СЛОВАРЬ
Абсолютный дух– в философии Гегеля конечное звено саморазвития разума, проходящего через этапы восхождения к абсолютному знанию.
Агностицизм– философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира и достижимость истины; ограничивает роль науки лишь познанием явлений. Наиболее последовательный агностицизм представлен в учении Дж. Беркли.
Антиномия– неразрешимое противоречие между двумя суждениями, одинаково логически доказуемыми.
Антропоцентризм– воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. Получило теоретическое обоснование и наиболее широкое распространение в философской мысли эпохи Возрождения,
Априори– понятие логики и теории познания, характеризующее знание, предшествующее опыту и независимое от него; введено в средневековой схоластике в противоположность апостериори. В философии И. Канта априорное знание (пространство и время как формы созерцания, категории) – условие опытного знания, придающее ему оформленный, всеобщий и необходимый характер.
Бекои Фрэнсис(1561 – 1626) – английский философ, родоначальник английского материализма и эмпиризма. Лорд-канцлер при короле Якове I. В трактате «Новый органон» (1620) провозгласил целью науки увеличение власти человека над природой, предложил реформу научного метода – очищение разума от заблуждений («идолов», или «признаков»), обращение к опыту и обработка его посредством индукции, основа которой – эксперимент.
Бердяев Николай Александрович(1874 – 1948) – русский религиозный философ, с 1922 г. живший и работавший в эмиграции. От марксизма перешел к философии личности и свободы в духе религиозного экзистенциализма и персонализма.
Брахман– в древнеиндийской философии абсолютное идеальное первоначало мира.
Бессознательное– совокупность психических процессов, не представленных в сознании субъекта. Одно из центральных понятий в психоанализе 3. Фрейда и других психоаналитических течениях.
Бытие– философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно. Не сводимое лишь к материально-предметному миру бытие обладает различными уровнями: органическая и неорганическая природа, биосфера, общественное бытие, объективно-идеальное бытие(ценности культуры, общезначимые принципы и категории научного знания и др.), бытие личности.
Веды– памятники древнеиндийской литературы (конец II – начало I тыс. до н. э.), состоящие из сборников гимнов и жертвенных формул (Ригведа, Самавсда, Яджурведа, Атхарваведа) и теологических трактатов с комментариями к ним (Брахманы и Упанишады).
Верификация– в позитивизме способ отделения научного знания от «ненаучного». Знания в принципе должны быть верифицируемы, т. е. их истинность должна быть доказана как с помощью опыта, так и с помощью связного логического доказательства.
Вернадский Владимир Иванович(1863 – 1945) – всемирно известный ученый, основатель ряда новых смежных дисциплин – геохимии, биогеохимии, радиогеологии, автор работ по философии естествознания и науковедению, первый президент Академии наук Украины. Философский масштаб носит учение В. И. Вернадского о ноосфере.
«Вещь в себе»– философское понятие, означающее в критической философии И. Канта вещи, как они существуют сами по себе («в себе»), в отличие от того, как они являются «для нас» в познании.
Возобновляемые и невозобновляемые ресурсы– используемые человечеством для производственных и потребительских нужд сырьеи материалы, имеющиеся в природе либо в неограниченном (солнечный свет), либо в ограниченном (нефть, газ, лес, металл) количестве.
Воля– способность к выбору деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Специфический акт, не сводимый к сознанию и деятельности как таковой. Осуществляя волевое действие, человек противостоит власти непосредственно испытываемых потребностей, импульсивных желаний: для волевого акта характерно не переживание «я хочу», а переживание «надо», «я должен», осознание ценностной характеристики цели действия.
Волюнтаризм(термин введен Ф.Теннисом в 1883 г.) – направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия. Волюнтаризм характерен для философии Августина, Иоанна Дунса Скота и др. Как самостоятельное направление впервые оформился у немецкого философа XIX века А. Шопенгауэра.
Врожденные идеи– понятие теории познания, обозначающее идеи, изначально присущие человеческому мышлению и не зависящие от опыта (аксиомы математики и логики, нравственные ценности, исходные философские принципы). Учение о врожденных идеях, восходящее к Платону, получило развитие в рационализме XVII – XVIII вв.
