Этический кодекс, ценности и миссия организации
Уровень морального развития как отдельно взятой личности, так и организации в целом в настоящее время определяется ориентацией на сформировавшиеся в XX в. гуманистические универсальные принципы справедливости: равенство человеческих прав и уважение достоинства человеческого существа как индивидуальной личности (Л. Кольберг); принцип благоговения перед жизнью (А. Швейцер). В известной книге А. Печчеи «Человеческие качества»[14] намечены шесть целей для человечества, по которым можно сверять цели деятельности организации:
• «внешние пределы» — уяснение проблемы биофизических пределов существования человека на Земле, гармонизация взаимоотношений человека с природой;
• «внутренние пределы» — исследование физических и психологических возможностей человека;
• защита и сохранение культурных особенностей народов и наций;
• «мировое сообщество» — выявление путей постепенного преобразования системы эгоцентрических государств в систему скоординированных между собой географических и функциональных центров принятия решений;
• среда обитания, генеральный всемирный план человеческих поселений;
• производственная система.
Корпоративные этические кодексы могут основываться и на других этических принципах, которые складывались на протяжении последних четырех столетий и в какой-то степени ограничивают максимальные этические требования:
утилитаристский принцип — предоставляет наибольшее благо наибольшему числу людей;
индивидуалистический принцип — направлен на достижение чьих-либо долгосрочных интересов.
Введение абстрактных положений о ценностях, миссии, цепях и философии организации в корпоративные этические кодексы не исключает отношения к ним со стороны руководства компаний просто как к красивым словам, в то время как этические стандарты требований, предъявляемых обществом к организациям, как правило, очень высоки. От корпораций требуется решение различных социальных проблем: повышение качества жизни наемных работников, защита окружающей среды, благотворительная деятельность, повышение качества жизни всех граждан общества.
Существует точка зрения, что, в конечном счете, повышение степени социальной ответственности способствует осуществлению долгосрочных целей организаций и выгодно им.
Приведем аргументы «за» и «против» социальной ответственности организации
«За»
1) социальная ответственность уравновешивает могущество корпорации и ответственность корпорации;
2) добровольная социальная ответственность позволяет избежать принудительного правительственного регулирования;
3) общественность одобряет организации, несущие ответственность перед обществом, что в результате способствует их успеху;
4) действуя соответствующим образом, организация помогает обществу решать его проблемы;
5) создаваемые организациями социальные проблемы, такие, как загрязнение окружающей среды, должны разрешаться за счет этих организаций;
6) организации стремятся накапливать ресурсы для решения больших проблем;
7) организации морально обязаны помогать обществу.
«Против»
1) ценой такого поведения являются снижение доходных статей корпорации и удорожание ее продукции для потребителя;
2) компания, которая несет большую долю социальной ответственности, может проиграть в конкурентной борьбе другим компаниям;
3) расплата за социальную ответственность может принять форму снижения заработной платы, снижения дивидендов, повышения цен;
4) принятие социальной ответственности может ввести в заблуждение членов организации относительно ее главных целей;
5) принятие социальной ответственности может реально снизить мощь организации;
6) ответственность за социальные проблемы лежит на индивидуумах, а не на корпорациях;
7) руководители корпораций не научены решать общественные проблемы.
Специфическое для морального сознания противоречие должного и сущего в деловой этике вытекает таким образом из объективного противоречия между морально-этическими целями организации и ее основными целями — достижением успеха и прибыли. Этические принципы не выдерживают столкновения с реальной действительностью. Этике учат те, кто не занимается бизнесом, никем не руководит и не знает, как это делается, и, наоборот, тот, кто руководит, искренне считает этику бесполезной и абстрактной наукой.
Дата добавления: 2014-11-29; просмотров: 1433;