Философия в рабовладельческом обществе.
философские воззрения в странах древнего востока.
Философия зародилась в период разложения общинно-родового строя и возникновения рабовладельческого общества в странах Древнего Востока. Первые элементы стихийно-материалистических и атеистических представлений возникают в Древнем Египте и Вавилоне в конце III - начале II тысячелетия до н. э. В "Песне арфиста", "Беседе разочарованного со своей душой", "Беседе господина с рабом" и других памятниках письменности того времени критикуются религиозные положения о загробной жизни и ставится вопрос о необходимости улучшения своих дел на земле, осуждается насилие, грабеж, при котором "каждый человек отнимает вещи брата своего". Эти положения отражали недовольство рабов и передовой части рабовладельцев господством власти фараонов и рабовладельческой знати, засилием религии и жестокой эксплуатацией.
В древнеегипетских и вавилонских письменных памятниках развиваются также мысли о прохладной воде как источнике всех живых существ, и о воздухе, заполняющем пространство и пребывающем во всех вещах. В наивной форме здесь ставится вопрос о материальной первооснове мира.
Впервые философия как система взглядов на мир возникла в Древней Индии и в Древнем Китае в конце II - начале I тысячелетия до н. э. Здесь существовали различные материалистические и идеалистические школы и направления. Остановимся на некоторых из них.
В древнеиндийском письменном памятнике культуры "Ведах" (знание) развиваются религиозно-идеалистические положения, обожествляющие силы природы, развивается учение о слабости человека перед этими силами. В то же время в "Ведах" и особенно в комментариях к ним - "Упанишадах" (тайное учение) намечается материалистическое толкование окружающей действительности, чувствуется искание, страсть, стремление к открытию истины о вещах.
В VI - VII вв. до н. э. в Индии развивается материалистическое направление локаята (от сл. лока - этот мир), основателем которого считают Брихаспати. Это направление отвергало потусторонний мир и ставило своей задачей изучение земного, реально существующего мира, окружающего человека. Локаятики критиковали религиозные положения "Вед", доказывали, что не существует божественного мира, что нет ни ада, ни рая, что душа человека существует вместе с телом и со смертью человека умирает. Они призывали к полнокровной, счастливой жизни на Земле.
Среди локаятиков особенно выделяются представители философии чарвака *.
*. Слово "чарвака" по-разному объясняют. Одни считают, что оно произошло от двух слов "чар" - четыре, "вака" - слово; другие - от слов "чару" доходчивый и "вак" - слово; третьи полагают, что это слово было именем древнеиндийского мыслителя.
Чарваки в VI в. до н. э. развивали наивно-материалистические положения о единстве мира. Они учили, что в основе всего существующего лежат четыре элемента: земля, вода, воздух и огонь.
Многообразный мир вещей представляет собой лишь различную комбинацию этих неизменных, вечно существующих элементов.
Сознание возникает в процессе сочетания этих четырех элементов.
Оно присуще лишь живым телам.
В VI - V вв. до н. э. древнеиндийский материализм достигает наивысшего развития в системе вайшешика, основателем которой считают Канада **. Сторонники этой философии выступали как просветители. Они считали, что причина страданий людей определяется их незнанием сущности окружающего бытия. Поэтому цель своей философии они видели в избавлении людей от страданий через пропаганду истинных знаний о мире.
**. Название этого направления происходит от слова "вишеша", что означает "особенность".
Согласно философии вайшешика мир состоит из качественно разнородных и различных по размерам и форме мельчайших частиц - ану. Эти частицы вечны, неделимы. Из них возникает многоообразный мир вещей, который изменяется. Представители философии вайшешика учили, что классификация категорий совпадает с классификацией вещей, предметов. Важнейшими категориями они считали всеобщее и особенное. Однородные вещи имеют общую природу и получают общее имя. Общее, реально существующее в самих предметах, не тождественно с их индивидуальными свойствами. Особенное, как и субстанция, существует вечно.
В философии вайшешика развивались материалистические воззрения, элементы теории отражения, логики. Но в этой же философии имеются идеалистические и метафизические положения, моменты.
Наряду с древнеиндийскими материалистами большой вклад в развитие философской мысли внесли древнекитайские мыслители.
"Книга перемен", "Книга о гармонии тьмы" и другие древнейшие памятники китайской культуры свидетельствуют о том, что в IX VIII вв. до н. э. в Китае шла борьба наивно-материалистических представлений о мире с религиозными учениями. В этих книгах развивались мысли о том, что многообразный мир предметов представляет собой различные сочетания пяти материальных элементов: огня, воды, земли, дерева и металла.