Герменевтика– буквально: искусство перевода, искусство толкования и объяснения. С XIX в. герменевтика превратилась в универсальный гуманитарный метод исследования, а затем и философское направление, занятое решением проблемы понимания – обнаружения смысла посредством интерпретации, т. е. расшифровки смысла, стоящего за очевидным смыслом, раскрытия уровней значения, скрывающихся в буквальном значении.
Глобальные проблемы современности– наиболее острые современные проблемы развития человечества в целом, связанные с возможностями его дальнейшего существования.
Гносеология– раздел философии, в котором изучаются закономерности и возможности познания. В качестве синонима Г. часто употребляется термин «эпистемология».
Гоббс Томас(1588 – 1679) – английский философ, близкий к материализму и рационализму. Геометрия и механика для Гоббса – идеальные образцы научного мышления. Природа – совокупность протяженных тел, различающихся величиной, фигурой, положением и движением (перемещением).
Гуманизм– в широком смысле особое мировоззрение, признающее ценность человека как личности, его право на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждающее благо человека как критерий оценки общественных отношений. В более узком смысле (гуманизм эпохи Возрождения) – противостоявшее схоластике и духовному господству церкви вольномыслие, связанное с изучением гуманитарных предметов, в первую очередь, вновь открытых произведений классической древности.
Гумилев Лев Николаевич(1912 – 1992) – российский историк, географ, доктор исторических (1961) и географических (1974) наук, академик РАЕН (1991). Создатель учения о человечестве и этносах как биосоциальных категориях; исследовал биоэнергетическую доминанту этногенеза (назвал ее пассионарностью).
Дао – основная категория китайской философии, обозначающая способ функционирования Вселенной как живого организма, достичь гармонии с которым призван каждый человек. В конфуцианстве для этого было необходимо нравственное совершенствование, высшим проявлением которого считается активная социальная позиция. В даосизме, напротив, мудрец, следуя дао, отказывается от целеполагающей активности (у вэй, «недеяние»), достигает единства с природой и совершенства.
Дедукция– фундаментальный метод познания, вывод по правилам логики; цепь умозаключений (рассуждение), звенья которой (высказывания) связаны отношением логического следования.
Деизм– распространенная в Новое время религиозно-философская доктрина, которая признает Бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную «машину» природы и давший ей законы, но отвергает дальнейшее вмешательство Бога в дела мира и человека.
Демокрит из Абдер(ок. 460 – ок. 371 гг. до н. э.) – древнегреческий философ. Основатель атомизма. Учил, что все происходящее представляет собой движение атомов, которые различаются по форме и величине, месту и расположению, находятся в пустом пространстве в вечном движении, и благодаря их соединению и разъединению вещи и миры возникают и приходят к гибели.
«Демографический взрыв»– резкое ускорение темпов роста населения. В развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки в 50 – 60-е гг. XX в. был обусловлен снижением смертности, особенно детской, при сохранении высокой рождаемости.
Детерминизм– философское учение закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений; противостоит индетерминизму, отрицающему всеобщий характер причинности.
Диалектика(с греч букв. – «искусство вести беседу, спор») – философское учение о становлении и развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления.
Дхарма – важнейшее понятие философии буддизма всех школ и направлений и религии индиузма. В буддизме: 1) синоним буддийского вероучения и 2) первичные элементы нашего сознания, сочетания которых образуют иллюзию действительного существования внешнего мира и индивидуальной человеческой души.
Дуализм– философское учение, исходящее из признания равноправными двух начал – духа иматерии. Противостоит монизму, разновидность плюрализма. Один из крупнейших представителей – Р. Декарт.
Естественное право– понятие политической и правовой мысли, означающее совокупность принципов и прав, вытекающих из природы человека и независимых от социальных условий. Идея естественного права возникает в античном мире и получает развитие в Новое время, становясь одной из основополагающих идей Просвещения.
Закон– необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе. Существуют три основные группы законов: специфические, или частные (напр., закон сложения скоростей в механике); общие для больших групп явлений (напр., закон сохранения и превращения энергии, закон естественного отбора); всеобщие, или универсальные, законы. Познание закона составляет задачу науки.
Знание– проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в голове человека.
Идеализм– самое распространенное и влиятельное течение в западной философии, определяющее объективно действительное как идею, дух, разум, рассматривающее даже материю как форму проявления духа.
Идеальное– способ бытия предмета, отраженного в сознании (в этом смысле идеальное обычно противопоставляется материальному); результат процесса идеализации – абстрактный объект, который не может быть дан в опыте (напр., «идеальный газ», «точка»).
