Привилегия конфиденциальности в законодательстве США и ФРГ об оперативно-розыскной деятельности
Привилегия конфиденциальности имеет конкретное содержание, предполагающее обеспечение сохранности в тайне сведений о лицах, которые представляют ведомствам, осуществляющим ОРД, информацию о нарушениях закона. Согласно международным стандартам цель такой привилегии - обеспечение и защита интересов общества в области исполнения закона. Например, в США считается, что привилегия исходит из обязанности граждан сообщать о совершенных, совершающихся, а также готовящихся преступлениях и обязанности соответствующих государственных органов, сохраняя анонимность граждан, поощрять их к выполнению этой обязанности.
Следует отметить, что зарубежное оперативно-розыскное законодательство предусматривает возможность раскрытия личности осведомителя. Согласно решению Верховного Суда США при возникновении данной проблемы следует руководствоваться тем, что общество заинтересовано в сохранении источника соответствующей информации, и тем, что каждому должно быть обеспечено право защищать себя в уголовном процессе, в частности посредством перекрестного допроса обвинения. Поэтому при решении вопроса о разглашении личности осведомителя должны приниматься во внимание конкретные обстоятельства каждого дела, в т.ч. характер инкриминируемого преступления, возможные методы защиты обвиняемого, значение показаний конфидента и т.п.[191]
В ФРГ, например, суд, принимая решение о целесообразности заслушивания свидетельских показаний лица, которому гарантировалась конфиденциальность, должен проверить, достаточна ли определенная процессуальная мера (исключение гласности; допрос судей, имеющих специальные полномочия и в отсутствие остальных членов суда) для обеспечения безопасности свидетеля-конфидента или его конспирации. В подобных случаях судебная инстанция, рассматривающая уголовное дело и принимающая все решения об исследовании доказательств в судебном процессе, может решить, отказать ли в выдаче персоналий, необходимых для вызова свидетеля, или согласиться на допрос с соблюдением определенных процессуальных условий (общий или ограниченный запрет).
При вышеуказанном подходе прослеживается реальное понимание того обстоятельства, что органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при выполнении своих задач должны неизбежно опираться на такую информацию, которая может быть добыта только при соблюдении гарантий конфиденциальности. При этом в случае нарушения правил конспирации в ходе оперативно-розыскных мероприятий, проводимых при участии частных лиц, подвергающих себя особому риску, оперативное подразделение утрачивает как эффективность своей деятельности, так и авторитет населения. В свою очередь, потеря этого доверия негативно сказывается на контактах с гражданами, прежде всего с теми, чье конфиденциальное содействие необходимо для осуществления оперативно-розыскных действий в интересах решения криминальных задач.
В разделе VI Закона (США) о защите личного состава разведки (1982 г.) указывается, что любое лицо, имеющее или имевшее ранее санкционированный доступ к секретной информации, содержащей данные о личности негласного агента, которое намерено разгласить любые сведения, раскрывающие личность такого негласного агента, любому лицу, не имеющему разрешения на получение секретной информации, зная при этом, что разглашение таким образом сведений раскрывает личность такого негласного агента и что Соединенные Штаты принимают определенные меры, чтобы скрыть взаимоотношения в области разведки такого негласного агента с Соединенными Штатами, подвергается штрафу в размере не более 50 тыс. долларов или тюремному заключению на срок не более 10 лет либо обоим этим наказаниям вместе.
Приложение 13
Дата добавления: 2014-12-12; просмотров: 1064;