Чувственное и рациональное познание
В процессе познания выделяют два уровня: чувственное (опытное, эмпирическое) и рациональное (логическое) познание.
Сенсуалисты (от sense – чувство) считали, что чувства – единственный и достоверный источник наших знаний. В размышлениях мы можем ошибиться, а чувства нас никогда не обманывают. Основной лозунг сенсуалистов: чтобы знать – надо видеть! Видеть в широком смысле слова: видеть, слышать, обонять, ощущать и т.д. Основные формы чувственного познания:
· ощущение –когда мы воспринимаем какое-тоотдельное качество(цвет, вкус, звук);
· восприятие– это сумма ощущений, создающих целостный образ предмета;
· представление– образы, возникающие в памятичеловека на основе прошлыхощущений и восприятий.
Благодаря чувственному познанию человек составляет впечатление о внешних свойствах предмета.
Рационалисты не доверяют чувствам. Очень многие явления мира нельзя себе представить, - например, скорость света или искривляющуюся в четырехмерном пространстве Вселенную, но ее можно понять. Основной лозунг рационалистов: чтобы видеть – надо знать. Постижение сущностивещей и явлений происходит через основные формы рационального познания:
· понятие –мысль-обобщение,отражающую общие признаки данного класса предметов и выражающуюся с помощью слов и словосочетаний;
· суждение –мысль,утверждающуюлибо отрицающуючто-либо,выражающуюся в форме предложений;
· умозаключение –высшую форму абстрактного мышления; мысль, получаемую из двух или нескольких суждений на основе законов логики,выражающуюся черезтекст.
2.3.3. Что есть истина?
Обычно под истиной понимают знания, соответствующие действительности(так называемая концепция соответствия Аристотеля).Если снег за окном бел, значит, высказывание «снег бел» истинно.
Но очень многие философы такое понимание истины считали поверхностным. Там, где в ходу длинные логические конструкции (в математике, например), приходится учитывать последовательность высказываний. Истина - это сцепление не противоречащих друг другу высказываний - утверждают сторонники концепции когерентности. Автором этой концепции считается логический позитивист Р.Карнап. Высказывание «медь – это проводник тока» истинно как следствие двух суждений: «все металлы проводят ток» и «медь – это металл».
И, наконец, прагматики (с греческого прагма– дело, действие) предложили свою - прагматическую концепцию истины: истина - это знание, подтвержденное на деле.Надо не рассуждать теоретически, а не практике доказывать свою правоту.
Представляется весьма убедительной та точка зрения, согласно которой все три концепции истиныне отменяют, а дополняют друг друга.
Истина объективна по содержанию,т.к. независима от субъектовпознания, и субъективна по форме,т.к. не может существовать вне сознаниячеловека.Истина всегда конкретна, т.е. связана с конкретными условиями, конкретным местом, временем, обстоятельствами.
Истина может быть абсолютной и относительной.Относительная истина–это приближенноезнание, которое дополняетсяв процессе дальнейшего познания, тогда как абсолютная истина не изменяетсяв ходе дальнейшего познания.
Гносеология уделяет огромное внимание вопросам критериев истинностизнания и относит к ним эстетические, логические, нравственные критерии. Однако только практикапризнается большинством философов универсальнымкритериемистины.
Практика – это целенаправленная деятельность, направленная на преобразование мира, а это конечная цель познания
Дата добавления: 2014-11-30; просмотров: 1240;