Документирование фактов, действий и обстоятельств, представляющих оперативный интерес, по делам оперативного учета
Прежде чем говорить о документировании как оперативно-розыскной процедуре необходимо уяснить точный смысл понятия “документирование”. Оно происходит от слова “документировать”, что означает “обосновать документами”[167]. В свою очередь, обосновать - значит подкрепить доказательствами[168]. Доказательства же есть фактические данные об обстоятельствах, имеющих значение для разрешения уголовного либо гражданского дела[169].
Известно, что обязательным элементом документирования является фиксация информации (данных) на материальных носителях.
Таким образом, можно сделать вывод, что оперативное документирование - выявление и фиксация на материальных носителях информации, представляющей оперативный интерес, с соблюдением требований, обеспечивающих возможность использования сведений в оперативно-розыскном и уголовном процессе.
В связи с этим следует согласиться с мнением о том, что употребляемое в Законе об ОРД словосочетание “документирование оперативно-розыскной деятельности”[170] неточно отражает рассматриваемое тактическое направление теории и практики ОРД. Более адекватно отражает его словосочетание “документирование противоправных (преступных) действий проверяемых и разрабатываемых”.
Правовой основой оперативного документирования являются ст.118 УПК РСФСР и ст.10 Закона об ОРД. Документирование преступных действий разрабатываемых лиц подчинено исключительно задачам доказывания по уголовному делу и осуществляется, как правило, в рамках дел оперативного учета.
Необходимость оперативного документирования определяется неочевидным, замаскированным, а часто и организованным характером совершения преступлений.
Негласный характер документирования обеспечивает успешное собирание фактических данных, способствующих установлению события преступления, совершивших его лиц, и других связанных с ним обстоятельств, а также мест пребывания разыскиваемых.
Таким образом, документирование, предмет которого совпадает с предметом процессуального доказывания (ст.68 УПК РСФСР - установление круга участников преступления, места, времени и способа его совершения, характера и размера причиненного ущерба и др.), по существу является процессом “оперативного” доказывания и состоит из двух элементов:
1) выявление фактических данных:
· об эпизодах (фактах) противоправной деятельности лиц, на которых заведено дело оперативного учета (время, место, способ и др. обстоятельства совершения преступления);
· о лицах, могущих располагать информацией о подготовке или совершении противоправного деяния;
· предметах (документах, имуществе), являющихся предметами преступного посягательства, нажитыми преступным путем ценностями, орудиями преступления;
· обстоятельствах, смягчающих и отягчающих ответственность;
· характере и размере ущерба, причиненного действиями лиц, на которых заведено дело оперативного учета;
· причинах и условиях, способствовавших совершению противоправного деяния.
Для выявления фактических данных применяется широкий спектр указанных в Законе об ОРД сил, средств и мероприятий. Затем следует убедиться в относимости выявленных данных к предмету доказывания.
2) обеспечение возможности использования фактических данных в ходе процессуального расследования путем:
· фиксации (закрепления) установленных фактических данных в определенных формах - носителях информации (справки, сообщения, рапорты, сводки, акты, фото-, видеодокументы, аудиозаписи и др.);
· обеспечения сохранности установленных источников информации и создания возможностей для их процессуального оформления и использования в процессе расследования (фотографирование, копирование, установление негласного наблюдения, оперативное изъятие или перемещение, а также укрытие).
Документирование и доказывание имеют сходство в том, что они основываются на фактических данных, свидетельствующих о преступной деятельности разрабатываемых лиц, и преследуют единую цель - борьбу с преступностью.
Вместе с тем документирование существенно отличается от доказывания, и это отличие заключается в следующем:
· документирование преступных действий разрабатываемых проводится негласно, путем применения оперативно-розыскных сил, средств и методов, в то время как доказывание осуществляется гласным путем, производством следственных действий;
· принятие оперативно-розыскных мер хотя и является прямой обязанностью органов дознания, вытекающей из уголовно-процессуального закона, но их содержание, организация и тактика регламентируются Законом об ОРД, нормативными актами МВД России, а следственные действия - уголовно-процессуальным законом;
· фактические данные, на основе которых следственным или судебным путем устанавливается общественная опасность деяния, виновность лиц и иные обстоятельства, будут являться доказательствами по уголовному делу (ч.1 ст.69 УПК РСФСР); в свою очередь фактические данные, полученные в результате применения оперативно-розыскных мероприятий, без соответствующего процессуального оформления (закрепления) доказательствами по уголовному делу быть не могут;
· документирование преступных действий разрабатываемых лиц осуществляется в процессе оперативной разработки как до начала производства по уголовному делу, так и параллельно с последним, тогда как доказывание до возбуждения уголовного дела недопустимо.
К оперативному документированию предъявляются требования, соответствующие его характеру: соблюдение законности, конспирация, своевременность и полнота.
Учитывая большое значение вещественных доказательств в процессе оперативной разработки, необходимо широко принимать меры, обеспечивающие выявление как можно большего количества предметов и документов, которые при расследовании могут быть доказательствами по уголовному делу. Рассматриваемые мероприятия, как правило, проводятся с привлечением представителей общественности и с использованием специальных технических средств (фотографирование, киносъемка, аудио-, видеозапись), а также негласного нанесения химическими и иными веществами меток на предметы и документы, могущие стать доказательствами по уголовному делу.
Результаты документирования по делам оперативных разработок оформляются в виде справок, рапортов, актов, объяснений возможных очевидцев, исследований и т.д. Полученные сведения и документы концентрируются в делах оперативного учета.
Содержание производства по делам оперативного учета состоит в осуществлении комплекса различных (в зависимости от фактического основания заведения, а значит и вида дела оперативного учета) оперативно-розыскных мероприятий, организация и тактика которых должны обеспечить решение задач ОРД. Объем и характер проводимых оперативно-розыскных мероприятий определяется фактическими основаниями заведения дела. Так, если оперативное производство осуществляется в целях проверки фактов криминального характера, когда информация о них не является полной либо поступила из ненадежных (не проверенных) источников, либо обладает высокой степенью неопределенности, что не позволяет сделать точный вывод о признаках преступления, то в целях получения необходимой информации используются, как правило, ОРМ, минимально связанные с негласным вторжением в частную жизнь граждан (минимально ограничивающие их конституционные права).
В оперативном производстве по фактам криминального характера, свидетельствующим о совершении или подготовке совершения тяжкого или особого тяжкого преступлений, допускается осуществление любых оперативно-розыскных мероприятий, при соблюдении условий, предусмотренных ст.8 и 9 Закона об ОРД.
Дата добавления: 2014-12-12; просмотров: 10126;