О философских терминах и категориях

 

Выше мы каждую главу заключали списком основных терминов. В переводе с латинского термин означает границу, предел. С учетом этого мы задавали границы, особенности философских школ (Платона, например) и направлений (например, аналитической философии).

В философии очень часто ведут также разговор о категориях. Под этим греческим словом понимают наиболее общие философские понятия или, более широко, философские слова, обладающие, в том или ином значении, универсальным содержанием. В слове категория слышится отзвук далеких философских времен, когда думали, что философию можно построить точно так же, как всякую науку, на основе понятий, но только понятий универсальных. Последний из великих, кто пытался реализовать этот идеал знания, был Гегель.

Но при обращении с категориями надо быть очень осторожными, иначе можно попасть впросак, незаметно для себя реализуя устаревший способ философствования. Проиллюстрируем сказанное на примере анализа категории бытия, или, что то же самое, существования.

 

Что такое бытие?

 

Что значит быть, существовать? На первый взгляд кажется, что это совсем простой вопрос. Есть нечто существующее, и все тут. Но давайте вдумаемся в ситуацию. Если мы скажем, что «нечто существует независимо от нас», то остается непонятным, как мы можем судить о том, с чем никак не вступаем в контакт. Ее ли мы примем этот контакт во внимание, то вроде бы можно ска зать так: «Существует то, что воспринимаемо». Но тут же появляется феноменолог, который говорит, что судить о чем-либо, в том числе о существовании чего-то, на основе восприятия — это по меньшей мере наивно. Восприятие может обманывать (вспомните миражи в пустынях), надо подключить к проблеме феноменологический метод (и поехало!). Аналитик тоже заговорит о наивном понимании проблематики существования. Он станет объяснять, что о существовании можно нечто сказать не иначе, как анализируя наш язык. Кстати, Фреге, Рассел, Куайн — все трое бились над проблемой существования. Они рассуждали приблизительно так (мы несколько упрощаем логику их рассуждений).

Возьмем уравнение 5=х+2. Существует ли решение данного уравнения? Да, это х=3. Существовать, значит быть значением связанной (а не предоставленной самой себе) переменной, которая превращает уравнение в тождество. Усложним пример. Существует ли автор «Тихого Дона»? Аналитик запишет этот вопрос в форме высказывания «х — автор "Тихого Дона"». Он скажет, что предложение «Фадеев — автор "Тихого Дона"» ложно, а предложение «Шолохов — автор "Тихого Дона"» истинно. Функция истинности относится к описанию, где есть переменная. Существовать — значит быть связанной переменной. При обсуждении вопроса о существовании аналитик исходит из предложений, построенных по форме: «х есть А». Он говорит, что существуют те х, которые есть А. А вот утверждение «Шолохов существует» построено плохо, а именно, по формуле «х есть». Здесь не с чем сравнивать х.

Герменевт Хайдеггер всю жизнь занимался вопросом существования. Он отлично сознавал, что нет простого разрешения этого вопроса.

Вывод из нашего анализа такой. Надо оставить всякие надежды на бездумный простой универсализм. Следует анализировать проблемы обстоятельно, по тем методам, которые вам известны, в соответствии с теми терминами, которые известны из истории развития философской проблематики.

 








Дата добавления: 2014-12-10; просмотров: 943;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.