В VI - III вв. до н. э. в Китае получило большое развитие и широкое распространение наивно-материалистическое и стихийно-диалектическое учение даосизма. Даосизм происходит от слова дао - путь, закон. Основоположником даосизма был Лао-Цзы (VI - V вв. до н. э.), его виднейшими сторонниками были Ян Чжу (IV в. до н. э.), Сун Цзянь, Инь Вэнь, Чжуан-цзы (IV - III вв. до н. э.) и др.
Даосисты отвергали религиозные положения о сотворении мира богом. Они развивали учение о том, что мир вечен и находится в непрерывном движении и развитии. В основе мира находятся материальные частицы - ци (воздух, эфир). Изменение и развитие мира определяется не волей неба, богов, а естественным законом дао самих вещей и явлений. В процессе движения и развития материальных частиц ци возникает живая материя, животные и человек.
Рождение, жизнь и смерть рассматриваются даосистами как процессы, связанные с материальными частицами ци, с их скоплением и рассеиванием.
Душа человека не отделима от его тела. Ее возникновение также связано с материальными частицами ци. Со смертью человека исчезает и его душа. Некоторые даосисты полагали, что тончайшие частицы ци, из которых возникает душа, покидают человека с наступлением его смерти и образуют то, что люди называют богами, демонами.
Заслуга даосистов состояла еще в том, что они вплотную подошли к пониманию противоречивости мира. В произведении Ян Чжу "Дао дэ цзы" приводится много примеров в подтверждение того, что противоположности находятся в связи друг с другом и их нельзя рассматривать без учета этой взаимосвязи, как, например, бытие и небытие, красивое и некрасивое, добро и зло и т. д. В процессе развития противоположности переходят друг в друга; старое сменяется новым, неполное становится полным, кривое - прямым и т, д.
Каждая вещь, подчеркивал Чжуан-цзы, существует как "это" и как "другое", потому что она "изменяется с каждым движением, с каждым мигом".
Развивая наивно-материалистические и диалектические положения, даосисты не понимали еще того, что люди не только могут и должны познать сущность мира, его дао, но и, опираясь на познанное, изменить природу и общество в нужном им направлении.
Они сводили деятельность человека лишь к познанию дао как сущности мира и ошибочно полагали, что кто вмешивается в естественный ход событий, кто стремится подчинить их своим интересам, тот якобы неизбежно терпит неудачу.
Даосисты проповедовали по существу пассивное отношение человека к окружающей действительности, хотя многие из них выступали против произвола знати и религиозных утверждений о загробной жизни, призывали к тому, чтобы люди имели возможность удовлетворить свои потребности в земной жизни.
Следует отметить, что в понимании закона - дао - некоторые даосисты не были последовательными материалистами. Нередко они отрывали дао от его основы - мира вещей. Эти идеалистические тенденции впоследствии были использованы сторонниками религиозно-идеалистических воззрений. Дао истолковывался уже как непреложная воля богов. В I в. н. э. возникла религиозная секта даосов.
древнегреческая философия.
Наивысшего развития философия рабовладельческого общества постигла в Древней Греции. "...В многообразных формах греческой философии, - отмечал Ф. Энгельс, - уже имеются в зародыше, в процессе возникновения, почти все позднейшие типы мировоззрений" *.
*. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 369; см. там же, стр. 19 - 20, 123, 142, 329, 346, 349, 354 - 355, 367 - 370, 502 - 505, 513, 536 - 538, 640.
Через всю историю древнегреческой философии проходит острая борьба материализма и идеализма, диалектических и метафизических воззрений, отражавшая в конечном итоге борьбу рабовладельческой демократии и аристократии, прогрессивных и реакционных сил Греции.
Первыми материалистами древнегреческой философии были мыслители милетской школы - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, выступившие в VII - VI вв. до н. э. против религиозно-мифологического объяснения мира.
В VI - V вв. до н. э. развивал материалистические и диалектические положения Гераклит Эфесский, боровшийся против религиозноидеалистических и метафизических воззрений. К этому же периоду относится деятельность Пифагора и пифагорейцев, много сделавших в развитии математики, теории музыки. Но пифагорейцы развивали идеалистическую философию и боролись против материализма. Кроме того, в это время выступают философы элейской школы - Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс, боровшиеся против диалектических положений Гераклита и развивавшие метафизические положения о едином, неделимом и неподвижном бытии.
