Классический легистский позитивизм.
Классический легистский позитивизм принято прежде всего связывать с Томасом Гопсомом, Бентанон, Джоном Остином. Право - это закон. Закон рассматривается как приказ суверена(это воля, пожелание субъекта направленное на совершение действия адресатом, т.е. право - это приказ. Приказ права - 1. исходит от суверена 2. обладающего властью над обществом. Суверен - это группа лиц или лицо, которому подчиняется основная масса общества. Остин - приказ может исходить непосредственно от суверена. Все приказы государства, которые обеспечиваются принуждением являются правом. Шершеневич - право - это приказ государства. Это государственная воля выраженная в официальной форме ( в форме закона). Пинт - Делил все сущности на 1. реальные и фиктивные, причем фиктивное переходит в реальное. Право - это фиктивная сущность т.к. за ней стоит закон (реальная сущность). Закон - это всегда право. Вывод: Право - это совокупность законов иных нормативно-правовых юридических текстов исходящих от государства или властных органов и обеспеченных принуждением. Право первично к правоотношениям. Право творит правоотношения. Есть воля государства, есть санкция и значит это право. С т.з классического легистского позитивизма - объективное право первично к субъективным правам потому как они существуют поскольку государство решило предоставить их лицам. Критика классического легистского позитивизма: Остина - 1. в основу было положено уголовное право 2. далеко не все правила вписываются в суверенный приказ, например к.л.п. не может объяснить конституционное и международное право. Суверен умер и непонятно кто обеспечивает обязанности этих норм. Шершеневич - считает, что конституционное право это не право и не объясняет международное право т.к. у него нет суверенной инстанции, которая бы обеспечивало его исполнение. К.л.п. исходит из социального понятия государства. Государство - это некая социальная сила монопольно господствующая в обществе. К,Л,П, свел все задачи к толкованию юр. Текстов, их изложению. Аналитическая юриспруденция - анализ законов. Прошлогодние лекции.
Государство рассматривается как некая социальная сила, право же представляется продуктом этой социальной силы.С точки зрения легистской онтологии права бытие права ассоциируется с бытием закона.С точки зрения генезиса права прослеживается неразрывная связь с государством.
Шершеневич: право - функция государства, поэтому оно немыслимо без государства и до государства.
Проблема генезиса права сводится к правотворчеству (формам и процедурам государственной деятельности по закреплению правил поведения в законе).
Право, таким образом, связывается с процессом его позитивации.
Содержание правил поведения не принимается во внимание.
С точки зрения правовой аксиологии легизма ценность права - в том, что оно выступает как средство упорядочения общественных отношений. Содержательное обоснование устанавливаемого порядка для легизма безразлично.
Государство способно любым образом конструировать общественные отношения. Существует лишь один ограничивающий фактор - государство должно быть в состоянии своей силой принудительно поддерживать установленный порядок (мысль, высказанная Четверниным).
Шершеневич: гипотетически государственная власть может установить даже социалистический строй.
Наряду с ценностью порядка допускается определенный перекос в сторону рассмотрения в качестве ценности самого государства, откуда возникает концепция самоценности государства и инструменталистские подходы к праву.
Право, таким образом, - это произвол государства, ограниченный его возможностями.
Легисты утверждают о производности права в субъективном смысле от права в объективном смысле, то есть - о производности правоотношений от правовых норм.
В этой связи нельзя говорить в рамках этого течения о связанности государства правом. Сама традиционная концепция правового государства в рамках классического легизма бессмысленна, если только не сводить правовое государство к соблюдению всеми субъектами норм закона (в этом случае даже фашистское государство необходимо будет признать правовым).
В рамках классического легизма сложно обосновать существование конституционного права, так как оно, по идее, также должно быть обеспечено силой государства и получается, что государство само себя принуждает. Сложно обосновать существование международного права, так как право производно от эффективной социальной институции и обеспечивается силой этой институции, а международное право не обеспечено такой наднациональной силой.
Рассмотрим аксиологию легизма с точки зрения правовой оценки явлений социальной действительности.
Критерием оценки здесь будет выступать формальное соответствие жизненных обстоятельств предписаниям правовых норм. Само же право будет оцениваться с точки зрения того, способен ли данный комплекс правовых норм обеспечить надлежащий порядок в какой-либо области. Нормативные акты оцениваются с формальной стороны - доступность, ясность, непротиворечивость - в чистом виде законодательная техника.
Изучение права сводится к изучению текста закона. Фактически такой подход привел к созданию законодательной техники, которая в рамках легизма отождествляется с юридической техникой. Таким образом, легизм, по сути, стал «юриспруденцией понятий».
