Некоторые методы работы полиции Запада
Скрытое (негласное) наблюдение. В ФРГ законом определен контингент лиц, за которыми в соответствии с Уголовным кодексом (ст.80-109 “г”) оно может устанавливаться.
Полиция США скрытое наблюдение осуществляет прежде всего в отношении лиц, ведущих сомнительный образ жизни и обоснованно подозреваемых в совершении преступлений. Однако есть и другая категория граждан, совершивших преступление, но отпущенных до суда под залог (такая мера пресечения является в Америке традиционной). Использование этого метода полицейские объясняют следующим образом. После совершения преступления отпущенный под залог посещает свои преступные связи, пытается воздействовать на потерпевших и свидетелей, скрыть следы и орудия преступления, похищенное имущество и т.п. В процессе скрытого наблюдения ведется фиксация этих действий, что потом используется в расследовании преступления и в судебном разбирательстве.
Не считается нарушением закона проведение скрытого наблюдения с использованием, например, приборов ночного видения, телевизионных установок или каких-либо скрытых сигнализаторов, если при этом не производится звукозапись.
Личный сыск. В 1971 г. в полиции Нью-Йорка появилось новое подразделение для борьбы с уличной преступностью. Сотрудники этого подразделения (их около 150 человек), загримировавшись под обычных прохожих, бродяг или попрошаек, ходят по улицам в наиболее криминогенных районах города. Они имеют радиосвязь как с центральным полицейским пунктом, так и между собой. В их распоряжении малогабаритные контактные радиоприборы, обеспечивающие возможность записи всех переговоров, что имеет важное значение в случае передачи дела в суд. Есть у них и оружие. Однако им запрещено использовать приемы, нарушающие закон. Не должны они совершать и провоцирующие действия (например, изображать пьяных, демонстрировать крупные суммы денег). Когда все готово к операции, в район высылаются разведчики. В случае обнаружения подозрительной группы организуется наблюдение (чаще всего оно ведется сверху, с крыш домов), чтобы проследить маршрут передвижения и место сбора преступной группы.
Контролируемая поставка позволяет полиции не только найти, обезвредить, задержать правонарушителя, но и проследить весь маршрут движения запрещенного товара (например, наркотика) и в результате выявить отправителей (или организаторов отправки), получателей и распространителей этих товаров.
В ФРГ считают, что скупка различных предметов (похищенных вещей, оружия, наркотиков и т.п.) нередко является необходимой предпосылкой для завоевания доверия лиц, занимающихся их сбытом, с целью последующего выхода на наиболее опасных преступников. И напротив, отказ от предлагаемой покупки (то ли с целью проверки, то ли в знак доверия) может привести к быстрому разоблачению ведущего тайный розыск сотрудника полиции или осведомителя. Действия служащих полиции и их осведомителей, совершающих такие покупки, в принципе считаются правомерными.
Полиция США и сотрудники отдела по борьбе с наркоманией Интерпола контролируемую поставку используют в основном для контроля за определенными лицами, представляющими оперативный интерес.
Кроме перечисленных полиция использует и многие другие мероприятия.
Под тайными операциями и оперативными “играми” за рубежом подразумевается деятельность полицейских, в течение длительного периода времени выдающих себя за гражданских лиц в целях раскрытия таких преступлений, как торговля наркотиками, содержание притонов для азартных игр, проституция, подпольная торговля запрещенными товарами, а также изобличения граждан, находящихся под подозрением, в преступной деятельности. К этим мероприятиям можно отнести и создание ложных преступных групп.
В рамках упомянутого понятия различаются два типа тайных операций, требующих легкой или глубокой конспирации, в зависимости от того, насколько глубоко сотрудник полиции внедряется в преступную сеть. Легкаяконспирация предполагает обычное несение службы (только без униформы) и чаще всего используется при контактах с осведомителями. Глубокая же конспирация означает полный переход на положение лица, за которое выдает себя сотрудник полиции, на все время выполнения задания. Такая форма конспирации наиболее полно отвечает характеру секретных операций.
При глубокой конспирации сотрудник полиции выступает в роли разведчика с целью сбора информации о характере деятельности определенных лиц.