В V - IV - III вв. до н. э. борьба между различными философскими направлениями продолжалась с еще большей остротой. В этот период выступают крупнейшие материалисты Анаксагор, Эмпедокл, Демокрит, Эпикур. Все они были атеистами, вели непримиримую борьбу с религиозно-идеалистическими воззрениями. Виднейшими идеалистами, борцами против материализма в это время были Сократ, Платон и многие их последователи. В эти же столетия выступали мыслители, колебавшиеся между материализмом и идеализмом, диалектикой и метафизикой. Это - софисты Протагор и Горгий, великий мыслитель-энциклопедист Аристотель. Одно перечисление важнейших философских школ и крупнейших мыслителей Древней Греции говорит о достаточно серьезном развитии философских идей в античном мире, о сложности борьбы материализма и идеализма, диалектики и метафизики. Познакомимся в общих чертах с философией милетцев, Гераклита, Демокрита и Эпикура, Платона, Аристотеля и на их примере попытаемся показать особенности античной философии.
Философия милетцев - Фалеса (ок. 624 - 547 гг. до н. э.), Анаксимандра (ок.610 - 546гг.дон.э.) и Анаксимена (ок. 588 - 525 гг. до н. э.) - находится у истоков древнегреческой философии. Она развивалась в борьбе с религиозно-мифологическими объяснениями мира и была тесно связана с естественнонаучными достижениями того времени. В ней выражено диалектико-материалистическое стремление найти в многообразии мира единое материальное начало, которое лежит в основе всего существующего и из которого возникают все окружающие предметы и явления.
Фалес считал таким началом воду - жидкое состояние вещества.
Согласно его философии из воды все происходит и в нее все превращается. Ученик Фалеса Анаксимандр полагал, что в основе всего существующего лежит не одно из чувственно-конкретных состояний материи, а апейрон - т. е. неопределенная, беспредельная материя, материя как таковая. Он пытается диалектически объяснить причины развития материи. Согласно его философии апейрон заключает в себе противоположности, выделение которых и обусловливает развитие мира. Противоположности теплого и холодного, сухого и влажного, выделяясь, обусловливают переход материи из одного состояния в другое. Выделение противоположностей связано с разряжением и уплотнением материи. Анаксимандр считал, что число миров бесконечно, они возникают и гибнут благодаря выделению противоположностей. Здесь он подходит к объективной диалектике.
Анаксимен считал, что основой всего существующего является воздух. Разряжаясь, он становится огнем, сгущаясь - ветром, затем - облаком, водой, землей, камнем. Такое движение воздуха происходит вечно, вследствие этого изменяются все предметы, вещи.
Таким образом, основной проблемой милетцев была онтология, т. е. учение об основных началах бытия. Энгельс отмечал, что "здесь перед нами уже полностью вырисовывается первоначальный стихийный материализм, который на первой стадии своего развития весьма естественно считает само собой разумеющимся единство в бесконечном многообразии явлений природы и ищет его в чем-то определенно-телесном, в чем-то особенном, как Фалес в воде" *.
Разрабатывая свои философские концепции, милетцы занимались изучением конкретных явлений и решением практических задач.
Фалес, например, был не только первым греческим философом, но и естествоиспытателем, строителем мостов, и измерителем памятников, пирамид и храмов в Египте. Он предсказал солнечное затмение 585 или 597 гг. до н. э., он первым разделил год на 365 дней.
Анаксимандр изготовил солнечные часы, особую карту суши и моря, различные астрономические инструменты и т. д. **. Все это говорит о том, что в античном мире не было еще расчленения наук, и философы были одновременно и естествоиспытателями. При всей наивности и непоследовательности, философия милетцев сыграла большую роль в развитии материалистического мировоззрения.
Материализм и диалектику милетцев продолжил Гераклит Эфесский (ок. *** - 470 гг. до н. э.). В основу всего существующего он клал материальное начало - огонь. В одном из фрагментов, оставшихся от Гераклита, говорится: "Мир, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим".
По поводу этого фрагмента В. И. Ленин отмечал, что здесь дано "очень хорошее изложение начал диалектического материализма" ***.
*. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 502.
**. См. там же, стр. 502 - 503.
***. В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 311.
По Гераклиту, мир вечен, и этот вечный мир находится в постоянном движении. Все течет, все изменяется. "Нельзя дважды застигнуть смертную природу в одном и том же состоянии", потому что "быстрота и скорость обмена рассеивает и снова собирает ее, а лучше сказать,не снова и не после,но одновременно".
