Источники и историография Китая.

Источники.

1) Письменные

- летописи («Чуньцу» Конфуция)

- комментарии к летописям («Цзочжуань»)

- речи правителей и приближенных («Шаншу», или «Шуцзин»)

- свод песен «Шицзин» (фольклор)

- труды философов V – III веков

- «Исторические записки» Сыма Цяня (145 – 90). Жизнеописания. 5 разделов: «Основные записи», «Истории наследственных домов», «Жизнеописания», «Трактаты», «Таблицы».

- «Ханьская история» Баня Гу (32 – 92). История Западной Хань – династийная история.

2) Археологические

- 1921 – швед И.Г. Андерсон обнаружил неолитическую культуру Яншао (среднее течение Хуанхе)

- 1928 – раскопки столицы Шан-Инь близ Аньяна (XIV – XI вв.)

- раскопки раннешанского города Эрлитоу

- находки бронзовых чжоунских сосудов с надписями

- богатые погребения III века до н.э. близ Чанша с идеальной сохранностью предметов.

3) Эпиграфические

- гадательные надписи XIV – XI вв. до н.э. Открыты в 1899 году, в ходе раскопок шан-иньской столицы близ Аньяна найдено большое количество новых образцов.

- Чжоуские надписи на ритуальных бронзовых сосудах X – VII веков до н.э.

- Надписи на деревянных планках (официальные документы) III века до н.э. – III век н.э.

 

Историография.

Китай

- Особенности китайской исторической науки: идея о превосходстве китайской культуры над соседними и отождествление мифа с историческим фактом.

- Как реакционное выступило гиперкритическое направление историографии. Однако ему были свойственны противоположная крайность суждений.

- Конец 20-х гг. XX века – начало научного исследования, основывавшегося на марксистских идеях.

- Работы Го Мо-жо, отрицание специфики древневосточных обществ.

- 40 – 50-ее – активная разработка проблем социально-экономических проблем Древнего Китая.

- Конец 70-х – дискуссии о характере китайского общества, публикация источников, создание университетских курсов по истории Древнего Китая.

Япония

- Начало изучения историографии Китая относится еще к средневековью.

- В равной степени изучаются все периоды истории Китая.

- Ведущий специалист – Кайдзука Сигеки.

- Большая группа ученых работает над исследованием социально-экономических отношений в эпоху Хань.

Европа

- Французская синологическая школа внесла большой вклад изучение истории Древнего Китая. Попытка перевода «Исторических записок» Э. Шаванном. Опубликован корпус каменных барельефов ханьского времени.

- А. Масперо «Древний Китай».

- Г. Билленстейн в 50-х обратил внимание на проблемы демографии Китая.

США

- Изучение Древнего Китая получило развитие лишь в последние десятилетия. Ведущая роль – ученые китайского происхождения.

- Создано «Общество по изучению Древнего Китая», свой журнал издается с 1975 года.

Россия

- XIX век – Н.Я. Бичурин. Характерен интерес к культуре и идеологии.

- Советская историография:

а) первый период (конец 20-х – начало 30-х) – дискуссии о проблемах общественного строя Китая, недостаточное понимание источников.

б) второй «очерковый» период (40-50-е гг.) – сводные работы и университетские курсы, периодизация по Л.В. Симоновской.

в) третий «монографический» период (с 60-х) – появление ряда исследований отдельных периодов истории Древнего Китая, углубленный анализ аспектов экономики, социального строя и идеологии. Перевод на русский язык источников – «Исторические записки» Сыма Цяня.

 

 

48. Древнейшие государства Китая II – начала I тыс. до н.э. Шан-Инь и Чжоу.

Судить о политической истории Китая II тыс. до н.э. можно по легендам – преданиям о «совершенных правителях древности».

- Поднебесной правил мудрый Яо.

- Его преемник – способный и энергичный Шунь. При нем в Поднебесной был потоп.

- Страну спас великий Юй (углубил русла рек). За это он стал правителем.

- Место Юя занял его сын Ци. Начало династического престолонаследия. Ци основал династию Ся.

