Деонтологическая особенность демократической юридической организации
Демократическая юридическая организация, как система, по своей социальной направленности занята реализацией механизма равномерного исполнения всех существующих в обществе интересов.
Результатом ее деятельности выступает не абстрактная идея благополучия всех граждан общества, а права, свободы и интересы конкретной личности. Благодаря этому юридическая организация демократического общества приобретает ряд особенностей. Рассмотрим наиболее общие из них.
Первое. Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Особенно эго важно для того, чтобы не допустить произвола исполнительной власти и обеспечить максимальную самостоятельность и независимость суда.
Именно при таком условии судебное решение предстает в качестве способа защиты общих принципов конституции, прав и свобод граждан. Избранные представители общества в состоянии направлять деятельность суда средствами законодательной власти, а сам народ может контролировать его работу, отзывая при необходимости, избранных им судей.
При этом каждая власть реализует свои, строго провозглашенные функции И вместе они сдерживают и уравновешивают друг друга, обеспечивая тем самым гарантию против нарушения демократических норм и злоупотребления властью.
Вместе с тем разделение властей и максимальная самостоятельность суда не должны вызывать непримиримых противоречий в обществе.
Принцип разделения властей предполагает единство правотворческой, правоприменительной, организационной и теоретической деятельности.
Он обращает внимание также на то, что деятельность самого государства должна носить правовой характер. И в этом смысле она ограничена, минимизирована.
На данное положение обратил внимание еще Кистяковский Б.А.: "Основной принцип правового или конституционного государства, говорил он, - состоит... в том, что государственная власть в нем ограничена".
В этом смысле оно функционирует не в ключе "режиссера", наблюдающего и контролирующего все процессы, а только те, которые являются ключевыми для реализации свобод и нрав каждой личное" и к ним могут быть отнесены: отказ от решения экономических задач любыми средствами и способами, кроме контроля общего развития посредством определения приоритетов в экономическом механизме страны; оказание практической помощи общественно важным хозяйственным отраслям при стихийных бедствиях, чрезвычайных обстоятельствах и т.д.; обеспечение правовых гарантий инициативе, талантам граждан вместе с возможностью брать на себя ответственность за свои поступки; усиление и развитие гарантий невмешательства в область самостоятельных действий граждан, где они правомочны действовать по своей воле и усмотрению: обеспечение необходимой юридической помощи, установление эффективных механизмов и процедур для защиты прав человека.
Второе. Принципиальное первенство закона перед властью, права перед политикой. На данное обстоятельство обращал внимание Бердяев Н.А.: "Политика, - считал он, - слишком часто бывала политиканством, допускала средства, непохожие на цели, считала вседозволенным и потому заключала в себе злобное начало".
Безоговорочное и полное господство права, его норм, ценностей и идеалов предполагает неукоснительное выполнение закона со стороны всех государственных органов и граждан.
Раскрывая сущность государственно-политической деятельности, известный русский правовед Кистяковский Б.А.отличил, что она обеспечивает рост солидарности людей, ставит идеальные цели, облагораживает и возвышает общественную жизнь. "Общее благо, - утверждал он, - вот формула, в которой кратко выражены цели и задачи государства".
Между тем, осуществление интересов всех индивидов в обществе, это абстрактная задача, может реализоваться по-разному. Все зависит от того, насколько в определенной государственной форме проявляются неотъемлемые права, которые включают в себя такие, как определенные Конституцией - свободу совести, свободу передвижения, свободу собраний, свободу профессий и т.д.
Именно право в состоянии положить предел политическому произволу и, тем самым, реализовать свое первенство перед политикой и целом.
Первенство законы над властью, права над политикой означает прежде всего то, что именно закон стал максимально адекватным своей сущности, а следование ему является действительной защитой прав человека на принципах подлинной справедливости.
Третье. Нарушение закона с неизбежностью влечет за собой наказание. Незыблемость закона означает, прежде всего, четкую профессиональную деятельность юристов и представляемых ими организаций.
Это возможно тогда, когда в обществе созданы необходимые политические предпосылки, технические условия, достигнуто информационно - коммуникативное обеспечение. И, наконец, когда каждый правозащитник заинтересован в соблюдении законности.
Принципиально важно уберечь закон от посягательств со стороны власти, государственных чиновников, коррумпированных представителей юридических учреждений. Особенно сложно добиться взаимной ответственности как гражданина перед государством, так и государства перед отдельным гражданином.
Важно подчеркнуть следующее положение: наказание в обществе не обязательно должно быть строгим, но непременно неотвратимым.
Неизбежность наказания превращает закон из формально провозглашенного постулата в реально действующее правило. Между тем, существующая судебная практика в современной России нередко свидетельствует о проблемности достижения такого положения.
Зачастую лица, обладающие значительным материальным состоянием и занимающие определенное положение в общественных и государственных (или иных) структурах, избегают справедливого наказания.
Четвертое. Уважение и подлинная лояльность граждан по отношению к закону и институтам права существующей системы. Такое положение дел является результатом многих принципиально важных предпосылок.
