Усобицы между сыновьями Владимира и княжение Ярослава Владимировича.

Я Агапкина Настя, учусь в 5 «Б» классе средней школы № 27 города Балаково Саратовской области. Мой прадедушка и прапрадедушка были участниками Великой Отечественной Войны.

Моего прадедушку звали Павел Николаевич Коростелёв. Он воевал на артиллеристских ракетных установках «Катюшах».

По своей боевой мощности «Катюша» не имела себе равных. Традиционно «Катюши» давали залп, когда пехота уже шла в атаку. Часто после нескольких залпов «Катюш» пехотинцы входили в опустевший населенный пункт или на вражеские позиции, не встречая никакого сопротивления. Павел Николаевич прошёл всю войну, от Москвы до Берлина. За свой героизм и отвагу он получил очень много орденов и медалей, в том числе «Орден Красной Звезды».

 

Мой прапрадедушка, Василий Иванович Агапкин, был дирижёром. Он сочинял музыку. Одно из его сочинений – марш «Прощание славянки», посвящен женщинам-славянкам, провожающим своих сыновей, мужей и братьев на священную защиту Родины.

 

 

В возрасте 57 лет он руководил сводным военным оркестром на параде в Москве 7 ноября 1941года. Где провожали участников парада с Красной площади прямо в бой. Подготовка к параду проводилась в режиме повышенной секретности. Нужно было донести звуки музыки до глубины солдатской души, чтобы поддержать силу и патриотизм бойцов, приблизить час справедливой Победы.

В 1945году в Параде Победы также участвовал оркестр В.И. Агапкина. На Параде исполнялисьбоевые марши, в том числе и «Прощание славянки». Бойцы говорили, что при звуках этого марша возникает чувство бессмертия, хотя и погибнуть не страшно, если, конечно, за дело. «Прощание славянки» до сих пор исполняется оркестрами при отправлении военных кораблей в дальнее плавание.

 

Стоянки палеолита на территории России:Одним из самых известных мест, говорящих о пребывании первобытных людях в нашей стране, является Капова пещера в Башкирии на Южном Урале. Там найдено более 40 выполненных красной охрой рисунков: мамонты, бизоны, дикие лошади, носорог. Возраст рисунков — 15—13 тысяч лет. Первые признаки пребывания человека на территории современной России неко­торые археологи датируют возрастом около 1 млн. лет назад. Так, на стоянках Улалинка (в черте города Горно-Алтайска), Деринг-Юрях неподалеку от Якутска, Мысовая на Южном Урале обнару­жены примитивные орудия труда из камней, похожие на древней­шие изделия из Восточной Африки. В период позднего палеолита большая часть современной России уже была заселена.

Мезолит около 10 - 5 тысячелетия до нашей эры

Развитие инструментов для добычи пищи (луки, стрелы, силки)

Первые рыболовные загоны, сети!

В эпоху мезолита началось истощение ресурсов. Добыча еды велась любым способом. Период собирательства (грибы, ягоды)

Мезолит – период «терпеливых» людей, обязанных добывать себе пищу;

время отсутствия парной семьи;

выросла роль женщины

 

Жилище из прутьев, обтянутое кожей. Рыба.

 

Неолит

примерно 5 тысяч лет назад

Неолитическая революция

Разделение общин на скотоводческие и земледельческие

Одно из важнейших изобретений неолита – керамика (предположительно изобретена женщинами)

Появление металла (серебро, медь)

Определения:

Человек-отличается значительной степенью развития материальной культуры (включая изготовление и использование орудий), способностью к членораздельной речи и абстрактному мышлению. Осознание себя человеком, высшим существом – главный признак человека.

Петроглиф- наскальное изображение.Петроглифы могут иметь самую разную тематику — ритуальную, мемориальную, знаковую. В основном, это изображения животных: олени, бизоны, кабаны, дикие кони; среди них и такие, которые ныне на земле уже не водятся — длинношерстые мамонты, саблезубые тигры. Лишь изредка попадаются изображения человеческих фигур. Только позднее, в эпоху неолита, стали изображать сцены из жизни первобытного племени — охоты, сражения, пляски и какие-то малопонятные обряды. Самые ранние изображения, где преобладают изображения зверей, относятся к раннему палеолиту, то есть были созданы около сорока тысяч лет тому назад

Магия– одно из первобытных верований, произошло от незнания мира. Попытка подействовать на события (Превращение семечки в растение с новыми семенами и т.д.)

Анимизм – вера в существование души, захоронения с вещами

Тотемизм– вера в тотемное животное. Тотем – связь рода

Фетишизм- поклонение неодушевленным материальным предметам, которым приписываются сверхъестественного свойства. Фетишем может быть любой предмет, поразивший воображение суеверного человека: камень странной формы, шкура животного и т.д.

Неолитическая революция– переход человеческих общин от собирательного образа жизни к производительному

Вместо собирательства – земледелие

Вместо охоты - скотоводство

Присваивающее хозяйство- хозяйство, которое люди вели на протяжении первых двух миллионов лет своей истории. Суть его в том, что человек просто брал, присваивал от природы всё нужное ему для жизни. Присваивающее хозяйство существовало в эпоху палеолита и мезолита. В следующую эпоху – неолита – произошла «неолитическая революция», суть которой – в переходе к производящему хозяйству.

Производящее хозяйство— хозяйство, при котором основным источником существова­ния являются выращиваемые культурные растения и домашние животные. При смене присваи­вающего хозяйства производящим хозяйством общество перешло от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию

 

2 Древнейшие цивилизации:

 

Цивилизация– общество со сложной социальной структурой, связанное системой экономических, политических, социальных отношений и духовных ценностей. Цивилизация – полная противоположность первобытного общества, основанного на родовых отношениях

Рождение цивилизаций

По хронологии совпадает с Бронзовым веком (4 тысячи лет до н.э.)