- Последний правитель династии отличался жестокостью. Против него восстали подчиненные племена.

- Власть взял один из вождей (шан) Тан. Его стали называть Чен-Тан (Тан-Созидатель). Он основал новую династию Шан, впоследствии получившей название Инь в XVII в.

Шан-Инь.

1-й период (XVII – XIV века)

Племя шан неоднократно перемещалось по Среднекитайской равнине.

2-й период (XIV – XI века)

Последнее переселение было при Пань Гэне в XIV веке. Центр шанов – район Аньяна. Столица – Великий Город Шан. Археолгические памятники и эпиграфические источники.

Экономика.

1) сельское хозяйство: деревянный заступ

2) ремесла: + бронза (Эрлитоу пер. пол. II тыс. до н.э.) для оружия и ритуальных сосудов, + глинобитные стены в иньское время (до 6 метров толщиной), + специализация производств

3) возникновение городов

Появляется древнейшая в Восточной Азии письменность!

Социальная структура:

1) иньские правители и ближайшие родственники – могилы 400-500 кв. м, глубина от 10 м, богатый инвентарь, сопогребения

2) господствующий слой – 20-25 кв. м, глубина 5-7 м, богатый инвентарь, нет сопогребений

3) свободные общинники – грунтовые ямы, тело едва помещается

4) слуги, рабы – погребения под фундаментами зданий и вокруг больших захоронений, насильственная смерть

Каждый поход – куча пленных – массовые жертвоприношения.

Государственное устройство.

1) представления о мире – этноцентрические

2) территориальное деление – родоплеменное

3) правитель – ван

4) ван осуществляет единоличное управление страной, возглавляет армию

5) ван является одновременно верховным жрецом

6) дружественные племена получали от вана санкцию на вход в коалицию

Наибольшего расцвета Инь достигло при У Дине во второй половине XIII века. При нем построены в столице новые дворцы и храмы, осуществлены значительные территориальные завоевания. После него дом Инь пришел в упадок. Последний ван, чье правление пришлось на «чжоуское завоевание», был безнравственным и распутным тираном.

Чжоу. X – VIII века.

- Первые упоминания об этом племени, как о подчиненной территории Инь, встречаются в период правления У Дина. Титул правителя чжоу – «чжоуский хоу», т.е. зависимый правитель.

- 1027 – У-ван («воинственный правитель») во главе чжоусцев и коалиции западных племен нанес решающее положение Инь.

- Чжоу переняла достижения Инь, в том числе бронзолитейное производство, боевые колесницы и главное – письменность!

- «Наследственные пожалования» чжоусцев. Родственники У-вана, часть знати, некоторые предводители племен получили участки земли с населением и соответствующие титулы (чжухоу). В XI веке существовало 200-300 таких владений.

- В системе управления коренных преобразований не произошло.

Социально-экономическое развитие.

Строжайшая социальная регламентация во всех аспектах жизни.

Социальные группы:

1) свободное население

- чжоуский ван (деспотический правитель)

- чжухоу (обладатель наследственного владения, высший аристократ)

- дафу (глав всех цзу одного владения)

- ши (глава большого семейства, входящего в цзу)

- простолюдины

2) рабы (пленники XI – X вв.)

Принадлежность к социальной группе определялась по родству. Старший сын наследовал титул, остальные опускались на ступень ниже. Частной собственности в современном смысле слова не существовало.

 

 

49. Социальное и политическое развитие Китая в VIII – IV вв. до н.э. Реформы Шан Яна.

Восточный Чжоу VIII – III века.

1) Взаимоотношения с соседними племенами

- VIII – VII века - начинается противопоставление себя, т.е. хуася, или чжуся, «варварам»

- начало VIII века – столкновения с жунами-полукочевниками (верхнее течение Хуанхе)

- решающие столкновения происходят в правление Ю-вана (781 - 771)

- 770 – перенос столицы на восток, к современному Лояну. Власть вана ослабевает

- VIII век – консолидация кочевых племен ди, их набеги на владения чжухоу к северу от Хуанхэ

- VII век – ди опустошают левый берег среднего течения Хуанхэ. Форсируют реку и нападают на чжухоу неподалеку от столицы

- 636 – чжоуский Сян-ван пытался спровоцировать нападение ди на Чжэн, но ди заняли сторону Чжэн и нанесли Сян-вану поражение

- часть территорий захвачена царством Чу

2) Внутренние противоречия и распри в правящем доме в VII – VI вв. Начинается борьба за гегемонию среди чжухоу.