Ведущее место среди них занимают детально отработанный юридический механизм практической реализации конституционных прав и свобод граждан, его доступность всем и простота в реализации; учет общественного мнения в процессе законотворческой и законоприменительной деятельности; наличие действенных гуманитарных процедур, гарантирующих участие граждан в демократических процессах по защите своих прав; профессиональная и нравственная безупречность работников государственных структур и их максимальная заинтересованность в качественном осуществлении своих должностных обязанностей, достаточно высокий уровень правовой культуры граждан, соответствующий правовой культуре данного общества.
Необходимо подчеркнуть, что главенство закона в общественной системе только тогда имеет смысл, когда закон направлен на реализацию интересов граждан.
В реальном процессе правоприменительной деятельности гуманизация закона выступает далеко не простой проблемой. Это обусловлено тем, что судебные санкции носят двойственный характер. Так, судебный приговор содержит меру воздаяния преступнику. Вместе с тем, он представляет и меру компенсации пострадавшему. Объективно данные меры могут совпадать соответственно тому, как их определил законодатель. Между тем преступник и пострадавший чаще всего остаются неудовлетворенными судебным решением, поскольку гуманизм по отношению к преступнику оборачивается жестокостью по отношению к пострадавшему и наоборот.
Пятое. Подконтрольность государственных учреждений, их работников, закону, судебной власти и представителям народа.
Действенный контроль за властными структурами государства позволяет предотвратить произвол со стороны государства и формирование его как деспотической системы вседозволенности. С такого контроля начинается становление нормальных общественных отношений, не осложненных превышением власти, склонных к произволу государственных чиновников.
Как свидетельствует исторический опыт развития российского государства - власть к этому располагает.
Опыт современного реформирования России свидетельствует о том, что не все обладающие властью способны противостоять соблазну своего возвышения над людьми и законом, нередки еще случаи в стране, когда тот или иной чиновник творит произвол, который обязаны сносить рядовые граждане общества.
Претензия на звание безоговорочного и единоличного лидера общества - одна из предпосылок злоупотребления государственной властью. Вот почему такие явления должны быть искоренены в условиях формирования демократического и правового государства.
Таким образом, демократическая юридическая организация по своей сущности и социальной направленности отличается от тоталитарной.
Она характеризуется рядом специфических черт, реализация которых создает предпосылки для успешного функционирования норм права в интересах личности, ее прав и свобод, и способствует гуманизации всей системы общественных отношений.
3. Правовая культура юриста: содержание и функции
Право играет значительную роль в жизнедеятельности современного общества. Соблюдение регламентированных им норм дает возможность успешному обеспечению общественного порядка в интересах отдельной личности и всех граждан.
Выполнение данных норм гарантируется специальными органами и организациями, являющихся предметом особого внимания государства.
В этой связи в общественном сознании складывается определенное представление о правовой культуре как единстве знаний о праве, конкретным образом классифицированном личном отношении к нему и практическом действии с учетом правовых требований.
Несмотря на определенную схематичность в этом триединстве - норма права, отношений к ней и практическом действии на ее основе, содержится самое важное, что позволяет говорить о правовой культуре личности.
Основываясь на таком представлении о правовой культуре, можно говорить об уровне развития человека.
Правовая культура представляет собой совокупность знаний и навыков, умение применять их на практике, обеспечить законность в обществе.
Высокая правовая культура предполагает убежденность личности в важности права и избранных средств его реализации, ответственности за то, что делают субъекты юридической организации государства.
При таком понимании правовой культуры в поле зрения попадает сама юридическая практика, то, как она реализуется на деле, насколько обстоятельно и ответственно протекает деятельность организаций, учреждений и отдельных личностей.
Правовую культуру необходимо разделять, по крайней мере, на два вида: правовую культуру общества и - профессиональную.
Правовая культура общества представляет собой общий уровень правовой дееспособности общественного организма, выражающийся в защищенности прав и свобод граждан. В правовой культуре общества, наряду со знаниями и способностями применять их на деле, важную роль играет фактор восприятия личностью закона и всей правоохранительной системы в целом.
Такое восприятие существенно важно, когда оно исходит от юриста. На основе правового восприятия постепенно в обществе формируется правовое предвидение. Оно по своей сущности выступает, с одной стороны, показателем правовой надежности и состоятельности общества, а с другой - своеобразной психологической гарантией проявления законности в нем.
Важно подчеркнуть, что правовое предвидение, правовое восприятие и другие правовые рефлексии закона и законности являются весомыми показателями уровня культуры. Они определяют в сознании личности и социальных групп высокую законопослушность, формируя императивность в соблюдении закона или же, напротив, заранее оправдывают его нарушение со стороны граждан, государства, должностных лиц и самих юристов.
Профессиональная правовая культура представляет собой степень ее развития у юристов. Она формируется в различных сферах правовой деятельности в процессе выполнения ими своих должностных обязанностей. Правовая культура предстает в качестве важного компонента эффективности профессиональной деятельности юриста.
