Предпосылки и общая характеристика английской философии нового времени.
Новое время стало периодом расцвета философии в Англии. Английская философия XVII – XVIII вв. имела свою специфику:
- материалистическую направленность (большинство философов Англии, в противоположность философам других стран, например Германии, предпочитало материалистически объяснить проблемы бытия и резко критиковало идеализм);
- господство эмпиризма над рационализмом (Англия стала редкой для своего времени страной, где в вопросах познания победил эмпиризм – направление философии, которое при познании ведущую роль отводило опыту и чувственному восприятию, а не разуму, как рационализм);
- большой интерес к социально-политическим проблемам (философы Англии не только пытались объяснить суть бытия и познания, роль человека в мире, но и искали причины возникновения общества и государства, выдвигали проекты оптимальной организации реально существующих государств).
Философия Англии была для XVII в. очень прогрессивной. Большое влияние на ее характер имели следующие политические события:
- революция Оливера Кромвеля середины XVII в. (свержение и казнь короля, непродолжительное существование республики, движение индепендентов);
- «славная революция» 1688 года;
- окончательная победа протестантизма над католицизмом, достижение внутренней автономии англиканской Церкви, ее независимостью от Папы Римского;
- упрочение роли парламента;
- развитие новых буржуазных общественно-экономических отношений.
Наибольший след в философии Англии нового времени оставили:
- Фрэнсис Бэкон – считается родоначальником эмпирического (опытного) направления в философии;
- Томас Гобсс (уделял болшое внимание проблемам государства, автор книги «Левиафан», выдвинул идею «общественного договора»);
- Джон Локк (изучал проблемы государства, продолжил традицию Т.Гоббса).
2. Ф. Бекон – основоположник эмпирического направления в философии.
Основателем эмпирического (опытного) направления в философии считается Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626) – английский философ и политический деятель (в 1620 – 1621 гг. – лорд-канцлер Великобритании, второе должностное лицо в стране после короля).
Суть основной философской идеи Фрэнсиса Бэкона – эмпиризма – заключается в том, что в основе познания лежит исключительно опыт. Чем больше опыта (как теоретического, так и практического) накопило человечество (и отдельный человек), тем ближе оно к истинному знанию. Истинное знание, по Бэкону, не может быть самоцелью. Главные задачи знания и опыта – помочь человеку добиваться практических результатов в его деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, господству человека на природе.
В связи с этим Бэконом был выдвинут афоризм, который сжато выразил все его философское кредо: «Знание – сила».
Дата добавления: 2014-11-30; просмотров: 1176;