Бронза начала использоваться в качестве материала при изготовлении орудий труда

 

Одним из важнейших факторов зарождения цивилизаций стала неолитическая революция

Появляется достаточно четкая структура общества с разделением обязанностей. Это позволило обзаводиться собственностью (особенно в земледелии), накапливать знания и материальные блага, организовывать сложные системы работ и технические сооружения

 

Наиболее ярко это проявилось в земледелии южных регионов. (Реки Тибр и Евфрат. Жизненные условия непростые: болезни, хищники и т.д. Но, сумев организовать работу большого количества человек для создания условий, все недостатки удалось превратить в достоинства)

 

Именно в этих районах зародились первые земледельческие цивилизации

 

На рубеже 4-3 тыс. до н.э. возникают первые города: Китай, Месопотамия (современный Ирак) реки Тибр и Евфрат, Египет (на реке Нил)

 

Здесь же возникла письменность в ответ на появление потребности в управлении.Письменность является важнейшим признаком цивилизации

Отношения в рамках цивилизации теряют межличностный характер. Если вождь племени общался с каждым лично, то правитель цивилизации уже не мог этого делать (даже физически). Нужны были посредники.

 

 

Наиболее крупные языковые семьи:

 

– индоевропейская (территория Современного Ирана и Малой Азии,Южная и Восточная Европа, Малая и Центральная Азия, район Индостанского п-ова).

– финно-угорская (территория от Прикамья до Зауралья, европейский север, Поволжье, Западная Сибирь)

 

Одомашнивание лошади! (к началу 4ого тысячелетия до н.э.)

 

В период от второй половины 4 и до конца 3 тысячелетия до н.э. домашняя лошадь стала частью культуры многих народов Евразии и использовалась как в военных целях, так и в сельском хозяйстве, для чего было изобретено ярмо.

 

В истории человечества наблюдается взаимодействие, зачастую столкновение между цивилизациями земледельцев и кочевников, когда пересекались два разных вида жестокости — вооруженное насилие кочевников и гражданский эгоизм оседлых. Цивилизация земледельцев — это города, дороги, государственный аппарат, более разнообразное и полноценное питание, крепостные стены, пехота. Цивилизация кочевников — стойбища, тропы, племенная солидарность, невозможность наесться досыта, главным образом белковое питание и животные жиры, бесконечные расстояния, тесное общение с животными, и прежде всего с лошадью. Мирным и относительно процветающим оседлым народам кочевники представляются людьми жестокими, скрытными, бесчеловечными, у них нет веры, они носители мрачных адских культов. В глазах кочевников оседлые безвольны, изнежены, растленны, крайне сластолюбивы, в общем — недостойны тех благ, которыми обладают. Поэтому было бы справедливо, чтобы блага эти перешли в руки более сильного.

 

Археологические культуры бронзового века на территории России:

Я́мная культу́ра ( археологическая культура эпохи позднего медного века (3600-2300 до н. э.). Занимала территорию от Южного Приуралья на востоке до Днестра на западе, от Предкавказья на юге до Среднего Поволжья на севере. Ямная культура была преимущественно кочевой, с элементами земледелия вблизи рек и на некоторых городищах.

Майкопская культура — 2я половина 4 тыс. до н.э. Территория современного Майкопа. Селились в горных ущельях, труднодоступных и удобных для обороны местах. Поселения огораживали мощными стенами (видимо вели много войн).

 

Пазырская культура – (6-3 в. до н.э.) расположена на границах Казахстана, России (республика Алтай) и Монголии. Уникальные условия, где, благодаря холоду в курганах скифского времени сохранились не только кость и железо, но и органические материалы. Гробницы скифов строились особенным образом

Основное занятие населения — скотоводство, кочевой образ жизни

Скифы – кочевники-завоеватели, ираноязычные племена (8-7 век до н.э.) Предположительно с востока вторглись в Северное Причерноморье (Крым, Центральная Азия, Сибирь)

Город - центр прогресса для кочевников. Для скифов было характерно развитие рабства, связанного с первобытно-общинными отношениями. Имущественное расслоение у скифов достигло значительных размеров, о чем свидетельствуют сокровища, найденные в курганах – захоронениях скифских царей

Первый народ, о ком есть упоминания Греков.

Торговые отношения с другими цивилизациями, войны.

Набеги на города и поселения. Как следствие – возникновение у других цивилизаций оборонительных сооружений, армии. Самая известная оборонительная стена, построенная от набегов кочевников – Великая Китайская стена

 

На рубеже 5-4 веков до н.э. один из скифских царей Ахей устроил резню среднескфиской знати и стал единогласным царём. Ему удалось объединить территорию скифских племён от Азовского моря до Дуная.

У скифов появилась столица – Каменское городище (историческое название не сохранилось) в запорожской области

Скифы начали создавать города. Последний из кочевых городов Улан-Батор

 

Искусство скифов – скульптура, скифский животный стиль подвижность фигурок)

Декоративные золотые элементы

 

Ближайшие современные родственники скифов - осетины

 

Сарма́ты — общее название кочевых скотоводческих ираноязычных племён (4 век до н.э. – 4 век н.э.) населявших степные районы от Южного Урала и Западного Казахстана до Дуная. Образ животных, особенно барана, занимал видное место в религиозно-культовых представлениях сарматов. Из вещественных находок обычно встречаются мечи и кинжалы с серповидным навершием, бронзовые и железные наконечники стрел, ворворки и пряжки от портупейного набора, лепная керамика, бронзовые зеркала, костяные проколки, пряслица, костяные ложечки.

 

Основные признаки степных кочевых цивилизаций:

1 Скотоводство как основа хозяйства

2 Наличие лошадей (средство передвижения и часть военного снаряжения)

3 Постоянное передвижение (мобильность)

4 Мужчины – наездники и войны с рождения

5 Наличие социального неравенства

6 Металлы (оружие и инструменты)

Сейминско-Турбинские древности (15 век до н.э.) курган в предгорье Алтая

новый вид оружия – зубчатые копья, наконечник надет на древко

Определения:

Археологическая культура - совокупность материальных памятников, которые относятся к одной территории и эпохе и имеют общие черты. Археологическая культура определяется по материальным остаткам

Народ – этнос, определенная группа людей, объединенная общим языком, культурой, территорией, религией и историческим прошлым. Народ и язык взаимосвязаны. НО религия не является обязательным признаком народа (например, современная Россия: католики, православные, протестанты…)

3 Великое переселение народов и возникновение Руси:

4 - 7 век н.э.

