Культура древней Индии.
Ведийский период.
Литература.
Религиозная. Священные тексты передаются устно, причем разговорный язык меняется, а они – нет => постепенно заучивание без понимания смысла. Отсюда – этимология, фонетика и лингвистика. Тема вед в осн. – жертвоприношения, различные заговоры, в комментариях – попытка рационально объяснить приносимые жертвы. Отсюда – философия.
Эпос. Махабхарата и Рамаяна. Последние редакции поэм – при Гуптах. Добавляется всякая мудрость, абсолютно не имеющая отношения к сюжету (назидания, легенды и др.).
Науки. Сложные алтари и жертвоприношения => геометрия и астрономия.
Буддийский период.
Литература. Религиозная.
Школа малой колесницы. Формирование канона в 5-1 вв. д.н.э. В 1 в. на Ланке записан полный канон тхеравады на языке пали – Типитака. Первая корзина – правила поведения монахов и монахинь. Вторая корзина – наиболее интересна: изречения Будды, притчи о его жизни и предыдущих его жизнях. Третья корзина – тексты по буддийской философии и психологии.
Школа великой колесницы.
Лит-ра сохранилась не полностью, частью на санскрите, частью – в тибетском, китайском и др. переводах.
Наука. В 5-4 вв. – гарматика санскрита Панини. Настолько совершенна, что ясно, что санскрит гораздо древнее, чем мы знаем по памятникам. Конец древности – Арьябхатта предположил, что земля вокруг своей оси и Солнца. Из Индии же – арабские цифры, ноль и позиционная система записи чисел.
Философия. Несколько школ. Направлена не на поиск обобщений естесств. наук, а на интерпритацию Св. Текстов.
Психология. На границе религии и медицины.
Прочее. Придворный театр. Калидаса лабал при дворе Чандрагупты II драмы на темы из Махабхараты («Шакунтала»). Басни. «Панчатантра» - сборник их. Композиция – в основу Декамерона, Тысячи и одной ночи и др. Очень попсово в Средние века. Поэзия, панегирики, сборники афоризмов. «Артхашастру» - древнеиндийский макиавеллизм. Трактат по политике в стихах.
Архитектура и искусство. Наиболее х-терный памятник – ступа. Самые большие (на Ланке) могут сравниться по размерам с пирамидами. Пещерные монастыри в Зап. Индии. Связь с буддизмом. Внутренняя отделка – под деревянное здание. Огромный буддийский монастырь и ступа (2-1 вв. д.н.э.) в г. Санчи. Колонны с надписями Ашоки. Заимствования у греков и персов. В послемаурийскую эпоху – самостоятельные школы скульптуры: Гандхара (СЗ Индии) – первые века новой эры => сильное римского и эллинистического иск-ва; Матхура (центр С. Индии) – большая связь с индийской культурой, завязка на школу великой колесницы => пантеоны Бодхисаттв.
Живопись. Росписи пещерных храмов и монастырей в Аджанте (Зап. Индия) – сцены из преданий. Подобное есть и на Шри-Ланке.
Дата добавления: 2014-12-12; просмотров: 722;