Изменение, развитие Гераклит понимал как диалектический процесс. Он говорил о внутренне противоречивом потоке, о единстве и борьбе противоположностей, о переходе противоположностей друг в друга. "Одно и то же в нас, - говорил Гераклит, - живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое. Ведь это, изменившись, есть то, и обратно, то изменившись, есть это". Все течет, все есть обмен противоположностей. "Холодное теплеет, теплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется". "Огонь живет земли смертью, воздух живет огня смертью, вода живет воздуха смертью, земля - воды смертью".
Борьбу противоположностей Гераклит считал источником развития. Следует знать, подчеркивал он, что война всеобща и что все происходит через борьбу и по необходимости. Этот противоречивый процесс развития материального мира Гераклит называл всеобщим логосом, законом, познание которого должно покоиться на фундаменте многих знаний.
Гераклит развивал глубокие мысли о познании мира н его закономерностей. Он придавал большое значение чувственному познанию.
"Я предпочитаю то, что можно увидеть, услышать и изучить". Но вместе с этим он понимал, что чувственное познание, фиксирующего то, что находится на поверхности явлений, недостаточно. Природа, говорил он, "любит скрываться". Поэтому Гераклит подчеркивал необходимость проникновения внутрь вещей. "Скрытая гармония, отмечал он, - лучше явной". То, что таится в глубине явлений, а не на поверхности, дает более правильное представление о мире. Здесь Гераклит ставит вопрос о сущности и явлении, о связи чувственного и рационального познания.
Цель познания Гераклит видел в истинном отражении действительности и в поведении людей сообразно законам природы. Он подчеркивал, что "мышление - великое достоинство, и мудрость состоит в том, чтобы говорить истинное и чтобы, прислушиваясь к природе, поступать с ней сообразно".
Развитие Гераклитом материалистического и диалектического взгляда на мир явилось большим шагом вперед в истории древней философии.
В. И. Ленин высоко ценил Гераклита за разработку проблем диалектики материального мира. Он называл его среди виднейших представителей диалектической концепции развития *. Отмечая заслуги Гераклита, следует подчеркнуть, что это "первоначальный, наивный, но по сути дела правильный взгляд на мир..." **.
Высшей ступенью первой исторической формы материализма является атомистическое учение Демокрита, развитое дальше Эпикуром.
Демокрит (ок. 460 - 370 гг. до н. э.) жил в эпоху расцвета рабовладельческого общества Греции. Он, по оценке К. Маркса и Ф. Энгельса, был эмпирическим естествоиспытателем и первым энциклопедическим умом среди греков ***: занимался вопросами философии, естествознания, литературы, музыки, этики, политики и выступал как идеолог рабовладельческой демократии. Продолжая линию своих предшественников - Левкиппа, Эмпедокла, Анаксагора, Демокрит развил стройное учение атомистического материализма.
*. См.: В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 94, 233 - 237, 241, 305 - 315, 316, 321, 326, 357.
**. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 20.
***. См.: К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т.3, стр. 126.
Он считал, что объективно существуют атомы и пустота. Бесконечное число атомов наполняет бесконечное пространство - пустоту.
Атомы полны, непроницаемы. Невозможно, чтобы в одном и том же месте существовали два тела, два атома. Атомы неизменны, постоянны, вечны. Они движутся в пустоте, соединяются между собой и образуют бесконечное число миров. Атомы отличаются друг от друга по форме, величине, порядку и положению.
Развивая диалектические и материалистические мысли, Демокрит говорил, что весь мир, окружающий нас, есть не что иное, как рождение и смерть бесконечных миров, состоящих из атомов. Движение, по Демокриту, есть неотъемлемое свойство атомов. Движение им понималось не только как простое, прямолинейное перемещение атомов в пустоте, но и как вихреобразное, в результате которого возникают, развиваются и гибнут миры.
Атомы огненные, гладкие у Демокрита образуют душу. Мы, заявлял он, вдыхаем в себя огненные атомы. Дыхание не позволяет уйти из тела всем огненным атомам. Если их много уйдет, то наступит обморок, а затем и смерть. Демокрит боролся против религиозноидеалистического учения пифагорейцев о бессмертии души, пытался научно объяснить природу психической деятельности и признавал смертность души. Смерть рассматривалась им как разъединение огненных атомов между собой.
Развитие мира, по Демокриту, совершается закономерно, причинно обусловлено. Все имеет причину, беспричинных явлений нет.