Великое переселение народов – условное название этнических перемещений в Евразии 4-7 веков, которое привело к падению Римской империи и к изменению этнической карты Европы. Великое переселение народов способствовало крушению Римской империи

Этническая карта накануне великого переселения народов (закат Римской Империи):

Скифы.

Одни из первых кочевых. племен на территории нашей страны (искл. Кимирийцев). Принадлежат к иранской группе. Много переселялись. С 8 – 3 в до н. э. были в Причерноморье, Скифское царство сложилось Нижнем Поднепровье – позднее Крым, где просущ. До 3 в н. э.

Сарматы.

Тоже ираноязычные. Вытеснили скифов, расселились в степях Северного Причерноморья (от Тобола до Дуная). Господствовали недолго, быстро сменились Готами.

В 4 в вождь Германарих основал государство от Дуная до Кубани. Возможно, что в этот период покорили славянские племена венедов, разгромили славян антов.

Ослабление Римской империи. Она перестаёт сдерживать набеги варваров

Меняющийся климат

Первым стало переселение готов с территории современной Скандинавии на юг, юго-восток и движение в сторону Европы (добрались до Италии)

Следующая волна переселения - гунны

Гунны.

Тюрко-язычный народ (2 – 4 век н.э.). Первоначально жили у китайских границ. Переселились в Европу. Они заняли территорию между Волгой и Доном. Отсюда под предводительством Аттилы в 5 в. Вторглись во многие европейские страны. Поражение в 451 на Калаунских полях - откатились назад, После смерти Аттилы в 453 царство распалось.

Авары.

В 6 – 7 в. Пришло племя джуан – джуаней из Азии, из европейской истории – авары, из русской – обры. Покорив все населенные причерноморские степи, образовали Аварский каганат, кот. воевал с Византией. Гос – во аваров погибло очень быстро. Русские говорят «погибоша аки обры».

После постепенно стали расселяться славянские племена, но поток кочевых племен все равно сущ.( хазары, печенеги, торки, половцы, монголо – татары), кот. уже встречали сопротивление .

Вене́ды — (6 – 8 век н.э.) древний восточноевропейский народ, предки славян

 

Расселение славянских племен.

Прародина точно не установлена. Считают, что в сер. 2 тыс-ия. до н. э. славянская языковая семья выделилась из индоевропейского единства. Возможно, что тишницко – комаровская культура 12 в.до н. э. была славянской, границы которой проходили южная – вдоль склонов Карпат, северная – по р. Припяти.

На историческую арену славяне вышли под именем « венедов» в 6 в. Место расселения в то время – верховья р. Вислы, берега р. Тислы и северные склоны Карпат.

Еще в 3 в. Сущ большой военный союз славянских племен, нападавших на Византию.

Расселение славян с Карпат по 3 напралениям:

- Юг. На Балканский полуостров-сербы, хорваты, словенцы, македонцы, болгары, боснийцы, черногорцы;

- на Запад. В междуречье Одера и Эльбы – чехи, моравы, поляки, полабские и поморские славяне, словаки;

-на Восток. По Восточно – Европейской равнине наши предки – восточные славяне, ставшие впоследствии русскими, белорусами и украинцами ( от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге и от Карпат на западе до правых притоков Волги на востоке).

 

 

.(7 – 8 век) , в преддверии зарождения русской государственности):

 

 

Т.е Белые хорваты, Бужане, Тиверцы,Уличи, Северяне, Вятичи, Радимичи, Дреговичи, Древляне, Волыняне, Кривичи, Словенские ильмени.

 

 

Расселение восточных славян

Кривичи Верховья Волги, Днепра, западной Двины; Гл. центр – Полоцк, Смоленск, Изборск (торговля)
Вятичи Междуречье Оки , Клязьмы, Волги (МЫ!)
Ильменские словени Вокруг о. Ильмень, в бассейне р. Волхвов, Ловать, Мста, в верховья Мологи; Гл. центр – Ладога, Новгород
Радимичи По р. Сож
Древляне По р. Припять; Гл. город - Искоростень
Дреговичи Между р. Припятью и р. Березина; Гл. город - Туров
Поляне Правый берег Днепра, низовья его притоков; Гл. центр - Киев
Уличи Нижнее Поднепровье, Пубужье, берега Черного моря
Тиверцы Днестр, устье Дуная
Северяне Среднее течение Днепра, р. Десна; Гл. центр - Чернигов
Полочане Бассейн Западной Двины
   

И соседи:

Чудь — собирательное древнерусское название ряда финно-угорских племён и народов, как правило, прибалтийско-финской группы (ср. водь, весь, сумь, емь).

Мурома́ — финно-угорское племя, которое с середины 1 тысячелетия нашей эры жило в бассейне Оки.

Мордва́ — финно-угорский народ

Мари́йцы финно-угорский народ

Печенеги (Канглы) — исторический союз тюркских племён

Финны – финно-угорская языковая семья

Балтские племена – голядь, ятваги, летты, литовцы оттеснены или поглощены ими.

Расселение тесно связано с реками.

Торговые пути:

Из варяг в греки 8-9 век. Днепр, Южный Буг, Днестр-Черное море-Восток.

Из варяг в хазары (основная волюта – арабское серебро, дирхемы) Путь начинался от берегов Балтики, вёл вверх по Неве и Волхову через Ладогу и Рюриково Городищев озеро Ильмень. Отсюда варяжские ладьи сплавлялись вверх по Ловати до волоков Валдайской возвышенности, по которым суда перетаскивали в бассейн Волги.