Другое направление связано со сбором информации, необходимой для уголовного преследования. В данном случае речь идет о выявлении преступных кланов либо небольшой группы преступников, не связанных между собой, например уличных торговцев наркотиками. Законспирированный полицейский вступает в сделки, связанные с приобретением наркотиков, оружия, заключением пари в подпольном тотализаторе, а затем оформляет заявление о возбуждении уголовного дела. Производство по таким делам начинается после того, как полицейский переходит на легальное положение.
Полиция США, ФРГ и других стран использует различные официальные прикрытия (“крыши”) в виде создания мнимых фирм, бюро, магазинов и т.п., что способствует получению информации о самых разнообразных преступлениях и преступниках в ходе секретных операций.
Под секретной операцией в инструкциях Генерального атторнея США понимаются любого рода оперативные мероприятия, связанные с созданием и функционированием фиктивных организаций, деловых предприятий, корпораций, торговых точек, частных учреждений, фирм, снабженных соответствующей “легендой”.
Такого рода подставные организации и фирмы юридически являются собственностью ФБР. Они имеют свой бюджет, осуществляют все деловые операции, необходимые для поддержания “легенды”, функционируют под контролем ФБР. Задачи этих организаций - создание видимости заинтересованности в противозаконных сделках, торговых операциях, финансовых махинациях и т.п., установление доверительных отношений с лицами, подозреваемыми в правонарушениях (в сфере “беловоротничковой” или организованной преступности), внедрение в сеть преступных групп “своих людей” и сбор обвинительных доказательств. Кроме того, подставная организация может быть создана с целью выявления коррупции среди должностных лиц государственных органов (наиболее известный пример - операция “АБСКЭМ”, в ходе выполнения которой сотрудники ФБР, действовавшие под видом представителей Объединенных Арабских Эмиратов, предлагали взятки членам Конгресса, подозреваемым в коррупции).
Под “крышей” подставных организаций действуют секретные сотрудники ФБР. Проведение определенной категории секретных операций ФБР регламентировано инструкциями Генерального атторнея, изданными в 1981 г. Данные инструкции касаются секретных операций, направленных против политической коррупции, “беловоротничковой” и организованной преступности.
В отношении допустимости совершения действий, запрещенных законом, секретным сотрудником (или содействующими частными лицами) в ходе выполнения операций в инструкциях содержатся следующие указания.
В принципе, секретным сотрудникам (или содействующим частным лицам) запрещено принимать участие “в любых действиях, которые образовывали бы состав преступления по законам штата и федеральным”.
Однако такого рода действия допускаются и могут быть разрешены в случаях, когда необходимо:
· получить информацию или доказательства, имеющие первостепенное значение для привлечения подозреваемых к уголовной ответственности;
· поддержать достоверность “легенды” в глазах лиц, деятельность которых расследуется;
· предупредить опасность для жизни или здоровья людей или избежать этой опасности.
Гипноз.В университете Ливерпуля специалисты долгое время были заняты поисками возможностей получения наиболее достоверных свидетельский показаний. Свое исследование они начали с тщательного изучения опыта использования гипноза с целью воздействия на свидетелей, проводимого полицией США и Израиля. Английские исследователи пытались ответить на вопросы, способствует ли гипноз обострению памяти человека (свидетеля) и, если способствует, каковы особенности гипнотического воздействия, стимулирующего память.
Для получения разведывательной информации или оперативного наблюдения за конкретным лицом полиция США иногда прибегает к провокациям. Президент управления уголовной полиции ФРГ Хайприх Боге уверяет, что провокация - это новая, весьма эффективная форма борьбы с преступностью. А начальник полиции земли Баден-Вюртемберг Альфред Штампер полагает, что его сотрудники имеют право абсолютно на все, “вплоть до убийства”.
Полиция Японии применяет так называемое дознание с приманкой. Суть его формулируется как “способ дознания, когда орган дознания или лицо по его поручению, выступая в качестве “приманки”, вызывает преступное деяние, ждет его осуществления и производит задержание”. Очевидно, что за этим термином вполне может скрываться обыкновенная провокация.
Приложение 19
Дата добавления: 2014-12-12; просмотров: 1730;