Азия в ХХI веке – перспективы эволюции и положения в системе международных отношений
К рубежу ХХ и ХХI столетий народы Азии и Африки добились заметных подвижек в политическом, экономическом, социальном и культурном развитии. По сравнению с первым периодом после окончания Второй мировой войны, ставшим точкой отсчета современной истории, в их внутреннем состоянии и положении на мировой арене произошли очевидные сдвиги. Главным из них нужно считать то, что колониальный и зависимый политический статус сменился суверенным.
Определенные и достаточно быстро нарастающие перемены произошли в общественной жизни. Благодаря модернизирующей деятельности государства повысился статус женщин, а также этнических, конфессиональных и социальных (сословно-кастовых) меньшинств. Женщины получили в большинстве стран Востока право голоса, возможность избирать и быть избранными в состав законодательных органов. В ряде государств, в том числе мусульманских, женщины возглавили влиятельные политические партии, встали во главе правительств. Почти сплошь неграмотное население сменилось поколениями людей, обладающих не только навыками чтения и письма, но и достаточно высоким уровнем общих и специальных знаний.
К началу ХХI в. заметно выросли роль и влияние стран Азии и Африки в международной системе. Помимо «старых» мировых лидеров (Японии) среди государств Востока в конце ХХ - начале ХХI вв. появились новые – Китай и Индия. Вместе они составляют триаду азиатских углов глобального шестиугольника сил, в который входят также США, ЕС и Россия.
Из этой триады особенно крупное значение приобрел Китай, сумевший добиться за последние 30 лет поразительных экономических успехов. При этом Китайская Народная Республика сохранила преданность национальной коммунистической идеологии, оставшись носителем специфического варианта социально-экономического и политического развития. К концу первого десятилетия нынешнего столетия КНР заняла по многим макроэкономическим показателям второе место в мире после США. Опираясь на внутренний рынок, удовлетворение быстро растущих потребностей гигантского населения, Китай одновременно вышел со своей промышленной продукцией на внешние рынки, став второй по объему товарооборота мировой торгующей державой. Китайские товары широкого потребления устремились в США, страны Европы, проникли на рынки России, стран Центральной Азии. Торговля Китая с Индией увеличилась за 2000-2008 гг. в десять раз.
Превратившись в крупнейшую экономику, Китай осуществил и серьезную модернизацию вооруженных сил. При этом численность состава ВС с начала 1990-х годов неуклонно сокращалась, а техническая оснащенность повышалась. По темпам увеличения расходов на военные цели в конце 2000-х годов КНР обогнала США.
Разразившийся в 2008 г. мировой финансовый и экономический кризис ограничил перспективы внешнеторговой экспансии и повысил значение внутреннего рынка. При этом потребности в обеспечении национального хозяйства внешними топливно-энергетическими ресурсами (прежде всего сырой нефтью) остались, и Пекин продолжил поиск возможностей для их удовлетворения. Помимо использования северного, континентального канала импорта нефти и природного газа (из России и Казахстана), Китай расширил южный морской коридор, увеличив ввоз нефти не только из стран Аравии и Персидского залива, но и из Африки – Анголы, Нигерии и Судана. В целом КНР превратилась в начале ХХI столетия не только в региональную (в масштабах Большой Восточной Азии), но и глобальную супердержаву с интересами в Африке, на Ближнем Востоке, в Латинской Америке и Океании.
Китай располагает ракетно-ядерным и военно-космическим комплексом, осуществляет самостоятельную программу освоения околоземного пространства, имеет опыт пилотируемых запусков и выхода космонавта в открытый космос.
Положение, аналогичное китайскому, стремится занять и Индия. Ей удалось существенно увеличить свой хозяйственный, в том числе научно-технический, потенциал. Уступая Китаю по темпам роста экономики, Республика Индия на протяжении последних примерно 20 лет значительно опережала страны Запада. Национальный доход Индии вырос за этот период более чем вдвое. Больших достижений страна добилась в сфере производства программного обеспечения для компьютеров, экспорт которых превысил в 2007 г. 40 млрд. долл. Развивая космическую программу, Индия в 2008 г. осуществила успешный запуск ракеты в сторону Луны. Высокую международную репутацию завоевала индийская медицина, в частности сердечно-сосудистая хирургия, и некоторые другие области медико-биологических наук.
К началу ХХI века Индия упрочила лидирующие позиции в регионе Южной Азии, в основном преодолев сопротивление со стороны Пакистана. Ее геополитические интересы распространились на Афганистан и Центральную Азию. Следуя логике концентрических кругов, Индия стремится утвердить влияние в широком ареале, прилегающем к морским границам, в зоне Индийского океана вплоть до берегов Австралии, Индонезии и Восточной Африки. На северо-востоке, в пригамалайских районах (Непал, Тибет) интересы Дели традиционно пересекаются с китайскими. Однако это не мешает установившемуся на нынешнем этапе между Индией и Китаем мирному взаимодействию.
Индия стала одной из главных мировых держав. Она претендует на место постоянного члена Совета безопасности ООН, участника в решении основных проблем мировой политики.
Еще одна азиатская страна первого уровня - Япония– занимает своеобразное положение одного из наиболее сильных с экономической и научно-технической точек зрения государств мира, отказывающихся от проведения существенно отличного от американского¸ и в целом западного, внешнеполитического курса. Отчасти по этой причине зачастую не обращают внимания при этом на специфически восточный вариант утвердившегося там капитализма. Речь идет о более существенной роли государства в его становлении и функционировании, тенденциях к олигополии на семейно-клановой основе, преобладанию инициатив сверху в процессе модернизации и построения пирамиды частного бизнеса. Черты авторитарности и закрытости носит и партийно-политическая система страны.
