Этическое правопонимание (В.С. Соловьев, Р. Дворкин).Владимира Соловьева.
Соловьев признает существование двух ценностей правопорядка - во-первых, правопорядок обеспечивает свободу человека, во-вторых, он обеспечивает равенство в смысле равного ограничения этой свободы.
Что же должно быть запрещено ?
Ограничения могут быть правильными и неправильными, хорошими или плохими.
Для их разграничения необходимо определить, соответствуют ли они принципам христианской морали.
Человек свободен, пока он не нарушает требований христианской морали.
Интересно разграничение Соловьевым права и нравственности.
Нравственные требования недостаточно определены и по объему - безграничны, поскольку границы самосовершенствования отсутствуют.
Право же предъявляет требования лишь к внешним действиям человека и имеет формальные границы - это требования минимального добра.
Для права практическая реализуемость выступает в роли необходимого качества, обеспечиваемого государством.
Таким образом, право выступает в качестве требования принудительной реализации некого минимального добра и в качестве порядка, не допускающего известных проявлений зла.
Соловьев рассматривает государство как инстанцию, стоящую между церковью и человеком.
Церковь по природе не может и не должна применять принуждение. Этим занимается государство.
Возникает вопрос: что это за минимальное добро и как его обеспечить ? Эта проблема и решается государством.
Христианская этика - высшая ипостась, но она же является трансцендентальной категорией. Мы не можем получить объективного критерия соответствия минимального добра и правовых норм.
Об этом будет судить только государство - типичный позитивистский подход.
Этическая концепция Рональда Дворкина.
Дворкин признает, что помимо правовых норм, являющихся позитивным правом, в праве есть так называемые стратегии и принципы.
Стратегиями признаются цели, которые желательно достичь для улучшения социальной, экономической и политической жизни общества, устои, которые необходимо защищать, желаемые направления общественного развития.
Принципами признаются определенные идеалы, ценности, носящие универсальный характер и не зависящие от желаемых направлений общественного развития.
Указанной деление имеет свою ценность при разрешении так называемых «трудных дел», когда присутствует угроза вынесения решения, являющегося формально правильным, но несправедливым по содержанию.
Стратегии и принципы вполне могут противоречить друг другу. Выбор в данном случае будет осуществлять судья.
Позитивное право не может противоречить стратегиям и принципам.
В противном случае такая ситуация признается обычной ошибкой законодателя, который при составлении действующей редакции нормы не учел требований справедливости.
Классическим примером служит прецедент о наследнике-убийце наследодателя, который формально все же сохранял право на наследство, поскольку в перечне оснований лишения наследства отсутствовало такое основание, как убийство наследодателя.
По сути, здесь речь и шла о «трудном деле».
Дворкин в итоге приходит к социологическому позитивизму, основанному на субъективизме суждений судей и на утверждении о том, что право - это то, что сказал судья.
Дата добавления: 2014-12-15; просмотров: 1700;