Никакой разумности в мире нет. Относительная целесообразность в мире объявлялась Демокритом результатом длительного развития материального мира, комбинаций атомов. Указывая на то, что все имеет причину, Демокрит ошибочно полагал, что нет случайных явлений и процессов. Случайным он называл то, причину чего мы не знаем.
Учение Демокрита о неизменных частицах материи - атомах является метафизическим, и оно в конце XIX в. было опровергнуто естествознанием, установившим сложную структуру атома и его изменяемость. Но атомистическое объяснение природы оказало огромное влияние на последующее развитие естествознания. Ученые на протяжении веков пытались экспериментально обнаружить атомы, стремились выяснить их природу, закономерности их взаимодействия и изменения.
Демокрит сыграл немалую роль и в постановке проблем теории познания. Он заложил основы материалистической теории познания как процесса отражения внешнего мира в ощущениях, представлениях и сознании людей. Согласно его философии от предметов, вещей истекают тончайшие эйдосы, образы. Эти айдосы являются своего рода копиями вещей. Через органы чувств они проникают в человека, вызывают раздражения, соприкасаются с огненными атомами души и вызывают соответствующие ощущения, представления и мысли о вещах и предметах внешнего мира.
С помощью органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания, люди познают конкретные вещи, предметы, их многочисленные свойства - запахи, цвета, звуки и т. д. Чувственное познание дает представление о многокачественности мира. Если разум отрывается от чувств, говорит Демокрит, то знания разума будут бессильны.
Но чувства дают лишь материал, "темное знание". Более совершенным органом познания Демокрит считал мозг человека, его разум.
С помощью органов чувств нельзя познать основу чувственно-воспринимаемых вещей - атомов. Атомы и пустоту, свойства атомов человек познает с помощью разума. Цель познания Демокрит видел в изучении причинно-следственных связей, в установлении того факта, что сущностью, основой всех чувственно-конкретных вещей и предметов являются атомы.
Демокрит вел решительную борьбу против идеализма и религии.
Им высказаны правильные мысли о том, что вера в богов порождается страхом людей перед грозными силами природы - громом, молнией и т. д. Правда, он еще не понимал, что это бессилие на первых порах развития общества определялось низким уровнем развития производительных сил, а в классовом обществе - бессилием трудящихся в борьбе против своих эксплуататоров *.
В. И. Ленин считал Демокрита наиболее видным материалистом Древней Греции. С его именем он связывал материалистическую линию, которая проходит через всю историю философии **. В новое время, писал В. И. Ленин, враги материализма воюют с Демокритом как с живым врагом, великолепно иллюстрируя этим партийность философии ***.
Атомистический материализм получил дальнейшее развитие в философии Эпикура (341 - 270 гг. до н. э.). Развивая и конкретизируя учение Демокрита, Эпикур приписывал атомам не только различия по величине и форме, но также и различия по весу. Он, отмечал Ф. Энгельс, по-своему уже знал атомный вес и атомный объем ****.
*. См.: "Материалисты Древней Греции". М., 1955, стр. 53 - 178.
**. См.: В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 18, стр. 131.
***. См.: В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 18, стр. 376; т.29, стр. 239, 254, 309, 315, 321, 356.
****. См.: К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 367 - Ж8, 505.
Кроме прямолинейного движения атомов, обусловленного тяжестью, Эпикур допускал также самопроизвольное их отклонение от прямой линии. Если бы атомы в процессе движения не отклонялись от прямой линии, то не было бы ни встреч, ни столкновений атомов, и в природе, по Эпикуру, не было бы многообразия, потому что в пустоте атомы движутся с равной скоростью и всегда находились бы на одинаковом расстоянии друг от друга, не соединяясь между собой. Эпикур развивает здесь глубокую мысль об активности материальных частиц - атомов и признает элемент случайного в их взаимодействии, тогда как Демокрит отрицал всякую случайность и сбивался в известной мере на позиции фатализма.
Эпикуровское учение о свойстве атомов отклоняться от прямой линии впервые полностью оценил К. Маркс в своей докторской диссертации "Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура". Он резко критиковал тех, кто видел в этом учении лишь произвольные фантазии, не понимая, что оно изменило всю конструкцию мира атомов *****. В. И. Ленин отмечал, что Гегель
*****. См.: К. Маркс и Ф. Энгельс. Из ранних произведений. М., 1956, стр. 17 - 98.
извращал материалистическую философию Эпикура, и в ответ на его утверждение о том, что учение о криволинейном движении представляет собой "произвол и скуку", писал: "а электроны?", "а "бог" у идеалистов ???" *.