Идеология –система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых субъективным образом осознаются и оцениваются отношения людей к действительности.
Императив– общезначимое нравственное предписание в противоположность личному принципу (максиме); правило, выражающее долженствование (объективное принуждение поступать так, а не иначе).
Индивидуальность– неповторимое своеобразие какого-либо явления, отдельного существа, человека; противоположность общего, типичного.
Индивидуум (индивид)– отдельный, самостоятельно существующий человек, рассматриваемый обособленно от других людей.
Индукция– фундаментальный метод познания, умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению).
Интуиция– способность постижения истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств и осознания последовательности процесса ее получения.
Инь-ян – основные понятия древнекитайской натурфилософии, универсальные космические полярные и постоянно переходящие друг в друга силы (женское – мужское, пассивное – активное, холодное – горячее и т. д.). Инь – ян понимаются как полярные модальности единого субстанциального начала – пневмы (ци), а этапы их зрелости соотносятся с «пятью стихиями» (дерево, огонь – ян; земля – нейтральна; металл, вода – инь).
Истина объективная– соответствие знания действительности; объективное содержание эмпирического опыта и теоретического познания. В истории философии истина понималась как соответствие знания вещам (Аристотель), как вечное и неизменное абсолютное свойство идеальных объектов (Платон, Августин), как соответствие мышления ощущениям субъекта (Д. Юм), как согласие мышления с самим собой, с его априорными формами (И, Кант).
История – 1) процесс развития природы и общества; 2) комплекс общественных наук (историческая наука), изучающих прошлое человечества в его конкретности и многообразии, исследующих факты, события и процессы на базе исторических источников, которыми занимаются источниковедение и ряд вспомогательных исторических дисциплин.
Карма – одно из основных понятий индийской религии и философии. В широком смысле – общая сумма совершенных всяким живым существом поступков и их последствий, определяющая характер его нового рождения, перевоплощения. В узком смысле -влияние совершенных действий на характер настоящего и последующего существования.
Категории – наиболее общие и фундаментальные философские понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания. Категории образовались как результат обобщения исторического развития познания и практики.
Кордоцентризм – наиболее характерная черта украинской философии. Состоит в осмыслении человеком окружающего мира не столько мышлением («головой»), сколько «сердцем» – эмоциями, чувствами, здравым смыслом.
Культура – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Лао-цзы (II пол. VI – [ пол. V вв. до н. э.) – основатель философской школы даосизма, чьи философские взгляды изложены в трактате «Дао дэ цзин» (IV – III вв. до н. э.), или «Книга о дао и дэ» («Книга о Пути и потенции»), написанном последователями философа.
Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646 – 1716) – немецкий философ, математик, физик, языковед. В духе рационализма развил учение о прирожденной способности ума к познанию высших категорий бытия и всеобщих и необходимых истин логики и математики («Новые опыты о человеческом разуме», 1704).
Ли – одно из ключевых понятий древнекитайской философии, в частности, конфуцианства, которое обозначает освященные традицией правила взаимоотношения между различными социальными группами.
Либидо – одно из основных понятий психоанализа 3. Фрейда, означающее преимущественно бессознательные сексуальные влечения, способные (в отличие от стремления к самосохранению) к вытеснению и сложной трансформации (например, сублимации и т. п.).
Личность – 1) человек как субъект отношений и сознательной деятельности; 2) устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие личности следует отличать от понятий «индивид» (единичный представитель человеческого рода) и «индивидуальность» (совокупность черт, отличающих данного индивида от всех др.). Личность определяется данной системой общественных отношений, культурой и обусловлена также биологическими особенностями.
Локк Джон (1632 – 1704) – английский философ, общественно-политический деятель, основоположник либерализма. В «Опыте о человеческом разумении» (1689) разработал эмпирическую теорию познания. Отвергая существование врожденных идей, утверждал: все человеческое знание проистекает из опыта.
Макиавелли Никколо (1469 – 1527) – итальянский политический деятель и историк, основоположник философии политики, которую он базировал на принципе «цель оправдывает средства».
Материализм– влиятельное течение в западной философии, которое видит основу всей действительности в материальном начале. Наиболее известны античный материализм (Демокрит, Эпикур), механистический материализм Нового времени и эпохи Просвещения, диалектический и исторический материализм К. Маркса.
