ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ УПРАЖНЕНИЙ. Упражнения начинаются с того, что, начиная произносить сокращенные и сжатые формулы, слушатель обращает свой взгляд внутрь себя и вверх

Упражнения начинаются с того, что, начиная произносить сокращенные и сжатые формулы, слушатель обращает свой взгляд внутрь себя и вверх, как это практиковалось в ста­рых методиках погружения.

Близоруким при этом следует соблюдать осторожность. Им рекомендуется смотреть на кончик своего носа. Как только возникают неприятные ощущения, от этого вспо­могательного метода следует отказаться.

Формула упражнений на всех семи (или восьми) заня­тиях, продолжающихся по два часа, одинакова:

„Спокойствие - тяжесть - тепло (я спокоен, расслаблен, мне тепло). Сердце и дыхание совершенно спокойны и равномерны. По телу разливается тепло. Лоб приятно прохладный. Мышцы лица расслаблены. Спокойствие углубляется. Перед моим внутренним взором разворачивается картина... Спокойствие все глубже и глубже. Краски и образы становятся четче — краски и образы совершенно ясные".

 

Снятие происходит всегда одним и тем же образом:

„Краски и образы постепенно отодвигаются - краски и образы становятся менее четкими - краски и образы совершенно исчезают".

Я снимаю:

„Выпрямиться - потянуться - вытянуть все конечности - громко зевнуть".

 

При таком снятии, которое применяется в медитативной форме психогигиенической тренировки, за многие годы не было случая, чтобы после медитации зрительные образы ос­тавались дольше, чем на 1-3 минуты. Разумеется можно использовать и старую, более длинную формулу снятия из аутотренинга: „Я считаю до шести. При счете „шесть” я буду свободен, свеж и здоров - Один: мои ноги легкие - Два: мои руки легкие - Три и четыре: сердце и дыхание совершенно нормальные - Пять: лоб имеет нормальную температуру - Шесть: руки напряжены, глубоко вздохнуть, открыть глаза”. В целом тренировка продолжается от 10 до максимум 20 минут. Снятие проводится немедленно при появлении неприятных ощущений. На наших курсах ни у кого не возникало желания тренироваться дольше 15 минут, но лежа это время часто превышается. Так, например, Шульц рассказывал о своем пребывании в состоянии погружения на протяжении 30-60 минут.

Первый час занятий мы начинаем с очень известного упражнения, предложенного К.Хаппихом, которое играет важную роль и в символической драме под названием „ка-татимное переживание образов”. В этой методике психиатр из Геттингена Х.Лёйнер предлагает представить себе зеле­ный луг, обращая при этом внимание на погоду, время года, животных и людей и, прежде всего, на ограждения. Слушателей просят пройти от луга к ручью, искупаться в нем и затем следовать по течению до самого источника.

Приведем два примера. 16-летняя девушка рассказала: „Луг был полностью огорожен колючей проволокой”. Ей посоветовали в следующий раз попытаться найти проход, но на этот раз она увидела, что луг был огорожен высоким дощатым забором. На третьей тренировке она смогла, наконец, найти маленькую калитку и добраться до ручья. В конце курса ей представлялся уже ничем не огороженный луг, и она чувствовала себя „свободной и раскрепощенной”.

17-летний школьник писал: „Луг оказался сплошным болотом... я бросился в ручей, не раздеваясь... источник оказался настоящей клоакой". Как можно понять из этих образов, он не хотел обнажаться, то есть в переносном смысле раскрывать свою душу, и после этой тренировки больше не появлялся.

Уже из этих двух примеров даже непосвященному ста­новится ясным символический характер всего того, что можно увидеть и пережить во время медитации. Образная медитация является хорошо зарекомендовавшим себя ме­тодом относительно быстрого оказания помощи при пси­хических расстройствах.

В качестве следующего задания предлагается отыскать свой любимый цвет. Он не обязательно должен быть иден­тичен с тем цветом, который вам больше всего нравится в реальной жизни.

Второе занятие начинается опять с упражнения из обла­сти символической драмы. При этом может быть, например, поставлено задание исследовать пустой дом от подвала до чердака. Вот, например, переживания студента, проходившего в то время службу в бундесвере: „В доме я нашел сейф, разрезал его автогеном и увидел внутри множество малень­ких золотых фигурок. Я вытащил их, засунул в карман, вышел из дома и взорвал его". Такие упражнения достаточ­но несложны, участники очень быстро обучаются толковать символическое содержание своих образов.

В качестве следующего упражнения слушателям предлага­ется как можно рельефнее и объемнее представить себе кон­кретные предметы: цветы, фрукты, горящую свечу, якорь, людей или пейзаж. Иногда при этом рекомендуется ждать до тех пор, пока на экране закрытых век появится „что-то”. На третьем занятии мы переходим к рассмотрению аб­страктных понятий. К. Томас попытался систематизировать упражнения высшей ступени. Он различает упражнения, в которых слушатели образно представляют такие понятия, как мир, покой и тишина; упражнения на представление сущностных ценностей типа свободы, гармонии, силы, здо­ровья, жизни, радости и т.д.; упражнения на представле­ние духовных ценностей - счастья, справедливости, добро­ты, красоты и т.д. и, наконец, упражнения на представле­ние религиозных ценностей - любви, веры, милости и др. Религиозные образы обычно очень часто встречаются у глу­боко верующих людей, но нередки они и у атеистов.