Структурно - содержательно она включает ряд элементов. К наиболее социально значимым следует отнести следующие.
Во-первых, - профессионально-правовое мастерство, всестороннее и глубокое знание правовых норм, специфики их практической реализации, качественный уровень правового мышления, оптимизацию профессиональной подготовки и эффективность использования специальных средств.
Во-вторых, - основательная область знаний по различным, в том числе и смежным областям права, степень глубины политического и экономического мышления в анализе складывающихся реалий в государстве, кругозор в сфере специфических проблем, определенный уровень общей правовой культуры.
В третьих, - моральные качества юриста, профессиональная безупречность, служебная дисциплинированность, добросовестность и честность.
В четвертых, - социально-политическая и гражданская ответственность за обеспечение прав и свобод граждан, выступающих не только как личностные ценности, но и общенародные интересы.
В целом правовая культура, при таком подходе, представляет собой интегральное явление, характеризующее сущность правового состояния личности и общества. В этом смысле она не представляет лишь сумму правовых знаний, а прежде всего выступает через высокий уровень внутренних убеждений личности, юридически обоснованный и достаточный профессионализм.
Вместе с тем, правовая культура есть также и реальная способность субъекта обеспечить и воплотить в деятельность общегражданские юридические идеалы.
Реальный уровень правовой культуры, ее качества и особенности отражаются в основных элементах правозащитной системы, представленной судом, прокуратурой, милицией и т.д. Они пронизывают само право и правовые отношения, законность и правопорядок, законодательную и правоприменительную деятельность.
В своем поступательном развитии правовая культура соотносится с динамикой цивилизованного процесса, тесно взаимодействует с другими областями (видами) общечеловеческой культуры.
Для юриста, его профессиональной деятельности, особенно важна взаимосвязь правовой и нравственной культуры, что способствует оптимизации и эффективности его профессиональной деятельности.
Правовая культура обеспечивает осуществление ряда системосозидательных функций по отношению общества. Важнейшими среди них являются: познавательно - преобразовательная, регулятивная, аксиологическая, коммуникативная.
Познавательно - преобразовательная функцияправовой культуры подчинена задаче формирования правового государства и гражданского общества, интегрирование общественных, групповых и личных интересов, постановке человека в центр общественного развития, правовой и нравственную справедливость.
Регулятивная функция правовой культуры обеспечивает устойчивое и динамичное проявление всех элементов правовой системы. На этой основе она осуществляет консолидацию и гармонизацию общественных отношений, очерчивает границы социальных контуров и поведения людей.
Благодаря ей правовая культура упорядочивает отношения между людьми в обществе и определенным образом их нормирует.
Аксиологическая функция правовой культуры дает возможность оценить различные общественные явления и процессы, предлагая с этой целью специфические правовые критерии и оценки. Наряду с этим, она дает возможность оценить сами правовые нормы и другие элементы, составляющие в совокупности уровень правовой культуры конкретного общества.
Ценностно-оценочный подход применим к праву, законности, правопорядку, механизму правового регулирования в государстве, а также поведению и деятельности личности и социальных групп.
Коммуникативная функция правовой культуры обеспечивает общение граждан в правовой сфере. Она имеет специфические векторы своего реального осуществления, которые позволяют правовой культуре развиваться в направлении преемственности между различными поколениями.
В тоже время она обеспечивает связь различных правовых культур, существующих в одном интервале неодинаковых государственных систем. Благодаря такой связи, правовая культура общества, конкретной юридической организации и ее субъектов может обогащаться за счет пространственно-временного и содержательно-формального поиска правовых открытий, инноваций, прецедентов.
Правовая культура личности непосредственным образом вплетена в правовую культуру общества. Она отражает степень ее прогрессивного развития и воплощает в себе способность обеспечить правомерную деятельность личности. Данный процесс но своему характеру двусторонен и обеспечивает развитие как правовой культуры общества, так и профессиональной (применительно, например, к деятельности юриста).
Начало этого движения коренится в личностной сфере, когда появляется неудовлетворенность существующим положением дел.
Затем наступает выражение в новых формах правовой деятельности. Они - важная предпосылка перехода личностной правовой культуры юриста на более высокий уровень.
Затем формируются условия для овладения новыми подходами и опытом других юристов для нахождения более справедливых отношений права.
Правовая культура выступает специфическим средством теоретической и практической деятельности людей. Истоки подобного движения находятся, как правило, в недовольстве существующим в обществе положением дел со стороны граждан. Именно они страдают больше всего от противозаконного действия преступников и, в немалой степени, от тех, кто призван защитить их от преступления.
Разница заключается в том, что защиту от преступников можно ждать от работников суда, прокуратуры, милиции. Защиту же от низкой правовой культуры сотрудников юридической организации общества искать практически негде.
Таким образом, процесс демократизации и реформирования общества выдвигает на передний рубеж проблему формирования правовой культуры у юридических кадров. Она выступает в качестве необходимого средства их эффективной деятельности в деле обеспечения законности и порядка в стране.
Дата добавления: 2014-12-12; просмотров: 1024;