В теории познания Эпикур, как и Демокрит, развивал идеи об отражении вне нас существующих предметов в ощущениях и мышлении человека. Истинным он считал те понятия и суждения, которые соответствуют рассматриваемому предмету. Заблуждения, согласно его философии, связаны с тем, что в процессе мышления возможны такие прибавления к чувственным восприятиям, которые не соответствуют предмету. В отличие от Демокрита Эпикур полагал, что органы чувств дают абсолютно точное представление о свойствах и качествах предметов и явлений.
Эпикур был величайшим просветителем древности, борцом против религии, за счастливую и радостную жизнь. Он говорил, что нечестив не тот, кто отвергает богов толпы, а тот, кто присоединяется к мнению толпы о богах. Главным источником веры в богов Эпикур считал страх смерти, связанный с незнанием и непониманием законов природы. Отсюда он делал вывод о необходимости просвещения, пропаганды научных и философских знаний.
Эпикур был одним из немногих мыслителей, кто страстно призывал всех людей к изучению философии и кто искренне верил, что через познание законов природы и изучение философии можно избавиться от религии и страха смерти, можно прийти к мудрой и радостной жизни **. Маркс высоко ценил борьбу Эпикура против религии и его стремление избавить человечество от страха перед богами. Он называл его величайшим просветителем.
*. См.: В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 263 - 271, 309, 54~i.
**. См.: "Материалисты древней Греции", стр. 208 - 209, 211 - 2l2, 216, 232.
Лукреций Кар (99 - 55 гг. до н. э.) систематизировал учение Эпикура и изложил его в поэме "О природе вещей". С помощью атомистической гипотезы он обосновал материалистический тезис: "ничто не способно возникнуть из ничего". Идея вечного движения, изменения, возникновения и исчезновения отдельных вещей и целых миров в бесконечной Вселенной является одним из важнейших положений его учения.
Развитие материалистической философии в Древней Греции проходило в борьбе с идеалистическими теориями, наиболее видными представителями которых были пифагорейцы, элеаты, поздние софисты, Сократ и особенно Платон.
Платон (427 - 347 гг. до н. э.) был идеологом рабовладельческой аристократии, принимал активное участие в политической борьбе.
В Афинах он организовал философскую школу - Академию, которая явилась центром античного идеализма, боровшегося против материализма и безбожия.
Платон впервые разработал стройную систему объективного идеализма и противопоставил его материалистическому мировоззрению. Он вел непримиримую борьбу против материализма, особенно против его наиболее видных представителей - Гераклита и Демокрита. Изменчивому миру вещей Платон противопоставил неизменный и неподвижный мир истинного бытия - мир сущностей, идей. Этим идеям он подчинил и из них выводил всю конкретную действительность. Вещи постоянно возникают и погибают, движутся и изменяются. В них нет ничего прочного и постоянного, но их причины - идеи - постоянны, неизменны. Мир чувственных вещей зависит от потустороннего духовного мира идей.
Утверждение Платона о первичности мира идей и вторичности мира вещей бездоказательно. Поэтому Платон в одних случаях рассматривал чувственные вещи как сходные с идеями и возникающие в силу подражания им; в других - он говорил, что идеи являются образцами, по которым были созданы эти вещи; в третьих - он писал, что они являются целями, к которым стремятся вещи материального мира; в четвертых - утверждал, что идеи присутствуют в вещах, как общее в отдельном.
Желая доказать недоказуемое - первичность идеального и вторичность материального, Платон прибегал к всевозможным ухищрениям. Поскольку, говорил он, чувственные вещи, предметы преходящи, изменчивы, то они определяются не только истинным бытием - идеями, но и "небытием". "Небытие", согласно платоновским вымыслам, это - "материя", которая якобы воспринимает воздействие идей, превращаясь в многообразный мир чувственных вещей.
Платон, таким образом, развивал объективно-идеалистическую философию, близкую к религиозным утверждениям о творении мира богом. Он всячески принижал материальный мир и возвышал сверхъестественный, духовный мир. Бытие чувственных вещей определяется якобы идеями, а их преходящий характер говорит об их связи с небытием - материей. Со времени Платона все идеалисты в борьбе с материализмом пытаются прежде всего уничтожить материю, лишить ее определенного конкретного содержания, доказать первичность идеального и вторичность чувственно воспринимаемого материального мира.
