Попытки классификации наук и значение философии Ф. Бэкона.
Ф. Бэкону принадлежит одна из попыток классифицировать имеющиеся науки. Основание классификации – свойства человеческого ума:
- память;
- воображение;
- рассудок.
Памяти соответствуют исторические науки, воображению – поэзия, рассудку – философия, что составляет основу всех наук.
Философию Бэкон определяет как науку о:
- Боге;
- природе;
- человеке.
Каждый из трех предметов философии человек познает по-разному:
- природу – непосредственно с помощью чувственного восприятия и опыта;
- Бога – через природу;
- себя – через рефлексию (то есть обращенность мысли на саму себя, изучение мыслью мысли).
Философия Ф. Бэкона оказала огромное влияние на философию нового времени, английскую философию, философию последующих эпох:
- было положено начало эмпирическому (опытному) направлению в философии;
- гносеология (наука о познании) поднялась из второстепенной отрасли философии до уровня онтологии (науки о бытии) и стала одним из двух главных разделов любой философской системы;
- определена новая цель философии – помогать человеку добиваться практических результатов в его деятельности (тем самым Бэкон косвенно заложил основы будущей философии американского прогматизма);
- предпринята первая попытка классифицировать науки;
- дан импульс антисхоластической, буржуазной философии как Англии так и Европы в целом.
7. Философия Т. Гоббса. Учения о познании и о государстве. «Левиафан».
Томас Гоббс (1588 – 1679), ставший учеником и продолжателем философской традиции Ф. Бэкона:
- решительно отвергал теологическую схоластическую философию;
- целью философии видел достижение практических результатов в деятельности человека, способствовании научно-техническому прогрессу;
- в споре между эмпиризмом (опытным познанием) и рационализмом (познанием с помощью разума) выступил на стороне эмпиризма; критиковал рационалистическую философию Декарта;
- был убежденным материалистом;
- считал важнейшей философской проблемой вопросы общества и государства;
- разработал теорию государства;
- первым выдвинул идею, согласно которой в основе возникновения государства лежал общественный (совместный) договор.
Основной предмет философских интересов Гоббса – гносеология (учение о познании) и проблема государства.
Т. Гоббс считал, что человек осуществляет познание главным образом благодаря чувственному восприятию. Чувственное восприятие – это получение органами чувств (глаза, уши и т.д.) сигналов из окружающего мира и их последующая переработка. Данные сигналы Т. Гоббс именует «знаками» и дает их последующую классификацию:
- сигналы – звуки, издаваемые животными для выражения своих действий или намерений («пение» птиц, рычание хищников, мяуканье и т.д.);
- метки – различные знаки, придуманные человеком для обобщения;
- естественные знаки – «сигналы» природы (гром, молния, тучи и т.д.);
- произвольные коммуникативные знаки – слова различных языков;
- знаки и роли «меток» - специальная «закодированная» речь, понятная немногим (научный язык, язык религии, жаргон и т.д.);
- знаки знаков – имена имен – универсалии (общие понятия).
В качестве метода познания Т. Гоббс выступал за одновременное использование, как индукции, так и дедукции.
Проблема общества и государства, по Гоббсу, - главная в философии, поскольку цель философии – помогать человеку добиваться практических результатов в своей деятельности, а человек живет и действует в обществе и конкретном государстве.
- Философ стал автором всемирно известной книги «Левиафан» («Чудовище» - вышла в 1651 г. в период диктатуры Кромвеля), в которой обосновал теорию общества и государства. Суть данной теории в следующем:
- человек обладает изначально злой природой;
- движущей силой действий человека являются личная выгода и эгоизм, страсти, потребности, аффекты;
- указанные качества приводят к сознанию каждым человеком права на все;
- право каждого человека на все и пренебрежение к интересам других приводит к «войне всех против всех», в которой не может быть победителя и которая делает невозможной нормальную совместную жизнь людей и экономической прогресс;
- в целях совместного выживания люди заключили свои притязания и «право всех на все»;
- для предотвращения «войны всех против всех», подавления крайнего эгоизма возник общий институт (механизм) для регулирования жизни в обществе – государство;
- чтобы эффективно выполнять свои очень трудные функции, государство должно стать всесильным;
- государство – непоколебимое, многоликое, всесильное чудовище – «Левиафан», которое «пожирает и сметает все на своем пути» - сила, которой невозможно противостоять, но которая необходима для поддержания жизнеспособности общества, порядка и справедливости в нем.
Дата добавления: 2014-11-30; просмотров: 1339;