6. Социологический позитивизм (общая характеристика и основные социологические теории права). 1. историческая школа права: немцы - рассматривали процесс возникновения права как естественно исторический процесс (критикуя и легистов и естественно - правовую школу), говорили, что право создается подобно языку (язык не создается искусственно, а вырабатывается постепенно как право). Отсюда они исходили, что право - это обычай, а функция государства , выявить уже созданного права, закрепление и поддержание его правильно и адекватно. Основная функция права поддерживать порядок. Если порядок поддерживается, значит - это хорошее право. Хорошее право - определенное и четко исполняемо. Не имеет здесь значение содержание обычаев, законов, норм поведения. Гуго - «цель права, определенность и достоверность его правил, каково бы ни было его происхождение и содержание. Привычка - основа права». Р. Еринг - основоположник «юриспруденции интересов» - ориентирующая юриспруденция, направленная на изучение реальных социальных интересов. Он утверждал, что право - посредством государства защищает интерес. Основа для социальной деятельности - целеполагание. Право и должно обеспечивать принудительный порядок, чтобы защитить определенные интересы. Он различал: 1. индивидуальные (эгоистические) интересы 2. общие интересы. В приоритете задача права защитить общие интересы от индивидуальных, и допустимы лишь те индивидуальные интересы, которые не препятствуют общим интересам. Право появилось в результате борьбы индивидуальных интересов. Матерью права он называл силу: «в борьбе обретешь ты право свое». Право это защищенный государством интерес. Коршунов - трансформировал концепцию Иеринга, «как право - разграничение интересов». При этом удовлетворение некоторых интересов признается недопустимым. Близко к этим концепциям, развивал концепцию и Муромцев: Право - это принудительно защищаемая система общественных отношений. Общественные отношения бывают : 1. защищаемые- регулируемые частным правом 2. защитительные - образующие (по современной терминологии уг. Право, процессуальное право - публичное право. 2. Марксистско- Ленинская социологическая концепция. Социология в том, что учение объясняет государство и право, как явление социальной жизни, возникающие естественно- историческим путем из внеправовых факторов (экономических). Экономический детерминизм (базис, основа отношений, остальное надстройка, определяемая экономическим базисом. Государство аппарат принуждения. Право - воля господствующего класса, возведенная в закон. Это больше ленинизм, чем марксизм. В марксизме теория права недостаточно развита. Манифест - ваше право - лишь возведенная в закон воля вашего класса. А, что они считали на самом деле правом неясно.
3. Собственно-социологическая интепритация права. Юридический институционализм (Леви-Брюс, Ж. Гурвич, П. Соротин). 1. Юридические монисты - право - это совокупность социальных норм, санкционированных государством. 2. Юридические плюралисты - социальный институт имеет свое право, которое является результатом интеграции этого сообщества. Там, где есть сообщество, там есть и право. Государственное право - одна из разновидностей правовой системы, которая отличается наибольшей принудительностью. Они считали, что право есть продукт коллективной деятельности, они едины для членов группы, и не допускали индивидуализма в праве. Поэтому они критиковали Петражитского за индивидуализм. Право - результат социальной интеграции. Право есть везде, где есть социальная общность. По Сорокину право - не результат социальной интеграции, способ. 4. Солидаризм. (О. Конт, Л. Дюги). Они также считали, что право - это результат социальной интеграции. Право - это средство социальной солидарности. Отрицали субъективное право, а потом и право вообще (Конт). Общество по Конту должно основываться на солидарности. У членов общества не должно быть никаких прав, а лишь социальные обязанности. По Дюги право - некая норма солидарности, есть лишь объективное право, субъективного права не должно быть. Субъективное право - это признаваемая за субъектом права возможность своею волею принуждать к определенному поведению других. Норма социальной солидарности - согласование всех членов общества с определенным порядком общественных отношений. Возник солидаризм в противовес идеям марксизма, которые отрицали возможность компромисса между общностями. В таком виде право как система норм, функционирующих в определенной социальной общности - получило название правовой плюрализм, и они лишают право таких признаков как всеобщность и общеобязательность.
