каждый раз, когда человек смотрит на паттерн, он регистрирует и признаки паттерна, и взаимосвязь между ними. Информация о признаках паттерна сохраняется лучше, чем информация о соотношении признаков.
Значение прототипа:
• включает формализованные закономерности, повторяющиеся в характере выбранного типа;
• осуществляет накопление, фиксацию, упорядочивание и передачу ценностного опыта профессиональной деятельности;
• играет роль идеализированного объекта проектной деятельности;
• выражается пространственно-морфологическими характеристиками, в том числе: схемой, структурой, взаимосвязями, смысловыми, пространственными и масштабными взаимоотношениями;
• выражается цитированием архитектурных форм; воспроизведением устойчивых стилевых принципов; творческой интерпретацией идеализированных объектов.
В архитектурной практике прототипы играют существенную роль как форма фиксации профессиональных знаний об объектах одного класса, в которых устойчиво воспроизводится структура, функция, основные модели средового поведения, стереотипы освоения пространства, являющиеся признаками этого прототипа, а кроме того достаточно устойчиво воспроизводится характер взаимосвязи элементов или соотношение признаков (рис. 130).
Информационные единицы, не имеющие какого-либо значащего контекста и не объединяемые в группы, будь то геометрические фигуры, буквы и т.п., трудно кодировать, но если объединить их в значимые структуры, то они обретают значение, поскольку их теперь легко абстрагировать на языке обычной грамматики. Одной из наиболее распространенных способностей человека, применимой ко всем чувственным формам, является, по-видимому, тенденция кодирования информации о реальности на языке абстракций высокого уровня, в которые может встраиваться новая информация. Все люди видят, но способность абстрагировать видимое в значимые паттерны в большей степени зависит от созданных раннее структур и знаний из прошлого опыта.
Распознавание зрительных образов человеком включает зрительный анализ на входном этапе и хранение информации в долговременной памяти.
Дата добавления: 2014-12-16; просмотров: 2874;