а) 650 - правитель царства Ци провозглашен гегемоном на съезде чжухоу

б) следующее царство-гегемон – Цзинь. Правитель – Вэнь-гун (636 -628)

- весной 594 г. разгромлены основные силы ди

- VII – VI вв. – соперничество с Чу. Чу не признает Чжоу. Правитель Чу принимает титул вана. Разбиты войска Цзинь

- 575 – Цзинь добивается реванша у Чу.

в) начало V века – обострение отношений между царствами У и Юэ.

- Цзинь заключает союз с У и направляет к ним военных советников

- 493 – У наносит поражение Юэ и предпринимает ряд походов на север. Одерживает победу над Ци, Лу и Сун

- 482 – гегемония У

г) 472 – гегемония Юэ. Завершение периода Чуньцу.

д) 403 – разделение Цзинь на Чжао, Вэй и Хань. Начало периода Чжаньго («Воюющих царств»)

Чжаньго.

Это эпоха бурных социальных потрясений и коренных изменений во многих областях жизни Древнего Китая.

1) Экономика

- 513 - первые упоминания о железе (летопись «Цзочжуань»), V век – первые археологические находки железных изделий

- Применение тягловых пахотных орудий типа рало с железным наконечником произвело в с/х революцию: расширение площади пахотных земель и повышение урожайности

- Применение ирригационных сооружений для искусственного орошения

- Формы землевладения, основанные на иерархии социальных рангов, постепенно изжили себя. Появляется частная собственность, появление купли-продажи земли.

- Назначается поземельный налог. Царство Лу – 594 г., затем Чу и Чжэн.

- Ремесленное производство и торговля индивидуализируются

2) Идеологическая борьба VI – III вв. Социально-политические и этические вопросы.

- Конфуцианты.

Основатель – Конфуций, или Кун Цю (551 - 479). Учение о «благородном человеке» (цзюнь цзы), обращение к идеализированным порядкам прошлого, утверждает понятия гуманности «жень», верности «чжун», уважения к старшим «сяо», соблюдение норм взаимоотношения между людьми «ли», призывает к сохранению патриархальных порядков как в государстве, так и в семье.

- Моисты.

Основатель Мо-цзы (Мо Ди рубеж V – IV вв.). Тезис о необходимости «всеобщей любви», выступает против семейно-родственной обособленности членов общества.

- «легисты»

Главное средство умиротворения Поднебесной – закон.

- Даосисты

Основатель – Лао-цзы. Все в мире определяется существованием некого пути «дао», лучший способ не совершать ошибки – «недеяние»

Реформа Шан Яна в царстве Цинь IV века.

Источники сведений – «Исторические записки» и трактат «Книга правителя Шан», принадлежащая якобы самому Шан Яну.

359 – первые упоминания о реформах:

- введение территориального деления населения на «пятки» и «десятки» семей, связанных круговой порукой

- наказание тех, кто имел более двух взрослых сыновей, продолжавших жить под одной крышей с родителями

- поощрение военных заслуг и запрет кровной мести

- поощрение занятий земледелием и ткачеством

- ликвидация привилегий представителей наследственной знати, не имевших военных заслуг

350 – вторая серия реформ

- административное деление на уезды

- разрешение свободной продажи и покупки земли жителям Цинь

- унификация системы мер и весов

- введение рангов, разрешение их покупки

Реформы дали мощный толчок в развитии частной собственности и товарно-денежных отношений. В то же время реформы послужили и стимулом ук развитию рабовладения.

 








Дата добавления: 2014-12-12; просмотров: 1397;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.027 сек.