Метафизика– 1) философское учение о сверхчувственных (недоступных опыту) принципах бытия. Термин восходит к названию, данному Андроником Родосским (I в. до н. э.) сочинению Аристотеля об умопостигаемых началах бытия. В современной философии термин «метафизика» часто употребляется как синоним философии; 2) противоположный диалектике философский метод, рассматривающий явления в их неизменности и независимости друг от друга, отрицающий внутренние противоречия как источник развития.
Метод– способ достижения определенной цели, совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения действительности.
Микрокосм и макрокосм– обозначение человека и мира как двух неразрывно связанных между собой частей. Микрокосм, малый космос – человек как отражение, зеркало, символ, центр силы и разума мира как космоса (макрокосма, большого космоса).
Мировоззрение– система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей ихдействительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности.
Мифология– древнейшая форма мировоззрения и деятельности людей, которая основывалась не на разуме, а на чувствах и эмоциях.
Мышление– высшая ступень человеческого познания. Позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания.
Наука– сфера человеческой деятельности, функция которой -выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат – сумму знаний,лежащих в основе научной картины мира.
Необходимость– философская категория, выражающая объективную закономерность и обусловленность явления, процесса или человеческого действия.
Николай Кузанский (Николай Кребс)(1401 – 1464) – философ, теолог, ученый, цсрковно-политический деятель. Ближайший советник папы Пия II, кардинал (1448), в творчестве Николая Кузанского были заложены основы для пантеистического взгляда на мир и гуманистического взгляда на человека.
Нирвана– центральное понятие буддийской философии и религии, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений. Психологическое состояние полноты внутреннего бытия, отсутствия желаний, совершенной удовлетворенности и самодостаточности, абсолютной отрешенности от внешнего мира; в ходе развития буддизма наряду с этико-психологическим понятием нирваны возникает и представление о ней как абсолюте.
Ноосфера– новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития.
Общественный договор– получившая широкое распространение в социально-политической мысли Нового времени (Т. Гоббс, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо) теория происхождения государства, в результате договора между людьми, в котором предусматривался добровольный отказ отдельных лиц от части их естественных прав в пользу государственной власти.
Общество(в широком смысле) – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком смысле – исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений (например, общество, противопоставленное государству, у Гегеля).
Объект– философская категория, выражающая то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. В качестве объекта может выступать и сам субъект.
Онтология– раздел философии, учение о бытии.
Ортега-и-Гассет Хосе(1883 – 1955) – современный испанский философ и публицист, представитель «философии жизни» и философской антропологии.
Отчуждение– обозначение социального процесса, в котором деятельность человека и ее результаты превращаются в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему. Выражается в отсутствии контроля над условиями, средствами и продуктом труда, в превращении личности в объект манипулирования со стороны господствующих социальных групп. Понятие О. было теоретически обосновано К. Марксом.
Пантеизм– религиозные и философские учения, отождествляющие Бога и мировое целое. Характерен для натурфилософии Возрождения и материалистической системы Б. Спинозы, отождествившего понятия «Бог» и «природа».
Парменидиз Элей (период расцвета 504 – 501 гг. до н. э.) – древнегреческий философ, основатель элейской школы. Первым провел принципиальное различие между умопостигаемым, неизменным и вечным («единым»), бытием (сфера истинного знания) и чувственно воспринимаемой изменчивостью и преходящей текучестью всех вещей (сфера «мнения»); сформулировал идею тождества бытия и мышления, тем самым став у истоков идеализма,
Позитивизм– направление в философии и науке (со времен Канта), которое исходит из «позитивного», т. е. из данного, фактического, устойчивого, несомненного, и ограничивает ими свое исследование и изложение, а абстрактные философские («метафизические») объяснения считает теоретически неосуществимыми и практически бесполезными. Система позитивизма была создана в I половине XIX в. О. Контом; известны «второй позитивизм» (Г. Спенсер, Дж. Ст. Милль), эмпириокритицизм (Э. Мах, Р. Авенариус), неопозитивизм (Л. Витгенштейн), постпозитивизм (К. Поппер).
Понятие– форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Основная логическая функция понятия – выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса.
Постмодерн– идейно-стилистическое направление, социокультурная ситуация и философское направление II половины XX ст.
Практика– целеполагающая деятельность людей; освоение и преобразование действительности.