Далее вниз по реке до Волжской Булгарии сплавлялись такие северные товары, как меха, мёд и рабы

Импорт: (Польша, Венгрия, Германия)-металл, орудия, лошади;

(Византия, Персия, Арабские гос.) – ткани, краски, ювелирные изделия,

вина, фрукты пряности, кованые изделия.

(Волжская Булгария, коч. народы) – скот, хлеб, кожа.

Экспорт: мед, воск, лен, пушнина, лес, зерно.

Быт и занятия .

Первые поселения на берегах рек и озер. Сначала землянки, затем дома с серединными очагами( дым уходил в отв. в крыше). От 2 до 5 дворов. Обносились земляными валами.

Основное занятие – земледелие:

(юг) Лесостепные районы – мягкий, умеренный климат, плодородно.

Использовался плуг.

Переложно – залежная система(сжигали траву-сажали, сажали, сажали-2 или 4 года не сажали, потом все снова)

(север) Лесные районы – подсечно – огневая система (расчишалась пашня из-под леса, деревья подрубались, выкорчевывались, сжигали. Почву использовали и кидали))))

 

Выращивали лен, пшеницу, ячмень, просо

Коневодство.

Скотоводство:юг (крупный и мелкий рог. скот)

север (дом. птица, лошадь, изначально как мясо)

Промыслы – охота, собирательство, рыболовство, бортничество.

Ремесло – железоделательное, кузнецкое, ткацкое, столярное, кожевенное, каменорезное.

Поселения, находившиеся удачно, где возможна была торговля превращались в города и даже становились княжескими крепостями.

Древнейшие города – Новгород, Чернигов, Суздаль, Муром, Смоленск, Переяславль, Ладога, Ростов, Белоозеро, Псков, Любеч, Туров ( к началу 9 в – около 30 городо)

Верования.

Язычество. Обожествление сил природы, животного и растительного мира.

- поклонение и персонификация стихий и ландшафтов. Вера в русалок, водяных, леших.

-почитание животных как перевоплотившихся предков

- культ предков

Наиболее почитаемые боги:

Даждьбог (Ярило) - солнца бог

Перун – войны, грома

Сварог – неба, покровитель ремесленников

Велес – скота и богатства

Мокошь – плодородия, покр. женского рукоделия.

Нет храмов – капища, идолы на открытых местах , волхвы.

каменные идолы.

 

Соседи Древний Руси.

ЮГ

Византия.

Одна из самых мощных соседей. В годы высшего расцвета включала Балканский, Крымский пол – ва, Малую Азию, Кавказ, Сирию, Палестину, Египет, ост – ва Средиземного моря.

Славяне сачто устраивали набеги, впервые в 860, но чаще это была активная торговля, процесс общнения.

Литовские племена.

(Литва, Жмудь, Леты, Прусы, Голядь и ятваги.) Уже во 2 веке занимали бассейн Немана и Западной Двины. Расположились от Балтийского моря до истоков Днестра и Волги. Позже разъединились и воевали друг с другом. Язычники. Не смогли противостоять славянской экспансии, уступили земли.

ЮГО – ВОСТОК

Хазарский каганат.

Тюркояз. Народ. Переселились после гуннского нашествия из Зауралья на берега Черного моря, в степи между Днепром и Доном.

В 7 – 8 покорили Волжских Булгар, Захватили Крым и подчинили Киев. Некоторое время им платили дань поляне, северяне, радимичи и вятичи.

Они были «щитом» для славян от арабов и персов. В 627 они воевали с персами на стороне с Византией, взяли Дербент, Тифлис.

Ислам. Было и многоверие.

Облегчал славянам доступ в рынок.

Каганат пал, разгромленный Святославом в 965.

СЕВЕРО – ЗАПАД

Варяги.

Наши катализаторы государственного процесса. Чаще сталкивались в повседневной жизни. Стали появляться на территории нашей страны с 9 века.

Часто прибывали как наемный дружинники. Они выходцы их Скандинавии. Часто приходили в Европу как завоеватели. Оставили следы в Англии, Франции, Ирландии, Италии)

Были случаи приглашения их другими править своими вотчинами и Русь не исключение.

 

Призвание Рюрика.

«Повесть временных лет» сообщает о том, что среди северных народов – ильменских словен, кривичей, чуди и веси несколько лет идет жесткая усобица, устав эти народы воззвали о помощи.

 

Рюрик (862 – 879) Родоначальник династии Рюриковичей ( кот. правили до 1698)

Призван править – пришел.

Завещал престол сородичу Олегу (опекуну его малолетнего сына Игоря)

Олег (879 – 912)

882 – захватил Киев и сделал его столицей. Там правили Аскольд и Дир (бежавшие дружинники или родственники Рюрика)

882 – захватил Смоленск и Любич.

Подчинил Древлян, Северян, Радимичей, т е большинство городов, расположенных по пути из Варяг в Греки. Так заложил основы Киевской Руси.

Построил Несколько городов на южных рубежах. Дань Хазаров сброшена.

907 – поход на Византию. Итог: Мирный договор-

- греки выплатили большую контрибуцию

- русские пол. Право вести в Византии беспошлинную торговлю

- оказывание почестей в Царь-Граде

- послы киевские получали содержание из императорской казны.

911 – подтверждение договора.

Игорь (Старый) (912 – 945) – сын Рюрика.

Правление началось с бунта древлян. Подавил восстание, обложил данью, большею, че м у других.

Задачи:

- борьба с печенегами

-борьба с Хазарским Кагатом

- укрепление власти

 

914 – 915 стычки с печенегами. Союз. Привлечение варяжских наемников.

Военные походы на Византию:

-941 поражение на море и суше

-944 закл. Мирного договора, не такого выгодного как при Олеге: регистрация купцовпо прибытии в город, и вход в Царь – Град только небольшими невооруженными группами.

943 – поход на Северный Кавказ.