Религиозно-идеалистические воззрения Платон развивал не только в своем учении о потустороннем мире идей, определяющем мир вещей, но и в учении о психической деятельности людей и познании мира. Подобно пифагорейцам он утверждал, что душа бессмертна.
До вселения в смертное человеческое тело она пребывала в потустороннем мире идей. После смерти человека душа освобождается от материального тела и снова удаляется в потусторонний мир.
С реакционной идеей Платона о бессмертии души и ее независимости от тела связана его теория познания. Идеи Платон считал объектом знаний, а вещи - объектом мнений. Все знания об идеях ваключены в душе. Задача познания, согласно его философии, состоит в том, чтобы душа вспомнила то, что она наблюдала в мире идей и запамятовала при спуске на Землю, при вселении в человеческое тело. Предметы чувственного мира служат стимулами для возбуждения различных воспоминаний души. Красивые вещи, например, возбуждают воспоминание о красоте как таковой.
Платон был решительным противником мнения об опытном происхождении знаний. Он вел острую борьбу с научно-материалистическими взглядами и развивал свою идеалистическую "теорию воспоминания". Душа, писал Платон, лучше всего рассуждает тогда, когда ничто ее не смущает - ни зрение, ни слух, ни страдание, ни наслаждение. Познание сущности вещей достигается посредством чистого размышления о них. Знания человека носят, согласно платоновской философии, сверхъестественный, сверхчувственный характер.
В идеалистической философии Платона имелись рациональные мысли. Все его произведения написаны в форме диалогов, в которых применяется метод выяснения истины посредством полемики, спора, столкновения взаимопротивоположыых мыслей. Искусство полемики, умение задавать вопросы и отвечать на них Платон называл диалектикой, которая является необходимым условием побуждения души к размышлению и лучшим способом выяснения истины. Положительное значение разработки диалектики как искусства полемики состояло в том, что путем обнаружения и устранения противоречий в суждениях совершенствовалось само мышление, вырабатывалось умение последовательно мыслить. В этом отношении Платон сыграл прогрессивную роль. Но он, как правило, оперировал неизменными понятиями, идеями и лишь в некоторых диалогах говорил о текучести и противоречивости понятий, не видя в них отражения вне нас существующего материального бытия.
Платоновская философия была реакционной, тормозившей развитие научно-материалистического мировоззрения. С именем Платона В. И. Ленин связывал идеалистическую линию, которая проходит через всю историю философии *.
Крупнейшим представителем древнегреческой философии был Аристотель (384 - 322 гг. до н. э.), объединивший в своих смелых, широких обобщениях весь научный опыт Греции. Маркс называл его величайшим мыслителем, энциклопедистом древности. Он занимался вопросами естествознания, философии, логики, истории, политики, этики, литературы. Энгельс отмечал, что Аристотель, являясь самой универсальной головой среди греческих мыслителей, "уже исследовал существеннейшие формы диалектического мышления" **. В. И. Ленин подчеркивал, что Аристотель "всюду, на каждом шагу ставит вопрос именно о диалектике" ***.
*. См.: В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 18, стр. 131; т.29, стр. 254.
**. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 19.
***. В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 326.
Историческая заслуга Аристотеля состоит прежде всего в том, что он первым дал развернутую критику платоновского учения об идеях, показал бесплодность и несостоятельность этого учения. Своей критикой теории идей Платона Аристотель, отмечал В. И. Ленин, подрывал основы идеализма вообще и объективно способствовал укреплению материалистического мировоззрения ****. Показав несостоятельность платоновского учения о мире идей, определяющего якобы мир вещей, Аристотель, однако, не создал последовательной философии. Для его философских взглядов характерно колебание между материализмом и идеализмом, диалектикой и метафизикой.
****. См. там же, стр. 255.
Аристотель считал, что материя существует вечно, что она несотворима и неуничтожима. Благодаря внутренне присущим материи "первичным качествам" (холодного - теплого, сухого - влажного) образуются элементы мира - огонь, воздух, земля, вода, из которых состоят вещи, предметы земного мира, и эфир, образующий небо и звезды. Природа как совокупность чувственно воспринимаемых вещей находится в' постоянном движении. Движение, говорил Аристотель, всегда было и будет во всякое время. Оно составляет неотъемлемую сущность вещей. Движение, по Аристотелю, существует как возникновение, уничтожение, переход из одного состояния в другое, увеличение, уменьшение и перемещение. В ряде случаев он обращал внимание на единство движения и покоя, возникновения и уничтожения, роста и качественного изменения.