Провиденциализм– истолкование исторического процесса как осуществления замысла Бога. Характерен для средневековой историографии, философии и теологии (Августин и др.).
Прогресс– развитие человечества в направлении к лучшему, высшему, более совершенному как в материальном, так и духовном смысле состоянию.
Просвещение– вузком смысле течение в культурной и общественно-политической жизни Западной Европы XVIII в., выдвигавшее требование замены мировоззрения, основывающегося на религиозном или политическом авторитете таким, которое вытекает из требований человеческого разума, и ратовавшее за преобразование всех сторон жизни современного ему общества на основе распространения знания и развития наук.
Противоречие– взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон объекта или системы, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, являясь источником самодвижения и развития объективного мира и познания человеком этого мира.
Протагор из Абдер(ок. 480 – ок. 410 до н. э.) – древнегреческий философ, виднейший из софистов. Утверждал субъективную обусловленность знания и выдвинул тезис: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют». В Афинах Протагор обвинялся в атеизме.
Психоанализ– медицинский метод, психологическая теория и влиятельное философское направление, связанное с изучением скрытых связей и основ человеческой жизни.
Рационализм– философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Научное (т. е. объективное, всеобщее, необходимое) знание, согласно рационализму, достижимо только посредством разума – одновременно источника знания и критерия его истинности. Рационализм – ведущее направление философии Нового времени (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц) и один из философских источников идеологии Просвещения.
Религия– мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере в существование бога или богов, сверхъестественного.
Рефлексия– форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов.
Руссо Жан Жак(1712 – 1778) – французский писатель, философ и просветитель («Об общественном договоре», «О причине неравенства»).
Сансара– один из основных терминов индийской философии и религии, обозначающий бесконечную цепь все новых и новыхрождений человеческой души или личности в различных образах (Бога, человека, животного) в зависимости от степени праведности текущей жизни.
Сартр Жан Поль(1905 – 1980) – французский философ, влиятельнейший представитель экзистенциализма.
Сверхчеловек– представление о совершенном человеке, являющемся таковым не благодаря воспитанию его другими или самовоспитанию, а в силу присущей ему от рождения силы. Наибольшую известность получила концепция Сверхчеловека Фридриха Ницше.
Сверх-Я (супер-Эго)– у 3. Фрейда понятие, охватывающее один из компонентов организации человеческой психики, ее высшая инстанция, выполняющая роль внутреннего цензора, совести и т, д.
Свобода– способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять выбор.
Сенсуализм– направление в теории познания, согласно которому ощущения, восприятия – основа и главная форма достоверного познания. 11олучило распространение в механистическом материализме французского Просвещения.
Синергетика– созданное профессором Штутгартского университета Германом Хакеном междисциплинарное направление, теория самоорганизации сложных систем, состоящих из многих подсистем различной природы (электронов, атомов, молекул, клеток, нейронов, механических элементов, органов животных, людей, транспортных средств и т. д.). С. объясняет, каким образом взаимодействие таких подсистем приводит к возникновению пространственных, временных или пространственно-временных структур в макроскопическом масштабе. Сегодня на основе теории С. создается новая научная картина мира.
Система– множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.
Скептицизм– философская позиция, характеризующаяся сомнением в существовании какого-либо надежного критерия истины (пример – позиция И. Канта). Крайняя форма скептицизма – агностицизм.
Сознание– одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. Сознание – высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеналагающей деятельности. Выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной.
Социальная философия– раздел философии, описывающий общество, его законы, его исторические формы, выявляющий логику социальных процессов.
Софисты– в Древней Греции люди, сведущие в какой-нибудь области: профессиональные учителя философии и красноречия II половины V – I половины IV вв. до н. э. (Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий и др.). Для софистов характерно перемещение интересов от поисков абсолютной истины о космосе и бытии к выработке прагматических рецептов поведения человека «без предрассудков» в обществе (критика традиционной морали, скептическая теория познания, риторическая, логическая и лингвистическая теория «убедительной речи»), С критикой софистов выступили Сократ и Платон.
Софистика– способ рассуждения или ведения спора, предпринимаемый не ради выявления истины, а ради навязывания убеждения в собственной правоте, либо для упражнения в остроумии и находчивости, а потому ведется с сознательным нарушением законов логики.
Социоантропоцентризм– одна из характернейших черт мифологического сознания, заключавшаяся в переносе на окружающий человека мир в процессе его объяснения черт общества или самого человека.