Факт геополитического тяготения Японии к Западу во многом объясняется на нынешнем этапе соседством с быстро растущим Китаем, традиционным политико-психологическим недоверием к нему и наличием между ними территориальных проблем(спор вокруг островов Сенкаку).
В начале ХХI века в полной мере заявил о себе радикализм на религиозно-цивилизационной, прежде всего исламской основе. Мусульманский мир оказался самым быстро растущим демографически, популяционно, среди восточных, да и всех других цивилизационных ареалов. Это произошло на фоне общего демографического «взрыва» в менее развитых регионах. К концу века численность мусульман оценивалась чаще всего в диапазоне 1,2 – 1,4 млрд. человек.
Таким образом, если в середине столетия каждый шестой-седьмой житель планеты принадлежал по факту рождения, вере или самоидентификации к миру ислама, то через пять десятилетий к нему относился уже каждый четвертый-пятый.
В отличие от других восточных цивилизаций (конфуцианской, индуистской) исламский культурно-цивилизационный комплекс не имеет единого центра. Эта роль распределена между рядом стран – средоточием ортодоксального ислама суннитского толка Саудовской Аравией, занимающим такое же положение в шиитском поясе Ираном и наиболее модернизированной Турцией.
В середине 1990-х годах в основном сложилось исламистское подполье, возглавляемое арабской по составу участников организацией «Аль-Каида» («Основа») Укоренившись в горном массиве между Афганистаном и Пакистаном, эта организация во главе с Усамой бен Ладеном превратилась в штаб действий, направленных против «дальних» врагов в лице США и Израиля, и «ближних» противников в виде режимов в Пакистане, Афганистане, Ираке, Саудовской
Тремя крупнейшими очагами преимущественно сельского населения остаются в начале нынешнего века Китай (767 млн. человек), Индия (828 млн.) и страны субсахарской Африки (400 млн.).
В свете закономерностей циклического развития перспективы Индии выглядят даже более предпочтительно, чем Китая. Ее экономический подъем начался только на рубеже 1980-90-х годов и может продолжаться в течение еще длительного промежутка времени. Что касается плотно населенных стран Южной Азии, то ограничителем здесь являются также некоторые внутренние обстоятельства, например, критическая ситуация с обеспечением воды для полива. Это в наибольшей степени касается Пакистана, который уже к 2010 г. может столкнуться с серьезной проблемой нехватки воды для бесперебойного функционирования своей самой крупной в мире единой системы ирригационного земледелия. Проблема увеличения объемов воды для сельского хозяйства может серьезно осложнить отношения Пакистана с Индией вследствие того, что обе страны рассчитывают на одни и те же водные ресурсы. Их во многом обеспечивают притоки Инда, пересекающие спорную область Джамму и Кашмир.
Еще меньше достижений на счету у тех стран Ближнего Востока и Северной Африки, которые лишены богатых природных ресурсов. В них обостряется проблема неполной занятости и низких доходов, что питает социальную базу недовольства молодежи, создает условия для появления в ее среде приверженцев экстремистких взглядов и участников террористических акций. При неизменных тенденциях такого рода трудно рассчитывать на ослабление в достаточно близком будущем позиций политических сил, опирающихся на исламизм как радикальную и популистскую идеологию.
Некоторую роль, очевидно, сыграет и внутреннее преобразование Запада за счет мигрантов и их детей. Население США, например, к середине века более чем на треть будет по расчетам состоять из представителей небелых рас – африканцев, латиноамериканцев и азиатов.
Большой Восток, состоящий ныне из более 100 государств Азии и Африки, отличает сходство международно-политического положения в Новое время – колониальное и зависимое прошлое, освобождение от него во второй половине ХХ века и многократное усиление роли и значения в мировых делах к рубежу столетий. К этим особенностям добавляется значительная культурно-цивилизационная и социально-политическая общность восточных стран, а именно преобладание общинного и государственнического начал в социально-политической традиции, демократизма массового, народнического типа, централизованности и элитарности в системах управления при малой самостоятельности средних слоев и подавленности личностного элемента в самосознании.
Между различными частями Востока имеются заметные различия. Но различия между ними все же меньше, чем между ними и Западом. В известной мере именно уникальность Запада, придает остальным частям мира универсальность. В перспективе противоположность между Востоком и Западом, вероятнее всего, уменьшится за счет дальнейшего усвоения первым из них ряда черт второго. Это, несомненно, благоприятно отразится на международных отношениях и эффективности мировой политики в плане создания условий для взаимодействия и развития. Но не исключено и обратное, т.е. усиление традиционных восточных черт в функционировании всей международной системы или ее важнейших компонентов, что будет чревато, по всей видимости, тяжелыми для поступательного развития мира последствиями.
Африка
В Африке расположено 57 стран, из них 3 — самопровозглашённые и непризнанные. Большинство из них долгое время были колониями европейских государств и обрели независимость только в 50—60-х годах XX века. До этого независимыми были только Египет (c 1922), Эфиопия (со времён Средневековья), Либерия (с 1847 года) и ЮАР (с 1910 года); в ЮАР и Южной Родезии (Зимбабве) вплоть до 80-90-х годов XX века сохранялся режим апартеида, дискриминационный к коренному (чёрному) населению. В настоящее время во многих африканских странах правят режимы, дискриминационные по отношению к белому населению. В последние годы во многих африканских странах (например, в Нигерии, Мавритании, Сенегале, Конго (Киншаса) и Экваториальной Гвинее) наметилась тенденция отступления от демократических достижений в сторону авторитаризма.
Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 7071;