Тема 4. Культура Месопотамии
Природа и население древней Месопотамии. Краткая история древних цивилизаций Месопотамии. Протогосударственные объединения (города-государства) шумеров. Аккад под властью Саргона Древнего и его преемников. Возвышение Вавилонского царства во II тысячелетии до н. э. Вавилон времен Хаммурапи – первое развитое государство Западной Азии и его отличительные черты. Появление в XIV в. до н. э. на исторической арене самостоятельного государства Ассирии и его взаимоотношения с Вавилонским царством. Новое возвышение Вавилона в VII в. до н. э. Поздний период истории Двуречья: под властью Персии и Селевкидов.
Археологические открытия в Двуречье в XIX в.: вклад Ботта, Лэйярда, Рассама в становление ассириологии. Открытие цивилизации шумеров. Раскопки Сарзека, Л. Вулли. Расшифровка клинописи. Раскопки Кольдевея в Вавилоне.
Культура Месопотамии. Что известно науке о происхождении шумеров. Культура шумерских городов на примере изучения Урука, Ура, Лагаша. Структура храмовых и дворцовых хозяйств. Города Ассирии (Дур-Шаррукин, Кальху, Ниневия) и Вавилон. Возникновение письменности у шумеров и ее последующее развитие в Ассирии и Вавилоне. Расшифровка письменности.
Особенности религии и мифологии Месопотамии. Представления жителей Двуречья о вселенной, о богах, о людях и их предназначении. Литература Месопотамии: мифы, эпические поэмы, гимны и т. д. Аккадский миф о сотворении мира «Энума Элиш» и его герои. «Эпос о Гильгамеше» – наиболее значительное произведение древнего Двуречья. Связь литературы Месопотамии с Библией.
Искусство шумеров, Ассирии и Вавилона. Типы храмов Двуречья. Сокровища царских могил Ура.
Этика Месопотамии. Быт и нравы. Законы царя Ура Ур-Намму. Законодательство вавилонского царя Хаммурапи как один из первых известных науке сводов права. Развитие образования. Научные знания в Месопотамии: медицина, математика и астрономия, астрология.
Во время данного семинара студентам можно, например, предложить такую работу, которая дает навыки сравнительного анализа культур. Им демонстрируется картина известного художника Возрождения Питера Брейгеля «Вавилонская башня» и предлагается сопоставить его изображение башни с оригиналом. Студенты должны ответить на вопрос, мог ли Брейгель правильно изобразить Вавилонскую башню, и если не мог, то почему.
Дата добавления: 2014-12-09; просмотров: 793;