945- убийство Игоря взбунтовашимися древлянами, за двойную дань.

 

Ольга ( 945 – 962) – жена Игоря.

Начала правление тоже с подавления древлян-945. Взяла их столицу Искоростень, установила (уроки) и места их сбора (погосты).Сбор дани – полюдье.

Продолжала присоединение славянских племен, (тиверцов др)

Вместо пленных старейшин разослала в города тиунов (управитлей)

955 – 957 поездка в Византию, крестилась. В Киеве появилась первая деревянная церковь Святого Илии.

968 – руководила защитой Киева от печенегов.

 

Святослав (962 – 972) Сын Ольги и Олега.

965- разгромил Хазарский Каганат со столицей Итиль.

Обострение отн. С печенегами. Побороть их он так и не сумел.

966 присоединение вятичей и мордвы.

 

Уничтожение Каганата беспокоило Византию, к. т . приблизились к Крыму. Посол их склонил Святослава к походу на Волжскую Булгарию, обещав помощь.

967- Дунайский поход. Булгарское войско проиграло, отдав столицу – Переяславец.

968- осада Киева печенегами( за отсутствием Святослава) Их изгнание.

Тем временем булгаре выбили русских из Переяславца. Святослав вернулся и снова взял город.

968 – 971-набеги на территории Византии.

971 мирный договор с Византией

Согласие навсегда покинуть Волжскую Булгарию.

972 убит с войском печенегами у Днепровских порогах

 

Определения:

Полюдье – процесс сбора дани

Погосты – пришли на смену полюдью

Уроки – работа, заданная для выполнения в определенный срок. Задать урок плотникам. «Трудился… для общей человеческой цели, исполняя заданный ему судьбою урок.» Гончаров.

Вервь(от «вервь» — верёвка, участок земли, отмеренный верёвкой)

древняя общинная организация на Руси и у хорватов. Упоминается в Русской правде (законодательном памятнике Киевской Руси) и в Полицком статуте (законодательном памятнике Полицы — небольшой области на далматинском побережье в Хорватии). Первоначально вервь являлась организацией кровнородственного характера. Однако в дальнейшем под влиянием различных социально-экономических условий эволюция верви у русских и у юго-западных славян происходит неодинаково. Русская правда повествует о верви как о сельской общине, освобожденной от кровнородственных связей

Вече – высшая власть в древней Руси

Волхвы – жрецы

Рало – орудие труда, предшественник плуга

орудия труда славян (рало)

дирхемы (арабские серебряные монеты,

использовавшиеся в русской торговле

в IX-X столетиях),

 

Ибн Фадлан- один из немногих арабских путешественников, лично побывавших в Восточной Европе. В «Записках» оставил уникальные описания быта и политических отношений огузов, башкир, булгар, русов и хазар. Произведение пользовалось большой популярностью в арабо-персидском мире.

Первоначальный текст книги утерян. Фрагменты дошли в «Географическом словаре» арабского энциклопедиста XIII века Йакута ар-Руми. В данном виде произведение впервые было опубликовано в 1823 г. российским академиком Френом на немецком языке. Единственный известный список «Записок» был обнаружен востоковедом Ахмет-Заки Валидовым в 1923 г. Рукопись XIII века наряду с другими произведениями содержит текст «Записки» (стр. 390—420). Конец рукописи отсутствует.

В 1937 г. фотокопия документа была передана правительством Ирана в дар Академии наук СССР. На её основе был сделан перевод памятника большей частью А. П. Ковалевским; опубликованный в 1939 г. под редакцией И. Ю. Крачковского. В том же году вышел немецкий перевод А.З.В. Тогана. Второе переработанное издание перевода Ковалевского вышло в 1956 г.

Достоверность «Записок»

Востоковед А. П. Ковалевский, посвятивший много лет переводу и изучению «Записок» ибн Фадлана утверждал: «Ибн-Фадлан относился весьма добросовестно к описанию всего того, что он видел и слышал. Правда, текст его рассказа дошел до нас далеко не в полном виде и не свободен от искажений. Однако путем длительного и внимательного изучения многое может быть восстановлено. Кроме этой филологической работы, для всесторонней оценки сочинения Ибн-Фадлана как исторического источника необходимо также изучение его самого как исторического лица, истории того посольства, с которым он ехал на берега Волги, и всех связанных с этим обстоятельств»[.

 

3 Великое переселение народов и возникновение Руси:

4 - 7 век н.э.

Великое переселение народов – условное название этнических перемещений в Евразии 4-7 веков, которое привело к падению Римской империи и к изменению этнической карты Европы. Великое переселение народов способствовало крушению Римской империи

 

Ослабление Римской империи. Она перестаёт сдерживать набеги варваров

Меняющийся климат

Первым стало переселение готов с территории современной Скандинавии на юг, юго-восток и движение в сторону Европы (добрались до Италии)

Следующая волна переселения - гунны

 

Этническая карта накануне великого переселения народов (закат Римской Империи):

Финны – финно-угорская языковая семья

Сарматы – ираноязычные племена

Вене́ды — (6 – 8 век н.э.) древний восточноевропейский народ, предки славян

 

 

Гунны – тюрко-язычный народ (2 – 4 век н.э.) первоначально жили у китайских границ. Переселились в Европу

 

Славянские племена (7 – 8 век, в преддверии зарождения русской государственности):

Северяне

Новгородские словене

Кривичи

Вятичи (территория Москвы)

Дреговичи

Древляне

Поляне

 

Торговые пути:

Из варяг в греки

Из варяг в хазары (основная волюта – арабское серебро, дирхемы)

Определения:

Полюдье – процесс сбора дани

Погосты – пришли на смену полюдью

Уроки – работа, заданная для выполнения в определенный срок. Задать урок плотникам. «Трудился… для общей человеческой цели, исполняя заданный ему судьбою урок.» Гончаров.