5. Американская социологическая школа. Предшественник - австриец Эрмих.Эрмих утверждал, что право надо искать не в законодательстве государства, а в самой жизни. И чтобы узнать каково реальное право, надо изучать реальную социальную действительность (живое право). В Австро- Венгрии реально действует, лишь 1/3 гражданского законодательства. Он призывал к свободному судейскому усмотрению, ибо закон не способен предусмотреть всех вариантов, а может лишь судья разрешить дело. Под влиянием этих идей сформировалось движение «свободного права» - необходимость расширения сферы судейского усмотрения. Американская школа выделяет 1. Гарводскую школу (Росно Паунд). По нему право охватывает различные явления: 1. предписания законов 2. судейская практика 3. сам процесс осуществления правосудия. Наиболее значимым является сам процесс осуществления правосудия, ибо в ходе него и формируется собственно право. Судья не применяет право, а творит его. 2. Реалисты - (Холмз) - «законы лишь предсказание того, что будет делать судья». Факторы влияющие на вынесение решения носят внеправовой, социальный характер. Поэтому их к социологическому позитивизму и относят. Содержание права не важно. Они изучали факторы, влияющие на процесс вынесения решения 1. субъективная личность судьи 2. экономическая ситуация 3. Решающим фактором является общественное мнение. Итоги: Право по социологическому позитивизму - порядок общественных отношений. Вовсе исчезают какие - либо гарантии. Особняком здесь стоит американская - социологическая школа. Право тут принято в рамках надлежащей правовой процедуре - а это не совсем позитивизм. Именно это и не позволяет в англо-американской семье дойти до таких форм, которые сформировались в Европе (Гитлер, Сталин).
7. Психологические концепции права.
Основоположником психологической концепции права принято считать Петражитского. Именно он и создал развитую психологическую теорию права, которая и оказала влияние на западную концепцию социального права. Петражитский сводил право к миру психики. Психология выделяла 3 процесса: 1. познание 2. оценка 3. воля (1, 2) - носят пассивный характер, 3 - активный психический процесс. Петражитский выделил еще один вид психических переживаний - эмоции - (слитое воедино познание и воля, и является активно-пассивным переживанием). Он выделял эти эмоции «переживания этического долга» - состояние связности, представление о должном поведении. Он считал, что представления о долге формируются на основе исторического социального опыта. Этические переживания он делил на 2 группы: 1. этические переживания нравственного долга - они императивны и односторонни (нап. Подаяние нищему) 2. этические переживания правового долга (это право). Они носят двусторонний атрибутивно-императивный характер (обязательный). Человек осознает свое право и право контрагента требовать от него определенного поведения (нап. Должник осознает свою обязанность отдать деньги и право контрагента требовать их). Позитивное право Петражитский относил к нормативным фактам, которые могут способствовать формированию атрибутивно-императивных переживаний. Петражицкий заложил основы психологических направлений в юриспруденции, дав понятие интуитивного права, то есть чувств и переживаний человека, возникающих не в результате государственной деятельности. Петражитский различал 1. интуитивное (автономное) право - которое формируется без влияния внешнего авторитета. И 2. позитивное (гетерогенное) право - формирование под влиянием внешнего авторитета. Он явился основоположником правового плюрализма - множество систем интуитивного права. (в частности «детское право» и «горное право». Более того, правом может охватываться не только отношения между людьми, но и отношения между людьми и животными, и неодушевленными предметами. Интуитивное право распространяется на область сугубо внутренне - эмоциональных отношений между людьми, т.е. не имеет никакого значения содержание переживаний, важна лишь форма переживаний.
Психологическую концепцию можно расширить как в рамках антропологического позитивизма, так и в рамках социологического позитивизма.
Прошлогодние лекции.
Михаил Рейснер взял за основу эту теорию и переложил ее на классовую почву, став говорить о правовых перживаниях, присущих классам. В любом обществе существует несколько систем классовых прав, на основе которых складывается некое общее право. По сути, в результате такого складывания происходит подавление других классовых прав. В любом обществе существует право «чужих» классов, а следовательно - классовое взаимодействие. Общей почвой является общая заинтересованность в социальном компромиссе, иначе складывания не произойдет. Право - это некий порядок, который признается всеми классами. Справедливость и равенство определяются только с точки зрения господствующего класса - преодоление партикуляризма понятия справедливости. Таким образом, по Рейснеру пролетарское право зарождается еще в буржуазном обществе, как притязания класса пролетариата.
В ту эпоху общим правом является буржуазное право, которое складывается в результате взаимодействия и компромисса с другими классами. При социализме право пролетариата - земледельцев и трудящихся подавляет право других классов.
Пролетариат закрепляет, что справедливость - базируется на равенстве, зависящем от трудового вклада каждого. Правопорядок социализма - распределение равным за равное, распределение по труду. НЭП - вариант компромисса пролетарского права с другими классовыми правами. Рейснер сравнивает право с властью. Основой власти признается целесообразность, основой права - справедливость. Рейснер связывает право со свободой. Позже концепция Рейснера была замечена и оказала значительное влияние на формирование советского понятия о праве. Например, в Декрете о суде было сказано, что суд должен при разрешении дела руководствоваться не столько буржуазным правом, сколько свободным революционным правосознанием. Революционное правосознание - это и есть пролетарское право.
Дата добавления: 2014-12-15; просмотров: 2930;