Спиноза Бенедикт (Барух)(1632 – 1677) – нидерландский философ, пантеист. Сочинения: «Богословско-политический трактат» (1670), «Этика» (1677).
«Сродный труд»– в философской системе Г. С. Сковороды предрасположенность человека к какому-либо роду деятельности, который будет ему удаваться и приносить моральное удовлетворение. «Сродность» устанавливается свыше (Богом или природой), однако только от человека зависит, сумеет ли он найти свою сродность. У каждого человека есть сродность, но у разных людей разные сродности. Занятие «сродным трудом» по Сковороде – единственный способ достижения счастья в жизни.
Становление– процесс перехода от одного состояния бытия к другому, в широком смысле – процесс формирования, утверждения кого-либо, чего-либо.
Сублимация– психоаналитическое понятие, означающее психический процесс преобразования и переключения энергии аффективных влечений на цели социальной деятельности и культурного творчества. Понятие введено 3. Фрейдом (1900), рассматривавшим сублимацию как один из видов трансформации влечений (либидо), противоположный вытеснению.
Субстанция– нечто неизменное, то, что существует благодаря самому себе и в самом себе, сущность, лежащая в основе всего существующего.
Субъект– носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект.
Сущность– то, что составляет суть вещи, совокупность ее существенных, основополагающих, наиболее принципиальных свойств.
Схоластика– последний и высший этап развития религиозной философии западноевропейского Средневековья, характеризующийся соединением теолого-догматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам.
Творчество– деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т. к. всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности.
Теогония– разновидность поздних мифов, в которых шла речь о происхождении богов. Многие теогонические мифы (напр., «Теогония» Гесиода) являются по своему содержанию предфилософскими.
Теология– совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога. Предполагает концепцию абсолютного Бога, сообщающего человеку знание о себе в откровении. В эпоху западноевропейского Средневековья понималась как высшая ступень человеческого знания, по отношению к которой философия являлась всего лишь «служанкой».
Теоцентризм– основной принцип средневековой религиозно-философской картины мира, согласно которому центром мира является Бог, который сотворил мир из ничего, предопределил его судьбу и судьбу человечества.
Тойнби Арнолд Джозеф(1889 – 1975) – английский историк и социолог. Выдвинул теорию круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций, каждая из которых проходит аналогичные стадии возникновения, роста, надлома и разложения; движущая сила их развития – «творческая элита», увлекающая за собой «инертное большинство»; прогресс человечества – в духовном совершенствовании, эволюции от примитивных анимистических верований через универсальные религии к единой религии будущего.
Точка бифуркации– в синергетике переломный момент в развитии системы, когда принципиально невозможно определить дальнейшее направление ее функционирования.
Универсалии – общие понятия. Онтологический статус универсалий – одна из центральных проблем средневековой философии (спор об универсалиях X – XIV вв.): существуют ли универсалии «до вещей», как их вечные идеальные прообразы (платонизм, крайний реализм), «в вещах» (аристотелизм, умеренный реализм), «после вещей» в человеческом мышлении (номинализм, концептуализм).
Утопия – течение мысли, изображающее идеальное состояние совместной жизни людей, преимущественно с гуманитарно-коммунистической окраской, произвольно сконструированный образ (идеал) желаемого общества. Прообразом всех утопий является «Государство» Платона. Слово и понятие «утопия» введены английским гуманистом Томасом Мором (роман «Утопия», 1516).
Цивилизация – 1) синоним культуры; 2) уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры (античная цивилизация, современная цивилизация); 3) крупное историческое образование с самобытным экономическим, политическим, социальным и духовным укладом (индийская цивилизация, цивилизация инков).
Швейцер Альберт (1875 – 1965) – немецкий теолог, мыслитель, общественный деятель, лауреат Нобелевской премии мира 1952 года.
Шпенглер Освальд (1880 – 1936) – немецкий философ, историк, представитель «философии жизни». В своей работе «Закат Европы» развил учение о культуре как множестве замкнутых «организмов» (египетского, индийского, китайского и т. д.), выражающих коллективную «душу» народа и проходящих определенный жизненный цикл, длящийся около тысячелетия.
Фалес (ок. 640 – ок. 546 гг. до н. э.) – древнегреческий философ и ученый, основатель так называемой ионийской (милетской) школы, родоначальник античной философии и науки.