Вервь(от «вервь» — верёвка, участок земли, отмеренный верёвкой)

древняя общинная организация на Руси и у хорватов. Упоминается в Русской правде (законодательном памятнике Киевской Руси) и в Полицком статуте (законодательном памятнике Полицы — небольшой области на далматинском побережье в Хорватии). Первоначально вервь являлась организацией кровнородственного характера. Однако в дальнейшем под влиянием различных социально-экономических условий эволюция верви у русских и у юго-западных славян происходит неодинаково. Русская правда повествует о верви как о сельской общине, освобожденной от кровнородственных связей

Вече – высшая власть в древней Руси

Волхвы – жрецы

Рало – орудие труда, предшественник плуга

 

4 Эпоха расцвета Киевской Руси:

 

Остромирово евангелие – древнейшая, сохранившаяся на Руси, книга

Святослав (962-972)-сын Ольги и Олега, «русский Александр Македонский»

По дороге в Киев после неудачного похода на Византию был убит печенегами при днепровских порогах.

После его смерти разгорелась усобица (первая в истории Киевской Руси) между его детьми – Ярополком (княжил в Киеве), Олегом (древлянские земли) и Владимиром (Новгород).

 

Немного о Ярополке (972 – 980)

Дата рождения и мать Ярополка неизвестны. Впервые его имя упоминается в «Повести временных лет» в 968г.

Начал правление с войны с печенегами, отбросил их в степь и обложил данью.

976 - прибытие в Киев послов из Византии, ради спокойствия её договорившиеся платить дань Руси.

По данным Никоновской летописи, к Ярополку приходили послы из Рима от папы.

С правлением Ярополка также связана чеканка первых найденных историками собственных монет Киевской Руси, напоминающих арабские дирхемы — так называемые «псевдодирхемы Ярополка».

 

Усобица

Ярополк следуя советам воеводы Свенельда напал на владения Олега. Олег погиб в Овруче (неизвестно была ли это столица древлянских земель), его земли отошли к Ярополку. Владимир бежал за границу, след. Ярополк стал правителем всей Киевской Руси. Но Владимир вернулся в 980 с варяжским войском. Сначала он отбил Новгород, затем захватил Полоцк и двинулся на Киев.

Воевода Ярополка Блуд сговорился с Владимиром. Он уговорил Ярополка покинуть Киев и укрыться в укрепленном городе Родне на р. Рось. После длительной осады в Родне возник голод, что заставило Ярополка вступит в переговоры, на которых был убит.

Великим киевским князем стал Владимир – 980.

 

Владимир 1 (980 – 1015) – (Красное солнышко в былинах; Владимир Креститель – в церковной истории; Владимир Святой Равноапостольный). Прославлен в лике святых.

Изначально продолжал политику своих предшественников – укрепление единства славянских племен.

Задачи:

1. Укрепление государства.

2. Защита территорий, укрепление границ.

3. Единство религии.

980 – Языческая реформа. Сократил число языческих богов, главным стал Перун (покровитель князя и его дружины, бог грома, молний и войны)

981 -982 успешные походы на вятичей, обложил их данью.

981 – отвоевал у Польши Червенские города (Червен и Перемышль)

В 991 году поход в днестровские земли против белых хорватов

983 - окончательно покорил балто-литовское племя ятвагов и установил контроль над Судовией, что открывало путь к Балтике.

В 992 успешная война с Польшей за Червенскую Русь

984 – покорение радимичей, чьи земли лежали между Киевом и Новгородскими землями. Покорение радимичей объединило северные и южные регионы Руси.

В 985 Владимир воевал с «болгарами». Некоторые исследователи идентифицируют их с дунайскими болгарами, однако по «Памяти и похвале» противником Владимира были «серебряные», то есть волжские булгары. Одержав победу, Владимир заключил с булгарами мир на выгодных для Руси условиях. В том же 985 он обложил данью Хазарию.

В 994—997 Владимир повторил поход против волжско-камских булгар и двинулся на Северный Кавказ.

1001, 1013 – польско – печенежское вторжение. Отбито.

предпринял успешные походы на печенегов.

Основал новые крепости – города Переяславль, Белгород и др., создал укрепления в виде валов (Змиевы валы), частоколов и др. на границе со степью.

Принятие Христианства.

Причины:

- объединение всех племен под единой религией

- быть вровень с развитыми христианскими государствами, поддерживать сними экономические, политические и торговые отношения

- создавать династические браки

Владимир изначально склонялся к принятию христианства византийского образца. Владимир не желал быть просителем, хотел быть принятым равнымУдачно в Византии началось восстание Барды Фоки. Императоры Константин и Василий просили помочь, на что Владимир согласился, если жениться на их сестре Анне. В 988—989 покорение Корсуни в Крыму. Принял крещение, женился на Анне.

Внедрение Христианской религии.

988 – принятие христианства и Крещение Руси, уничтожение языческих идолов.

990 - массовое крещение киевлян. Процесс проходил не гладко, растянулся до самой смерти Владимира, а языческие капища просуществовали еще несколько веков.

Чеканка монеты с изобр. Владимира.

Златник Владимира. Лицевая сторона с портретом князя.

Сребреник великого Киевского князя Владимира.

 

Последствия:

- укрепление центральной власти и единства страны ( то, что христианство было принято правителем, изначально ставило церковь в зависимость от светских властей)

- вытеснение племенного самосознания. Православный человек уже осознавал себя «русским», а не «древлянином», «полянином» и т. д.

- Киевская Русь сравнялась с другими христианскими государствами в Европе. Стали возможны династические браки, укрепились торговые и политические контакты.

- на Русь проникала христианская культура. Уровень значительно вырос.

 

 

Влияние христианства на историю и культуру.

Времена Владимира ознаменованы началом распространения грамотности на Руси — что связано с Крещением. Проводилась она насильственно.