Наряду с этим Аристотель развивал идеалистические и метафизические положения. Он полагал, что материя содержит в себе лишь возможность бытия. Чтобы эта возможность превратилась в действительность, должно, по его мнению, существовать другое, нематериальное начало, которое он называет формой. Будучи нематериальной по своей природе, форма имеет своей первопричиной мировой разум - форму всех форм - бога. Благодаря форме из материи возникают качественно разнообразные вещи, предметы. Материя, таким образом, у Аристотеля, выступает как пассивный, косный материал, из которого форма "лепит" нечто определенное. Вещи обязаны своим существованием лишь формам и представляют собой единство материи и формы. Например, мраморная статуя есть единство мрамора - материи и определенных очертаний - формы.
Совокупность конкретных вещей и явлений, представляющих собой органическое единство материи и формы, Аристотель называл природой. Материю же он рассматривал как материал, лишенный качественной определенности и способности к саморазвитию.
Аристотель, следовательно, отрывал движение от материи. Его учение о форме идеалистично, хотя и содержит в себе определенные элементы диалектики. Форма и содержание (материя), по Аристотелю, могут переходить друг в друга. Дерево, например, по отношению к Земле есть форма, по отношению же к деревянному столу оно является содержанием (материей).
Не менее противоречивым является и учение Аристотеля о познании мира. В этом учении он исходил из признания существования вне и независимо от сознания предметов и явлений, которые отражаются в ощущениях живых существ. Полнота и многообразие ощущений человека связывалось им с полнотой и богатством особенностей и свойств предметов, действующих на органы чувств.
Ощущения, по его теории, дают правильные представления об особенностях и свойствах воспринимаемых предметов и явлений. Разум в своей деятельности, отмечал Аристотель, опирается на данные чувственного восприятия, ибо сам по себе, без ощущений, разум "подобен книге, на страницах которой ничего в действительности не написано". Подчеркивая связь ощущений с миром вещей, связь разума, мышления с ощущениями, Аристотель развивал материалистическую теорию познания. Он правильно писал, что кто ничего не ощущает, тот не познает и ничего не понимает. Он также правильно указывал на то, что познание не ограничивается, а лишь начинается чувственными восприятиями. Познание общего достигается мышлением.
Однако Аристотель не смог последовательно диалектически и материалистически решить проблему соотношения чувственного и рационального в познании, общего и единичного. Камнем преткновения для Аристотеля явился вопрос: откуда мышление черпает общие понятия, если ощущения дают лишь образы единичных вещей? Он метафизически противопоставлял разумное познание, не связанное якобы с предметами внешнего мира, чувственному познанию, которое определяется воздействием вещей и предметов на органы чувств.
Показывая силу и слабость аристотелевской теории познания, В. И. Ленин писал: "Нет сомнения в объективности познания. Наивная вера в силу разума, в силу, мощь, объективную истинность познания. И наивная запутанность, беспомощно-жалкая запутанность в диалектике общего и отдельного - понятия и чувственно воспринимаемой реальности отдельного предмета, вещи, явления" *.
С теорией познания тес.но связано учение Аристотеля о категориях и логике - науке о законах и формах мышления. В этой области он сыграл огромную роль. Впервые Аристотель сделал предметом специального изучения мышление, а также основные философские категории. Он сформулировал и обосновал законы элементарной логики: закон тождества, закон противоречия и закон исключенного третьего, дал систематическое и глубокое исследование основных форм мышления: понятий, суждений и умозаключений.
В своих трудах он исследовал многие категории, которыми оперировала древняя философия и логика, особенно большой научный интерес представляют его суждения о таких категориях, как сущность, качество, количество, отношение, место (пространство), время, положение, случайность, необходимость, форма, содержание, возможность, действительность.
В учении о категориях и логике Аристотеля, как и во всей его философии, тесно переплетаются идеалистические и материалистические положения, диалектические и метафизические мысли **.
*. В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 326.
**. См.: К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 19, 367, 502 - 503, 516, 555, 643; В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 323 - 332, 254 - 262.
Таким образом, история древней философии есть история зарождения и развития наивно-материалистического и идеалистического мировоззрений, история борьбы между материализмом и идеализмом, а также история зарождения и развития диалектического и метафизического взглядов на мир, борьбы между ними. Философские идеи, теории сливались с общими знаниями о природе и обществе.
Древние философы одновременно были и естествоиспытателями. Философия древних народов, особенно Древней Греции, оказала огромное влияние на последующее развитие философской мысли.
Дата добавления: 2014-12-11; просмотров: 1242;