Фатализм – представление о неотвратимой предопределенности событий в мире; вера в безличную судьбу (античный стоицизм), в неизменное божественное предопределение и т. п.
Феномен – материальная вещь или духовное образование, данное нам в опыте чувственного познания, шире – уникальное явление или событие.
Философия – форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека; исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру,
Философия истории – раздел философии, занимающийся объяснением смысла, закономерностей, основных направлений исторического процесса, поиском методов, средств и условий возможности его познания, выявлением роли и места человека в истории.
«Философия жизни» – распространенное во II пол. XIX – нач. XX ст. философское направление (А, Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон), стремившееся понять действительность как жизнь, процесс непрерывных изменений и чувственных переживаний. Предшественница экзистенциализма.
Философская антропология (в широком смысле) – учение о природе (сущности) человека, раздел философского знания; в узком смысле – идеалистическое течение в западноевропейской философии XX в., преимущественно немецкой, основанной в 1920-х гг. М. Шелером и X. Плеснером,
Философствование – форма философии, глубоко личностные размышления каждого человека о неповторимости его присутствия в окружающем мире,
Фромм Эрих (1900 – 1980) – американский психолог и социолог, один из самых известных представителей неофрейдизма.
Эгоцентризм– отношение к миру, характеризующееся сосредоточенностью на своем индивидуальном «я»; в качестве особенности мифологического сознания заключался в представлении о мире по образу и подобию личного жизненного мирка каждого человека.
Эйдос – термин древнегреческой философии и литературы, означавший у Платона идеи как идеальные первоосновы всего существующего в мире.
Экзистенциализм, или философия существования, – направление современной философии, возникшее в нач. XX в. в России, после 1-й мировой войны – в Германии, в период 2-й мировой войны – во Франции, а после войны – в других странах. Различают религиозный экзистенциализм (К. Ясперс, Г. Марсель, Н. А. Бердяев, Л. Шестов, М. Бубер) и атеистический (М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, А. Камю). Центральное понятие – экзистенция (человеческое существование); основные модусы (проявления) человеческого существования – забота, страх, решимость, совесть; человек прозревает экзистенцию как корень своего существа в пограничных ситуациях (борьба, страдание, смерть).
Эмпиризм – направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. Получил распространение в философии Нового времени (Ф. Бэкон, Д. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм).
Эпикур(341 – 270 до н. э.) – древнегреческий философ, основоположник собственной школы в Афинах. Философию делил на физику (учение о природе), канонику (учение о познании, в котором Эпикур придерживался сенсуализма) и этику. В физике Эпикур следовал атомистике Демокрита. Признавал бытие блаженно-безразличных богов в пространствах между бесчисленными мирами, но отрицал их вмешательство в жизнь космоса и людей. Девиз Эпикура -живи уединенно. Цель жизни – отсутствие страданий, здоровье тела и состояние безмятежности духа (атараксия); познание природы освобождает от страха смерти, суеверий и религии вообще,
Эстетика – учение о прекрасном, его законах, нормах, формах и типах, его отношение к природе и искусству, его происхождение и роль в художественном творчестве и наслаждении, раздел философского знания.
Этика – учение о нравственности, морали; особый раздел философского знания.
Юм Давид (1711 – 1776) – английский дипломат, историк, философ эмпирического направления,
Юркевич Памфил Данилович (1826 – 1874) – профессор Киевской духовной академии и Московского университета. В своем произведении «Сердце и его значение в духовной жизни человека» обосновал кордоцентризм как одну из характерных особенностей украинской философской мысли.
Явление – вообще все, что чувственно восприниомаемо, особенно бросающееся в каком-то отношении в глаза. С точки зрения теории познания явление есть выражение, свидетельство наличия чего-то другого; так, болезнь может проявляться через высокую температуру.
Язык – важнейшее средство человеческого общения. Язык неразрывно связан с мышлением; является социальным средством хранения и передачи информации, одним из средств управления человеческим поведением.
Ясперс Карл (1883 – 1969) – немецкий философ, представитель религиозного экзистенциализма, психиатр, автор концепции «осевого времени», согласно которой всемирная история обладает духовным единством, состоящим в попытке либо философским, либо религиозным путем осмыслить разрыв между человеком и миром, возникающий после упадка мифологического сознания, которое как раз и основывалось на чувстве сопричастности человека и мира.
Дата добавления: 2014-12-13; просмотров: 829;