На смену жизнелюбивому оптимизму язычества шла вера, которая требовала ограничений, строгого выполнения нравственных норм. Принятие христианства означало изменение всего строя жизни. Теперь центром общественной жизни стала церковь. Она проповедовала новую идеологию, прививала новые ценностные ориентиры, воспитывала нового человека. Христианство делало человека носителем новой морали, основанной на культуре совести, вытекающей из евангелистских заповедей. Христианство создавало широкую основу для объединения древнерусского общества, формирования единого народа на основе общих духовных и нравственных принципов

 

Православные миссионеры Кирилл и Мифодий создали славянскую азбуку «Кириллицу», появлялись школы, распространялась грамота.

Учителями выступали не столько византийцы, сколько болгары, в том числе учившиеся на Афоне. Через поколение на Руси выросли уже замечательные мастера слова и знатоки литературы, такие, как один из первых русских писателей митрополит Илларион.

Начинается масштабное каменное строительство на Руси. Заложены города Владимир-на-Клязьме (990 г.), Белгород (991 г.), Переяславль (992 г.) и многие другие. Началось развитие иконописи, зодчества ( 996 возведен собор Пресвятой Богородицы = Десятинная церковь), фресковой живописи. Византийские мастера учили русских.

Русская церковь стала частью константинопольской патриархии. Её глава – митрополит назначался из Византии ( первый стал сириец Михаил Сирин). Русь поделена на епархии с центром в крупных городах во главе с епископами, подчинявшиеся митрополиту. На содержание церкви князья отдавали 1/10 своих доходов – десятину.

Появились монастыри, управляемые игуменами. Были выделены специальные земли, доходы с которых полностью шли монастырям и содержание церкви.

Владимир заболел и скончался в загородной резиденции Берестове 15 июля 1015. При нём завершилось формирование государственной территории Древней Руси, были присоединены червенские города и Карпатская Русь.

После Владимира осталось двенадцать сыновей, и вот по смерти его начинаются усобицы.

Усобицы между сыновьями Владимира и княжение Ярослава Владимировича.

Сыновья Владимира

- Ярослав ( княжил в Новгороде)

- Мстислав (Тмутаракань)

- Святополк (Туровская земля)

- Борис (Ростов)

- Глеб (Муром)

- Святослав (древлянские земли)

Святополк убил сначала самых младших братьев - Бориса и Глеба (казались ему опаснее других, потому что и отец их очень любил, и дружина по смерти Владимира звала Бориса княжить в Киев, но тот не согласился, не желая поднять рук на старшего брата) и Святослава.

Ярослав собрал войско из варягов и новгородцев и разбили Святополка у Любеча. Тот бежал к тестю Болеславу, королю польскому, который разбил Ярослава на берегах Буга. Ярослав бежал в Новгород и хотел было бежать дальше, к варягам, но новгородцы не пустили его и дали ему другое войско, с которым он опять пошел на Святополка. Тот между тем успел поссориться с Болеславом, который ушел к себе в Польшу, и Святополк вышел против Ярослава с толпами печенегов; битва на реке Альте. Святополк потерпел поражение, бежал и пропал без вести; в народе сохранилась о нем самая черная память как о русском Каине - прозвище ему было окаянный, за убийство Бориса и Глеба, причисленных к лику святых.

Ярослав после Альтской битвы сел в Киеве

 

В 1026 Мстислав пошел на него с войском из народов прикавказских, ясов и касогов, разбил его у Листвена; Ярослав опять принужден был бежать в Новгород, но Мстислав не хотел отнимать Киева у старшего брата, хотел только прибавки земель к своей старой волости Тмутараканской; и братья разделили между собою южные русские волости Днепром: что было на западе от Днепра, досталось Ярославу, который сел в Киеве, а что было на востоке от Днепра, досталось Мстиславу, который сел в Чернигове.

В Киеве Святополк успел выпустить сребреники.

(ЭТО ЖУТЬ КАКОЙ – ТО!)

Итого Святополк правил 1015 – 1019,

 

Ярослав Мудрый(1015 -1054)

Задачи:

  1. Укрепить единство Руси
  2. Защитить территории на границе со степью.
  3. Расширить территории.
  4. Возвышение международного статуса государства, поддерживание связей с другими странами.

Решения:

1030 – Мстислав и Ярослав вместе нанесли поражение королю Польши. Белз, Червень, Перемышль отошли к Руси.

 

Мстислав умер, не оставя детей; Ярослав взял себе его земли и владел, таким образом, всеми русскими волостями, кроме Полоцкого княжества, которое Владимир Святой отдал сыну своему Изяславу, а теперь княжил тут сын Изяслава Брячислав. Брячислав также вооружился было против Ярослава, но Ярослав дал ему два города (Витебск и Усвят).

1030 – удачный поход в землю прибалтийской чуди. Заложил к западу от Чудского озера город Юрьев (Тарту).

Возвел города – крепости на границе со степью.

1036 – окончательный разгром печенегов под Киевом. В память возведен Софийский собор.

1043 – поход на Византию. Плен. Вернулись через 3 года, после заключения мира и женитьбы Всеволода – сына Ярослава на дочери византийского императора.

Русские послы и купцы ездили в Германию, Францию, Венгрию, Польшу, скандинавские страны. Русь оказалась связана со всеми сильными гос – ми: Ярослав женат на Шведской принцессе, 3 его сына на дочерях германских правителе, а дочери за французского, венгерского и норвежского королей.

Продолжалось дальнейшее укрепление и распространение христианства.

1037 – появление русской митрополии - область, находящаяся в канонической власти митрополита; обычно подразумевает несколько епархий, объединенных в так называемый митрополичий округ.- глава Феофан Грек.

Во время войны с Византией Ярослав поставил во главе церкви русского! Священника Иллариона – автора « Слово о законе и благодати», кот. в 1051 утвержден киевским митрополитом. Илларион выступил за полную независимость Русской церкви от Византийской.

Уже в 1055 эту должность занял византиец! Ефрем.

Активно велось строительство церквей и монастырей ( мужской монастырь Святого Георгия и женский монастырь Святой Ирины).

Умер Ярослав Мудрый 20 февраля 1054 года в Вышгороде. Его сыновья мирно правили в своих землях.