Четвертое занятие имеет целью формирование характе­ра и личности. При этом под характером понимаются скорее статичные представления, а под личностью динамичные. Уже при освоении упражнений низшей ступени могут оказать помощь правильно подобранные формулы: „Я спо­коен и расслаблен. Я уважаю себя и других” - „Пусть дру­гие делают, что хотят, я руководствуюсь совестью” - „Обя­занность - это радость” - „Я пробьюсь” - „Я принимаю решения быстро” и т. д.

Многим помогла формула: „Я смел, свободен и весел. Я спокоен и расслаблен. Так держать”.

Формула „я уважаю других” может при психических расстройствах иногда вызывать неприятные реакции. В этом случае ее приходится изменять на „Я не забываю о ближних” или „Я такой же, как ты”. Может быть исполь­зовано и библейское „Возлюби ближнего своего, как самого себя” или, в вольном переводе: „Я с уважением отношусь к другим, они такие же, как я”.

Однако на высшей ступени эти образы необходимо „уви­деть”. В упражнениях, направленных на углубленное са­мопознание, которые проводятся на четвертом занятии, нужно представить себе образы, показывающие, „кто я такой", „как я должен измениться". Перефразируя девиз „Познай самого себя", можно назвать это упражнение: „Я познаю самого себя" или „Кто я?"

В качестве ответа на указанный вопрос можно увидеть образы, представляющие символических животных, людей или предметы. Один начальник отдела кадров увидел кра­дущуюся кошку, школьник - своего знаменитого деда, до­мохозяйка и школьница независимо друг от друга - рако­вину, в которой была большая жемчужина.

Очень важно при выполнении всех упражнений, чтобы из увиденного делались выводы. Без выводов, без после­дующих действий любая медитация в аутотренинге оста­ется искусством ради искусства.

В ходе других упражнений четвертого занятия, посвя­щенных самоутверждению, можно увидеть образы, пока­зывающие, „как я охватываю мир в самом себе”, „как мне стать таким или иным”, „кем мне надо быть”, „кем мне надо стать” и т. д.

На пятом занятии слушателям предлагается „путеше­ствие на дно моря”. Ввиду грозящих на этом пути опас­ностей, слушателям говорится, что в правой руке у них волшебная палочка, которая отводит любую опасность, превращает любых чудовищ и устраняет любые преграды. Также с помощью палочки слушатели могут добывать свет, освещающий любую тьму. При необходимости они могут также воспользоваться водолазными костюмами или ми­ниатюрными подводными лодками. Таким образом, они настолько хорошо подготовлены к путешествию вглубь моря, что могут ничего не бояться на этом пути.

Из многих положительных впечатлений в ходе этого упражнения следовало бы прежде всего упомянуть о выхо­де агрессивности. Многие участники с успехом участвуют в подводных битвах, обращают в бегство гигантских спрутов, распарывают брюхо нападающим на них акулам и даже топят корабли. У некоторых эта агрессивность, в том чис­ле и направленная на самих себя, находит более мирный выход. Они собирают под водой водоросли или кораллы.

„Путь на вершину горы” на шестом занятии, так же как и морское путешествие, направлен по вертикали, что обыч­но легче всего реализовать. В качестве дополнительного задания выступает исследование пещеры, перед которой сидит старый отшельник. После того, как одного поч­тальона при входе в пещеру атаковала свора собак, я по­рекомендовал ему захватить с собой волшебную палочку. Ему удалось добраться до вершины.

Беседа со старым мудрецом часто оказывает исключитель­но благотворное влияние, особенно на молодых людей. Одна 15-летняя девушка перед принятием всех своих личных ре­шений советовалась с отшельником, который представлял­ся ей воплощением собственной совести. „Он единственный, с кем я могу поговорить откровенно", — рассказывала она. 17-летний ученик, принявший участие в занятиях из-за психических особенностей своего характера, описывал вершину горы как „темную липкую массу, из которой вырастал желтый конус, а на вершине его стоял крест”. Последнее занятие мы посвящаем фрустрациям, напря­женным состояниям, являющимся истинными причинами расстройств, на которые жалуются слушатели. При этом возникают, например, следующие зрительные образы: „Перед моим внутренним взором разворачивается картина, показы­вающая мне причины моих страхов (разочарований и т. д.)”. Далее можно воскресить в памяти ситуации из прошло­го, например, родительский дом, или представить себе начало своей болезни, ее первое проявление, или понаб­людать за извержением вулкана, или увидеть себя в зер­кале, или вступить в беседу со „Сверх-Я”, то есть провести внутренний диалог со старым мудрым человеком. Имен­но это последнее упражнение мы проводим дважды, что­бы участники как следует освоили его и при необходимо­сти могли обратиться к данному методу.

Тот, кто хочет разглядеть сам себя, познать свои поло­жительные и отрицательные стороны, вряд ли сможет сде­лать это каким-либо более эффективным способом, чем методика высшей ступени аутотренинга, затрагивающая глубины психологии. Это действительно „чистая форма глубинного психологического познания человека в его от­ношении к другим и к себе самому”, по словам гамбургс­кого врача Х.Хенгстмана. С ним нельзя не согласиться, так как далее он пишет: „Заблуждения аутотренинга та­ятся не в том, что он говорит, а в том, о чем он умалчи­вает. Его возможности значительно шире, чем мы предпо­лагаем”.








Дата добавления: 2014-12-10; просмотров: 619;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.