 

«Русская Правда» - первый русский свод законов.

Начало составления 1015 – 1016.

2 части:

- «Древнейшая Правда» - «Правда Ярослава»

Первоначально свод для новгородцев. В основу был положен устный « Закон Русский»:

Ограничение, кровной мести (можно было только самым близким, или плата вирой князю!). Денежные штрафы за побои, увечья, порчу имущества и одежды. За уголовные платили и князю и потерпевшему. За «тяжкие» конфисковали все имущество, виновников выгоняли из общины или лишали свободы.

- «Правда Ярославичей»

полная отмена кровной мести, заменена штрафом, высота которого зависела от убийства определенного человека:

дружинника – 80 гривен

Свободного – 40

Женщины – 20

Ремесленника – 12

Холопа – 5.

 

Развитие культуры.

Зодчество.

Каменная архитектура! Прежде всего храмы. Получил распространение крестово-купольный тип храма (из Византии), центральные (поперечный и продольный) своды храма образовывали крест, увенчанный куполом, своды и купол поддерживались четырьмя колоннами. Архитектурным убранством Киев стремился подражать Константинополю-Царьграду. Для ведения работ приглашаются лучшие константинопольские мастера. В Киеве возводится величественный Софийский собор (1037 ).

 

 

Сечас. Реконструкция первоначального облика собора

Софийский собор в Новгороде (1045 -1050).

 

Спасо – Преображенский собор в Чернигове ( 1031 -1036). Заложен около черниговским князем Мстиславом Владимировичем.

 

 

Византийская живописная традиция так называемого комниновского периода, пришедшая на Русь вместе с христианством и храмовым строительством, отличалась одухотворенностью и строгой каноничностью. Статичные, плоскостные, чрезвычайно выразительные образы призваны воплотить идею превосходства духа над плотью. Прекрасные мозаики сохранились в центральных помещениях киевского Софийского собора. Новгородская София была расписана фресками. Считается, что в создании фресок могли принимать участие и русские мастера.

Иконопись.

- отсутствие авторства

- каноничность

- символичность

Из Софийского собора (Новгород) «Спас златая риза» (сейчас в Успенским), икона апостолов Петра и Павла, образ Богоматери Одигитрии и Великомученика Георгия.

Еще Владимир 1 привез из Константинополя ряд святынь, но ничего не сохранилось из Киева, Чернигова, Переяславля, Смоленска и др. городов. Судить можно только о некоторых фресках.

Ки́ево-Пече́рская Ла́вра один из первых по времени основания монастырей. Основан в 1051 году при монахом Антонием. Сооснователем Печерского монастыря стал один из первых учеников Антония — Феодосий.

 

\ на долгое время стал одним из главных духовных и культурных центров Русской земли.

 

 

Книжность.

Ярослав организовал перевод и переписку книг, создавая тем самым при киевском Софийском соборе первую русскую библиотеку, канонизированы первые русские святые – князья братья Борис и Глеб. Создано «Сказание о Борисе и Глебе», являющееся, по существу, житием святых князей. Замечательным произведением древнерусской литературы является житие св. Феодосия Печерского, одного из первых и самых почитаемых игуменов, составленное в монастыре в конце XI в. Сам Феодосий тоже оставил след в литературе. Им были написаны многочисленные «Слова» богословского содержания: о смирении, о любви и посте, о душевной пользе и т. д. Одна из характерных черт культуры Древней Руси – большой интерес к истории. Большой популярностью пользовались переведенные с греческого исторические сочинения: Хроника Георгия Амартола, Хроника Иоанна Малалы и др. Значительная доля исторической информации сохранялась в устных преданиях, часть из которых затем использовалась летописцами, а часть вошла в фольклорную традицию, став основой формирования русского героического эпоса – былин. Бурный расцвет литературы при Ярославе во многом был обусловлен распространением грамотности не только среди верхов, но и в широких массах общества. Берестяные грамоты, содержащие записи самого разного бытового содержания.

Древнейшей русской рукописью, сохранившейся до наших дней, считается Евангелие, созданное в 1056 г. в Киеве по заказу новгородского боярина Остромира:

 

Былины.

Выработаны «былинные приемы», кочующие из былины в былину, устойчивые формулировки, степенное повествование. Собирательные образы, метафоры и сравнения. Прославление героев и т. д.

Целый цикл о Владимире Красном Солнышке. Ко времени его правления относятся подвиги трёх богатырей. Типичный образ князя Владимира в былинах — собирательный: в нём объединены черты некоторых более поздних правителей, а историческая достоверность часто искажена.

В период правления Ярослава Мудрого на Руси окончательно укрепилось христианство. Великий князь способствовал развитию культуры и образования.

 

Города.

Численность небольшая, а территория огромная, то малая степень освоенности земли.

 

 

Таблица «Функции древнерусского города»

Назначение города Функции города
Центр торговли Центр ремесла Экономическая (ремесло, торговля)
Культурный центр Культурная (монументальное зодчество, развитие и распространение письменности, становление быта)
Резиденция князя Административная, связанная с управлением
Религиозный центр Религиозная (строительство капищ, а затем христианских храмов; подготовка жрецов, священнослужителей)
Центр обороны Военная

 

Упраление:

Определения:

Смерд – крестьянин, зависящий от князя

Вира – денежная «плата» за смертоубийство; цена крови. Дикая вира, вира за найденного убитого, коли убийца не сыщется; ее платила община, или вервь

Город – историческое понятие, центр административной власти, центр ремесла, центр торговли, центр культуры и религиозной жизни

Городище – археологическое понятие «населенный пункт с укреплением»

Посад- в русских княжествах 10-16 вв. торгово-промышленное поселение вне городских стен, ставшее позднее частью города; иногда посады делились на слободы и сотни

Устав (тип письма)-

Былины -

 

5 Русь в период феодальной раздробленности:








Дата добавления: 2014-12-13; просмотров: 2897;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.265 сек.